Народ и партия


Алла МАРКОВА

Власть, как писал Салтыков-Щедрин, создана для того, чтобы приводить народ в изумление. В случае с заменой льгот денежной компенсацией так оно и вышло. Почему же, интересно, власть решилась на столь непопулярные меры?

Правительство считает, что «замена льгот денежной компенсацией более соответствует принципам рыночной экономики и может сделать социальную систему более справедливой». Так заявил премьер-министр Михаил Фрадков.

Но рыночная экономика появилась на Западе намного раньше, чем в России. И там распространены как бесплатные услуги для социальных льготников, так и их денежные компенсации. В Италии, например, бесплатно лечат инвалидов, ветеранов войны, детей до шести лет, а также пенсионеров, если ежегодный доход их семьи ниже 36 тыс. евро. В Великобритании льготы на медицинское обслуживание еще более щедрые: за лечение зубов не платят беременные женщины и несовершеннолетние дети, а ветераны войны и малоимущие получают бесплатные лекарства. В Испании кроме пенсионеров и людей с серьезными заболеваниями право на бесплатные лекарства имеют проходящие альтернативную службу призывники, занятые на важных социальных работах.

Во многих государствах материальная помощь оказывается молодым семьям. Так, почти во всех европейских странах за рождение ребенка матери полагается солидная премия от социального фонда. И если бы российское правительство действительно равнялось на западные образцы рыночной экономики и действительно хотело «сделать социальную систему более справедливой», то не стало бы лишать льгот инвалидов, пенсионеров и матерей. Пока же под лозунгом уменьшения бедности гражданам предлагается системное лишение остатков былой социальной защищенности, разрушение пусть не идеальных, но психологически и экономически важных механизмов социальных гарантий.

Почему и зачем

Правительство избавляется от советского наследия, втягивая население в денежные отношения? Допустим. Но почему надо начинать с инвалидов и пенсионеров, когда даже молодежь в нашей стране не живет в условиях полноценной рыночной экономики, поскольку еще не сложился нормальный рынок труда?

Далее. В правительстве считают, что существующая система льгот не только неэффективна, но и несправедлива. В городах инвалиды и ветераны бесплатно ездят в общественном транспорте, пользуются «телефонными» льготами и правом на получение бесплатных лекарств. В селах же, как правило, нет телефонов и общественного транспорта, да и о бесплатных лекарствах там лишь слышали.

Но оказывается, проект предполагает изменение целого ряда законов, непосредственно связанных с жизнью сел и деревень.

Так, по словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, «отменяется закон о социальной защите села, вносятся изменения в Лесной кодекс, по которому инвалиды и герои Второй мировой войны могли бесплатно пользоваться лесными ресурсами».

Однако и после этого обязательства региональных властей по социальным льготам превысят возможности их бюджета на 1,8 трлн руб. Именно на эту сумму социальные льготы придется секвестировать. «Поскольку в России в настоящее время насчитывается всего лишь 11 регионов-доноров, а остальные живут за счет трансфертов из центра, легко догадаться, что для большинства субъектов Федерации новые социальные обязательства окажутся неподъемной ношей», — считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

По его словам, может сложиться ситуация, когда в одних регионах реформа пройдет сравнительно безболезненно, а в других «людям останется только ложиться и умирать, так как льгот они лишатся, а денег им не дадут». Правда, центр способен поддержать регионы, выделяя им субвенции, но за это губернаторам придется платить полным подчинением Кремлю. С помощью новых рычагов давления на губернаторов можно будет провести укрупнение регионов, о необходимости которого говорится уже давно.

Не исключена и еще одна причина форсированного проталкивания через Госдуму законопроекта о замене льгот. Мало кто знает, что пакет законопроектов и поправок, внесенный правительством, касается не только льгот. Предлагается отменить надбавки к зарплате для сельских учителей (хотя это вовсе не льготы, а условия найма на работу), внести ряд изменений в законодательные документы о малом предпринимательстве, Закон о поддержке региональной печати, а также о снижении ставки НДС для СМИ. Вместо действующей службы медико-социальной экспертизы, подразделения которой входят в состав органов соцзащиты, планируется создать федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные уполномоченному органу, определяемому правительством. Причем именно эти учреждения и будут решать, выделять или нет в рамках так называемого соцпакета льготные лекарства, выписанные врачами в поликлиниках ветеранам и инвалидам.

Каждая такая поправка вызвала бы широкий общественный резонанс, если бы рассматривалась самостоятельно. Поэтому правительство пытается провести ряд документов, не только не вынося их на широкое обсуждение, но и не давая возможности разобраться в них самим депутатам. По словам депутата Госдумы Геннадия Селезнева, на подготовку заключений по всем документам регионам был дан всего месяц, в результате чего более 20 регионов вообще не представили своих оценок проекта. «Между тем, если бы 30% субъектов Федерации прислали отрицательное заключение на проект, его бы отправили на доработку в специальную комиссию», — заявил Селезнев.

Правительство говорит и о невыполнении государством своих обязательств перед льготными категориями граждан. Действительно, сегодня обязательства бюджета — это более 2 трлн руб. в год, реальные же расходы не превышают 500 млрд. После замены льгот компенсациями выплаты из федерального бюджета составят 171 млрд руб., из региональных — около 100 млрд руб. Реальные расходы на социальную помощь сократятся в 1,85 раза — на 229 млрд руб. Так может быть, причина правительственных нововведений в том, что не хватает средств? Но неиспользуемые остатки только федерального бюджета, включая стабилизационный фонд, превышают $13 млрд (380 млрд руб.). Значит, и данная причина малоубедительна. И кстати, непонятно, на чем основано заявление министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова о грядущем увеличении средств, фактически получаемых льготниками, в 10—20 раз, если расходы на эти выплаты будут снижены почти вдвое?

В общем, получается, что реальная цель отмены льгот — сократить обязательства бюджета перед социально незащищенными гражданами. Проще говоря, сэкономить на бедных.

Сколько в России льготников?

Сколько в России льготников, никто точно сказать не может. По сведениям Минфина, около 32 млн человек. Из них 12 млн федеральный центр готов «взять на себя», в том числе 10 млн инвалидов, 230 тыс. блокадников, 100 тыс. участников войны. По данным же Счетной палаты, участников войны 340 тыс. Кроме того, федеральные льготы положены более чем 4 тыс. Героев России, Советского Союза и Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Такие цифры приводит Минфин. Однако Госкомстат считает, что льготников последней категории более 6 тыс. человек.

Еще больше расхождений по числу людей, которых будут опекать региональные власти. По данным самих регионов, на их попечении окажется не меньше 26—27 млн человек. А по информации Минфина, их 20 млн (19 млн ветеранов труда и 1 млн — труженики тыла и пострадавшие от сталинских репрессий). Но Минобороны утверждает, что тружеников тыла в действительности около 9 млн человек.

Сейчас Министерство здравоохранения и социального развития считает льготников заново. Сколько их окажется — неизвестно. Зато известно, что их ждет.

Кто что потеряет

Ветераны и инвалиды будут лишаться льгот постепенно. С 2005 года отменят бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, льготные тарифы по оплате телефона, бесплатное санаторно-курортное лечение и бесплатные лекарства. С 2006 года могут отменить 50-процентные скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Кроме инвалидов и ветеранов, с 2005 года льгот лишатся и некоторые категории госслужащих. Так, например, почти все работники силовых министерств не смогут бесплатно ездить в городском транспорте. Изменения коснутся и людей, имеющих сейчас льготы по коммунальным платежам. Например, судьи и прокуроры потеряют право на 50-процентную скидку при оплате телефона. Надзирателям тюрем больше не будут оплачивать ежегодный проезд по стране до места лечения и обратно. Сотрудники Министерства внутренних дел и члены их семей перестанут получать положенные сегодня бесплатные путевки в санатории и дома отдыха.

С 2005 года военнослужащие лишатся бесплатного проезда, льгот по оплате жилья, льготного медицинского и санаторно-курортного лечения, права вне очереди устроить ребенка в детский сад или школу-интернат. Потеряют все прежние льготы семьи погибших Героев Советского Союза и Героев России. Жители Крайнего Севера лишатся государственных гарантий по северным надбавкам, беженцы — бесплатной медицинской помощи и лекарств, денежной помощи для строительства или покупки жилья, льгот при трудоустройстве. Сельские учителя потеряют льготы на оплату жилья и 25-процентную надбавку к окладам за работу в сельской местности. Учащимся отказано в доплатах на питание, иногородним студентам — в бесплатном проезде к месту обучения, и всем студентам — в оплате отпусков для сдачи сессий, госэкзаменов, защиты дипломов и др. Отменяются и льготные проездные билеты для студентов.

Доноры будут лишены льготного проезда, пожарные — права на внеочередную установку телефона, инвалиды и ветераны войны — бесплатного получения автомобиля. Правда, депутаты предлагают еще на год продлить право на получение машины марки «Ока», но будет ли это принято — неизвестно.

Кто сколько получит

Всех, кому сейчас положены льготы, поделят на две категории: на тех, кто будет получать выплаты из федерального бюджета (таких около 27%), и тех, кто окажется на балансе региональных бюджетов.

На какие компенсации можно рассчитывать? Герои России, Советского Союза и Социалистического Труда получат 3,5 тыс. руб. в месяц. Инвалиды войны — 2 тыс. руб., участники войны — 1,5 тыс. руб., участники боевых действий — 1,1 тыс. руб. Жители блокадного Ленинграда, не являющиеся участниками войны, — 1,1 тыс. руб. Инвалидам I группы планируют платить 1,4 тыс. руб., II группы — 1 тыс. руб., III группы — 800 руб. Дети-инвалиды и инвалиды детства ежемесячно обойдутся федеральной казне в 1 тыс. руб. каждый.

Эти выплаты компенсируют им отмену права на бесплатный проезд на пригородном и городском транспорте, бесплатные лекарства, льготное пользование телефоном и льготное санаторно-курортное лечение. Одновременно федеральным льготникам предложат социальный пакет за 440 руб. в месяц, который, по утверждению чиновников, вернет часть отмененных льгот. В соцпакет войдут проездной на пригородный железнодорожный транспорт (40 руб.), бесплатные медикаменты (350 руб.), санаторно-курортное лечение раз в четыре года. Для каждого льготника будет составлен список необходимых ему лекарств — их бесплатно выдадут в аптеках. Если человек не уложится в отведенные ему на лекарства 350 руб., разницу компенсирует федеральный бюджет.

Региональным властям предстоит профинансировать льготы или компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг. Из региональных бюджетов окажут поддержку людям с психическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированным. Оттуда же возьмут средства на стипендии студентам, детские пособия, а также на льготы по оплате услуг ЖКХ для инвалидов. Размер компенсации должен определяться региональными властями.

Естественный отбор

Для многих россиян правительственные нововведения могут обернуться катастрофой. В лучшем случае они сильно ударят по бюджету детей и внуков льготников, если таковые имеются.

За год денежные компенсации для одного льготника составят от 5,4 тыс. до 10,8 тыс. руб. Но для большинства инвалидов, к примеру, после отмены льгот таких средств едва ли хватит на два месяца. Этот вывод подтверждают некоторые расчеты. 50% от квартплаты, оплаты коммунальных услуг и телефона в сумме составляют примерно 500 руб. Плюс городской транспорт. В столице на это уходит минимум 420 руб. в месяц, если пользоваться только метро. Если еще и наземными видами транспорта, то до 1,2 тыс. руб. Регулярные поездки за город на электричке увеличивают эту сумму примерно вдвое.

Частичная или полная оплата медикаментов тоже обойдется недешево: стоимость препаратов, необходимых инвалидам, может достигать нескольких сотен рублей. Прибавьте сюда постоянный рост цен на лекарства, который правительство вряд ли учтет, определяя размер денежной компенсации. Так что лечиться по реальным, а не по льготным ценам пенсионеры и инвалиды вряд ли будут. К тому же образ мыслей российских пенсионеров не включает крупные расходы на лекарства в число приоритетов. Есть статистические данные: 25% пенсионеров, независимо от уровня доходов, выполняют только те назначения врача, за которые не нужно платить.

Самые крупные расходы грозят тем, кто пользуется льготами не каждый день. Например, донорам и инвалидам скоро нельзя будет бесплатно лечить зубы, военным и судьям — бесплатно добираться до места отдыха, а милиционерам — получать бесплатные путевки в санатории и дома отдыха. Сравним размер компенсации со стоимостью того, что пока полагается бесплатно. Например, инвалиду войны оплачивают санаторную путевку (примерно 14 тыс. руб.), авиабилет, скажем, на Дальний Восток и обратно (34 тыс.) или автомобиль «Ока» (около 80 тыс.). Вместо всего этого ему предложат 2 тыс. руб. в месяц. Сравнение явно не в пользу компенсаций. Не говоря уже о лекарствах, протезировании зубов и праве на обеспечение жилой площадью. О последнем, впрочем, инвалиды могут больше не беспокоиться: новый Жилищный кодекс, принятый в первом чтении, отменяет право инвалидов, участников войны и семей погибших военнослужащих на первоочередное предоставление государственного жилья.

Скромное очарование депутата

Зато правом на бесплатное жилье будут пользоваться государственные чиновники. Причем рыночная стоимость жилья, предоставляемого им, может быть и $100 тыс., и $200 тыс. Данное право закреплено законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ», принятым в 2004 году. Здесь же сказано, что денежное вознаграждение депутатов (450 человек) и сенаторов (178 человек) приравнивается к денежному вознаграждению министров.

А это около $3 тыс. (88 тыс. руб.) в месяц — в четыре раза больше, чем до повышения. И при таких доходах чиновники и депутаты не спешат отказываться от натуральных льгот: служебной квартиры, автомобиля, бесплатного медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Для справки: BMW российской сборки, на которые планируется пересадить чиновников, стоят 44,9 тыс. евро.

Такой вот Закон о статусе депутата приняла Государственная дума, состоящая преимущественно из фракции «Единая Россия». Именно эта фракция дружно голосует за принятие закона о замене льгот. И именно за «Единую Россию» проголосовало на выборах в Госдуму большинство населения. Подавляющее число голосовавших — льготники, решившие, что эти народные избранники смогут защитить их интересы. Однако у депутатов другие интересы.