Георгий ШПАК: как бы ни было трудно, слово надо держать


Беседу вела Елена Черненко, фото Анатолия Минькова

Кампания по выборам губернатора в Рязанской области от проходивших в других регионах отличалась тем, что предугадать ее итоги не смогли даже столичные аналитики. Аутсайдер на старте избирательной гонки, депутат Государственной думы, боевой генерал и десантник Георгий Шпак обошел почти дюжину конкурентов (в их числе были и олигархи рязанского масштаба, и, как водится, предыдущий областной руководитель) и уверенно занял губернаторское кресло. «Я обещал рязанцам изменить их жизнь к лучшему и сделаю это», — заявил он, одержав победу.
Прошло 100 дней после инаугурации нового губернатора.

— Георгий Иванович, расскажите, пожалуйста, о ваших первых шагах в новой должности.

— После победы на выборах я сразу во всеуслышание заявил, что никакой «охоты на ведьм» или «чистки рядов» с делением по принципу «угоден — не угоден» не будет. Большинство людей, работающих в структуре исполнительной региональной власти, — высокопрофессиональные специалисты. Они по-прежнему выполняют свои обязанности.

— Как бы вы определили сегодняшнюю главную задачу областного руководства?

— Выстраивание оптимальной, работоспособной управленческой вертикали. В день моей инаугурации стал законом законопроект о структуре исполнительных органов государственной власти в Рязанской области.

Основная цель преобразований — делегирование полномочий по вертикали власти. Раньше единственным человеком, принимавшим окончательные решения, был губернатор. Теперь на каждом уровне, в пределах своей компетенции, решения принимают чиновники областного правительства и они же несут персональную ответственность за их исполнение. Это сделало региональную власть более мобильной и гибкой.

Сейчас уже можно говорить о завершении данного процесса. Сформировано правительство области. Текущее руководство его деятельностью осуществляет вице-губернатор, председатель Правительства Рязанской области Андрей Вениаминович Ярин. Сформирована серьезная, профессиональная и работоспособная команда.

Подверглась реформированию работа областного аппарата. Мы убрали не свойственные ему функции управления экономическими процессами, оставив фактически одну: обеспечение деятельности губернатора и Правительства Рязанской области. Это, кстати, позволило более чем на 20% сократить численность аппарата, уменьшив административные расходы областного бюджета.

— Однако не секрет, что результаты деятельности руководителя региона во многом зависят от компетентности чиновников не только высшего, но и районного уровня.

— В условиях, когда местное самоуправление является независимым в пределах собственных полномочий, главная проблема — соблюсти баланс интересов области и отдельных муниципальных образований. Это особенно сложно сделать в таком регионе, как наш, где велико количество дотационных районов. Они не в состоянии самостоятельно наполнить свой бюджет. Возникает ситуация: деньги из областного бюджета выделяются, а гражданам от этого толку мало, средства на местах тратятся далеко не всегда на благо жителей. Губернатор же по закону не имеет права вмешиваться в сферу деятельности местного самоуправления.

Буквально с первых дней я столкнулся с потоком жалоб из районов на чиновничий беспредел, бесхозяйственность, семейственность в распределении власти. Некоторые муниципальные образования оказались попросту приватизированы их руководством. Конечно, такое положение дел не может меня устраивать.

— Есть ли надежда изменить ситуацию?

— Да. Такую возможность дает нам новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вступит в действие с 2006 года, но уже к началу 2005-го необходимо создать новые муниципальные образования в районах области: городские и сельские поселения. Местная власть должна стать ближе к людям. Например, главу местной администрации можно будет назначать на условиях контракта, конкурса.

— Федеральное правительство говорит о разделении финансовых обязательств между уровнями власти. Что вы об этом думаете? Как такое предложение скажется на областном бюджете?

— В результате введения в действие новых федеральных законов расходы областного бюджета увеличиваются, причем существенно. К тому же, как известно, проводимая налоговая реформа ощутимо сужает доходную базу региональных бюджетов. Иными словами, расходов становится больше, а доходов — значительно меньше. Предлагаемое Правительством России сокращение расходов бюджетной сферы в связи со снижением ставки единого социального налога, к сожалению, ситуацию не улучшит.

Меня, как представителя интересов более 1 млн жителей региона, такое положение очень беспокоит. Каким образом, из каких источников будет финансироваться социальная программа: помощь детям, гражданам пожилого возраста, инвалидам и ветеранам труда, людям, работавшим в тылу в годы Великой Отечественной войны, и т. д.? Ведь эта обязанность опять же делегирована региональной власти, областному бюджету. Где взять средства? Мы уже думаем об этом, просчитываем варианты, проводим работу с депутатами-рязанцами в Государственной думе, выходим в Правительство РФ со своими предложениями.

— И есть результаты?

— Пока рано говорить о результатах. Хотелось бы верить, что они будут, причем в пользу народа.

— Это будущее, а что вы скажете о сегодняшнем состоянии областного бюджета?

— Как и год назад, нынешний бюджет Рязанской области имеет социальную направленность. Чему есть объяснение: по уровню жизни у Рязанской области не самые лучшие показатели. Вот потому социальный бюджет был и остается нашим приоритетом.

За полугодие в области полностью выполнены финансовые обязательства по социальным гарантиям, заработной плате и начислениям работникам бюджетной сферы, рязанским учителям выплачены отпускные деньги. Мы увеличили взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения более чем в семь раз: с 81 руб. до 580 руб. в год. Ежемесячный размер пособий семьям с детьми-инвалидами с 1 октября увеличится вдвое.

Кроме того, правительством области была найдена возможность не только для полного, но и для опережающего финансирования местных бюджетов, предоставления ссуд муниципальным образованиям. Выделяются также субвенции для реализации социально значимых проектов.

— Рязанская область преимущественно аграрная. Относите ли вы финансирование регионального АПК к числу приоритетов? И что можете сказать об урожае-2004?

— Конечно, АПК для нас — приоритет. Что касается урожая, то прогноз очень хороший. Валовой сбор зерна ожидается не менее 1 млн т. Но, как говорится, «не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре». Есть определенные опасения, связанные с уборкой зерновых. Они продиктованы, во-первых, неудовлетворительным состоянием уборочной техники и ее нехваткой, во-вторых, прохладной погодой. Проливные дожди, шквалистые ветры, а местами и град положили и закрутили хлеба.

— Среди сельхозпредприятий Рязанской области много убыточных. Как вы решаете такую проблему?

— Новое — это хорошо забытое старое.

В советское время, в период становления колхозов, сильные хозяйства объединяли со слабыми. И, что называется, всем миром подняли сельскохозяйственное производство в масштабах всей страны. Мы возродили данный почин и видим его правильность. Там, где были одни убытки и полный развал, появляется прибыль, неплохие производственные показатели, новые рабочие места. Направление для нашего аграрного сектора очень перспективное, и мы будем его развивать.

— Как ситуация в АПК отражается на пищевой и перерабатывающей промышленности? Есть ли у вас планы создания новых производств?

— В этой сфере вот уже несколько лет у нас наблюдается устойчивый рост. Его темпы в пищевой промышленности по предварительным итогам первого полугодия составят 112%. Мы подталкиваем товаропроизводителей к той мысли, что реконструкция и переоснащение производственных мощностей, выпуск конкурентоспособной продукции — единственный способ выжить на продовольственном рынке. В области есть примеры таких предприятий. Динамично развивается и проводит реконструкцию предприятие «Ибредькрахмалпатока», оно первым в России приступило к выпуску катионного крахмала и сухого глютена — новейшей кормовой добавки. Модернизируют производственные базы Старожиловский и Сасовский молочные комбинаты, Приокский маслозавод.

А недавно в г. Сасово открылось уникальное предприятие, построенное буквально в считанные месяцы. Его первая очередь способна обеспечить выпуск 180 млн л соков, минеральной воды, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков в год, причем высокого качества и в современной упаковке. Этот проект имеет большое значение для социально-экономического развития района и области в целом: появились новые рабочие места, увеличатся поступления в бюджет.

— Похоже, вы готовитесь перехватить товарную инициативу у соседних регионов. Это можно предположить по экономической акции, проводившейся под девизом «Рязанские товаропроизводители — городам Московской области», которая недавно прошла в Воскресенске, Егорьевске и Ногинске.

— Цель данной акции нам виделась несколько иной. Мы намерены активно продвигать рязанскую продукцию, и не только на рынки наших соседей. Московский регион был выбран для старта по вполне понятным причинам: он наиболее емкий. Кроме того, жители Подмосковья обладают уникальным опытом привлечения инвестиций и организации конкурентоспособных производств. Этому мы решили у них поучиться.

Рязанская делегация представила новейшие продукцию и разработки в области строительства, энергосбережения и здравоохранения. Интерес был проявлен огромный. Более 50 предприятий предложили нам сотрудничество. Рязанцы получили добро на участие в конкурсных программах муниципального строительства и благоустройства, в тендерах по приобретению медицинского оборудования и коммунальной техники для Подмосковья.

— Существуют ли у вас планы по привлечению зарубежного капитала, капитала других регионов или внутриобластного?

— Ваш вопрос затронул важнейшее, стратегическое направление в программе социально-экономического возрождения Рязанской области. Мы четко понимаем: без привлечения инвестиционного капитала, причем любой

географической «прописки», будь то западной, российской или своей, рязанской, возможности региональной экономики резко сужаются.

В этой сфере у области уже накоплен большой опыт сотрудничества и с российскими, и с зарубежными инвесторами. Сегодня у нас прочные позиции на инвестиционном рынке. Среди 17 субъектов, входящих в ЦФО, мы находимся на пятом месте по темпам роста инвестиций после Ивановской, Тверской, Липецкой и Тамбовской областей. Скажу больше: в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, ежегодно составляемом известным российским рейтинговым агентством «Эксперт РА», Рязанская область занимает третью позицию в числе наиболее динамичных регионов страны по повышению инвестиционного потенциала.

В области сформирован программный документ, в который вошли более чем 100 инвестиционных и инновационных предложений, общая сумма необходимых финансовых вложений составляет $500 млн. Создан банк данных свободных индустриальных площадей.

В этом огромном массиве инвестиционных проектов мы очертили круг наиболее перспективных и важных для региона. В частности, «Развитие технической базы семейной медицины», «Организация производства по переработке мазута», «Строительство грузового транспортного терминала», «Организация производства изделий солнечной энергетики» и др. Многие из них уже вызвали интерес у инвесторов, в том числе и западных.

Прилагаемые усилия приносят свои плоды. И нас это радует. Если раньше в структуре инвестиций преобладали собственные средства предприятий, то сегодня их доля сократилась с 70% до 50%. Это говорит о том, что в область все активнее приходит внешний инвестор.

— А насколько развит в Рязанской области малый бизнес и каковы его перспективы?

— Роль малого бизнеса значима для нас уже потому, что в этой сфере трудится четверть занятых в экономике области, то есть десятки тысяч людей. Негосударственный сектор имеет огромный потенциал, он способен успешно работать даже в наших непростых экономических условиях. Моя задача, как губернатора, — обеспечить максимально благоприятные условия для предпринимателей и убрать многочисленные препоны на их пути.

В настоящее время в области создана достаточно обширная законодательная база по поддержке малого бизнеса, действует долгосрочная региональная программа государственной поддержки, рассчитанная на три года.

Однако в данном вопросе есть много подводных камней. Помогать абстрактно ориентированным малым предприятиям мы не можем. Не та финансовая ситуация. Поэтому задача у нас другая: направить предпринимательскую инициативу в русло наиболее значимых для рязанской экономики отраслей, например в жилищно-коммунальную сферу, лесопереработку, туризм.

Конечно, начальный этап становления крепкого малого предпринимательства требует финансовой поддержки со стороны Правительства Рязанской области. Мы готовы использовать весь спектр финансовых инструментов — от субсидирования кредитных ставок, лизинговых платежей до предоставления гарантий. Но повторяю: вначале будет просчитываться социальный эффект от наших вложений и только после этого — осуществляться конкретное финансирование.

— Очень болезненная точка у всех без исключения регионов России — жилищно-коммунальное хозяйство. На ЖКХ жалуются все — от Камчатки до Калининграда. Полагаю, что и у вас накопилось много проблем в этой сфере. Существуют ли у вашей команды рецепты кардинального изменения ситуации?

— Да, о проблемах ЖКХ вполне уместно было бы сказать: «пациент скорее мертв, чем жив». Действительно, ситуация сложнейшая. Инженерные объекты и коммуникации изношены более чем на 60%, многие из них находятся в аварийном состоянии. Некоторые населенные пункты испытывают дефицит питьевой воды, до сего времени в 11 городах и рабочих поселках отсутствуют очистные сооружения. Проблемы усугубляются огромными долгами в этой отрасли. А что касается второй части вашего вопроса, хочу заметить: можно сколько угодно придумывать прожекты, строить воздушные замки, но пользы от них не будет. Надо засучивать рукава и работать.

Мы действуем на базе программы «Основные направления реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004—2010 годы». Из областного бюджета на нее выделено 63 млн руб. Это очень мало. А потому стараемся привлекать и федеральные ресурсы. В нынешнем году рассчитываем на 10 млн руб. в рамках федеральной программы, а в следующем по проекту распределения государственных капитальных вложений ждем еще 54 млн на реализацию крупных проектов, связанных с водоснабжением и канализацией.

— По вашему мнению, хватит?

— Нет и еще раз нет. Поэтому мы ходатайствовали перед Федеральным агентством по строительству и ЖКХ об увеличении лимитов капитальных вложений по федеральной программе до 150 млн руб. Надеемся, что будем услышаны.

Одновременно мы продолжаем строительство объектов «коммуналки» и занимаемся газификацией. Завершение всей этой работы запланировано на 2008 год. Для жителей районов, уверяю вас, реальные шаги намного важнее, нежели многочисленные программы, прописанные на бумаге.

— А как складываются отношения области с энергетиками? Насколько я знаю, в регионе существует проблема задолженностей.

— Эти вопросы решаемы. Сейчас готовятся к подписанию соглашения о сотрудничестве между Правительством Рязанской области и энергетическими монополиями — РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», в которых оговариваются, в частности, и финансовые вопросы. Причем, учтите, что долги имеют не только муниципальные предприятия, но и энергетики — по налогам и пеням. Так что сложившаяся ситуация не должна помешать стабильному обеспечению региона энергоресурсами, в том числе и во время отопительного сезона. Мы этого не допустим.

— Георгий Иванович, давайте поговорим с вами о другой важной стороне жизни Рязанского региона. Полагаю, многие знают о том, что у вас много талантливых и способных детей…

— Это правда, и я очень горжусь нашими детьми. Бывая в районах, всегда посещаю школы, клубы, библиотеки и вижу талантливых, целеустремленных ребят. Пусть они другие, нежели мы в их возрасте, но эта непохожесть меня лично завораживает.

Конечно, у регионального образования, как, наверное, по всей России, есть свои трудности. Причем не только и не столько проблемы материально-финансового характера: устаревшая учебно-материальная база, нехватка современных пособий и т. д. В конце концов, недостатки устраняются, если пытаться их устранить. Один из примеров: мы возродили шефство промышленных и сельскохозяйственных предприятий над школами и училищами, привлекаем к такому благому делу представителей бизнеса, спонсоров. Инициатива нашла понимание: предпринимателям ведь небезразлично, кто будет жить в России и двигать вперед экономику.

Проблема, на мой взгляд, заключается в другом. Необходимо сформировать у ребят устойчивую потребность быть образованными, здоровыми и крепкими. Такая потребность уже когда-то существовала в нашей стране, но была утеряна. Надеюсь, не безвозвратно.

Совсем недавно я вручал стипендии губернатора 27 одаренным детям — победителям всероссийских и международных олимпиад, смотров, конкурсов, соревнований. Не сомневаюсь, в будущем они войдут в региональную элиту. Уже сейчас их достижения впечатляют. Но больше всего меня радует открытое и чистое отношение ребят к России, к истокам. Хорошо, если это чувство останется с ними на всю жизнь. Тогда все наши усилия по социально-экономическому возрождению Рязанской области будут оправданны.

Справка «БОССа»

Георгий Иванович Шпак родился 8 сентября 1943 года в г. Осиповичи Могилевской области (Белоруссия).

В 1966 году с отличием окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Командовал взводом, ротой курсантов этого же училища, учебным парашютно-десантным батальоном.

В 1978 году после окончания с золотой медалью Военной академии им. М.В. Фрунзе назначен командиром парашютно-десантного полка, участвовавшего в боевых действиях в Афганистане. Затем служил начальником штаба — заместителем командира воздушно-десантной дивизии, командиром дивизии.

В 1988 году после окончания Военной академии Генерального штаба стал заместителем командующего общевойсковой армией в Одесском военном округе.

С 1989 года — командующий армией в Карелии. Потом — начальник штаба — первый заместитель командующего войсками Туркестанского военного округа.

В 1992—1996 годах — начальник штаба — первый заместитель командующего войсками Приволжского военного округа.

В 1996 году назначен командующим Воздушно-десантными войсками России. Воинское звание — генерал-полковник.

В 2003 году избран депутатом Государственной думы.

Весной 2004 года стал губернатором Рязанской области.