Десять процентов вниз


Анастасия САЛОМЕЕВА

В 2005 году нас ожидает снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Правительство наконец пошло навстречу бизнес-сообществу, давно ратовавшему за подобную меру. Тем не менее модернизация ЕСН — один из самых трудных для него шагов и, наверное, самый сложный этап налоговой реформы. Ведь прежде действия правительства по уменьшению налогового бремени не были связаны непосредственно с государственными обязательствами.
В данном же случае затрагивается такой важный социальный вопрос, как пенсионное обеспечение граждан.

Единый социальный налог был введен 1 января 2001 года. Он заменил страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), куда в общей сложности отчислялось 39,5% фонда оплаты труда предприятий. Столь значительные отчисления приводили к тому, что в стране фактически не наблюдалось официального роста заработной платы, а компании предпочитали платить своим сотрудникам по полулегальным схемам, позволяющим не делать социальных отчислений.

С появлением ЕСН их сумма была снижена до 35,6%. Это не замедлило позитивно сказаться на отечественной экономике: уже в 2001 году, впервые за несколько лет, статистика показала рост официального уровня зарплат. Тем не менее ЕСН со ставкой 35,6% стал одним из самых высоких налогов в России, что не способствовало «обелению» зарплат наших сограждан.

Не получилось…

На протяжении последних трех лет большинство экономистов сходилось в том, что правительству надо постепенно снижать ставку ЕСН. И приступать к реализации данной политики, по мнению многих, следовало еще в 2002 году. Но этого не было сделано. В результате в 2003 году по сравнению с 2001 и 2002 годами стал ощущаться недобор единого социального налога в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Одна из основных причин такого положения, как считают эксперты Счетной палаты РФ, — выпадение значительных сумм налога в связи с переходом налогоплательщиков на специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения и единого налога на вмененный доход, предусматривающую освобождение от уплаты единого социального налога налогоплательщиков — субъектов малого предпринимательства. По данным Счетной палаты, в 2003 году объем выпавших сумм единого социального налога в целом составил свыше 30 млрд руб. (5,3% от общей суммы бюджетных назначений по ЕСН на 2003 год), из них по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, свыше 20 млрд руб. (5,5%).

Введение ЕСН должно было поднять уровень собираемости средств для обеспечения финансовой стабильности внебюджетных социальных фондов, стимулировать работодателей не скрывать действительные размеры заработной платы персонала, упростить процедуры администрирования и снизить нагрузки на фонд оплаты труда. Тем не менее, по мнению ряда экономистов, большинство ожиданий, связанных с этим налогом, не оправдались. Фактически единый социальный налог привел к тому, что средства, предназначенные на социальное страхование, теперь аккумулируются в государственном бюджете.

Реформа с продолжением

Нельзя сказать, что российские законодатели не предпринимали никаких шагов по снижению ставки единого социального налога. Законопроект, содержащий соответствующие поправки в Налоговый кодекс, поступил в Государственную думу еще в 2003 году, но тогда он принят не был. Долгожданный для многих час пробил в начале 2004 года, когда в правительстве активно заговорили о новом этапе налоговой реформы.

Выступая в марте 2004 года на пленарном заседании Госдумы, Михаил Фрадков, на тот момент еще кандидат в премьер-министры, заявил, что первоочередной задачей налоговой реформы является уменьшение ставки единого социального налога. «Налоговое бремя постоянно снижается, но сегодня этого уже недостаточно», — сказал он. Снизив ставку ЕСН, можно изменить ситуацию, когда значительная доля зарплат все еще остается в тени. «Наша базовая цель — мотивирование всех компаний и граждан к полному отражению своих доходов», — подчеркнул Михаил Фрадков.

Чуть позже, в апреле, выступая на заседании Правительства РФ, премьер отметил, что кабинет министров ставит перед собой задачу добиться существенного сокращения налоговой нагрузки на экономику и за счет этого повысить темпы ее роста. И вновь был поднят вопрос о пересмотре максимальной ставки ЕСН. Премьер заявил, что бюджетные потери от ее снижения будут частично компенсированы повышением налогов на доходы сырьевого сектора, а именно увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин на сырую нефть и акцизов. По его словам, таким образом удастся решить задачу изъятия части сверхдоходов, образующихся в нефтяном секторе при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

23 июня 2004 года Государственная дума приняла законопроект, изменяющий базовые ставки единого социального налога и порог шкалы его регрессии. С 2005 года максимальная ставка ЕСН будет равняться 26%.

Как считают в правительстве, снижение ЕСН должно привести к повышению прозрачности деятельности российских предприятий, улучшению налоговой и финансовой дисциплины. Кроме того, это позволит дополнительно высвободить для экономики около 280 млрд руб. Данная сумма останется в распоряжении предприятий и может быть использована ими для повышения зарплат сотрудникам и инвестиций в собственное развитие.

Есть возражения

Несмотря на ряд позитивных моментов, инициатива по снижению ЕСН вызвала критические замечания у некоторых экспертов. Они считают, что, в частности, не были решены проблемы, связанные с принятым в нашей стране регрессивным механизмом исчисления этого налога, четко привязывающим размер ставки к размеру заработной платы. Порог регрессии ЕСН теперь равен 280 тыс. руб. в год.

Кроме того, ранее действовало четыре диапазона выплат, для каждого из которых устанавливалась своя ставка. Если человек получал до 100 тыс. руб. в год, ЕСН выплачивался в размере 36,5%, от 100 тыс. до 300 тыс. руб. — 20%, от 300 тыс. до 600 тыс. руб. — 10%, а свыше 600 тыс. руб. — 2%.

С 1 января 2005 года диапазонов будет три.

В случае, если работник получает до 280 тыс. руб. в год, работодатель обязан платить ЕСН по максимальной ставке в размере 26%, если его зарплата составляет от 280 тыс. до 600 тыс. руб. — 10%, свыше 600 тыс. руб. в год — 2%.

По оценкам Минфина, нынешний порог регрессии смогли преодолеть только компании сырьевого сектора. По данным Федеральной службы государственной статистики, размер средней заработной платы в нашей стране в 2003 году составлял 66 тыс. руб. в год. В то же время снижение максимальной ставки ЕСН позитивно скажется на отраслях с низкими зарплатами: пищевой и легкой промышленности, транспортной отрасли, сельском хозяйстве. Ранее эти отрасли платили ЕСН по максимальной ставке 35,6%.

Таким образом, под максимальную ставку ЕСН по-прежнему подпадают те граждане, кто имеет среднюю заработную плату. В идеале регрессивная шкала должна способствовать выплате высоких заработных плат. На деле же этого не происходит.

Следующая и, возможно, наиболее существенная проблема связана с самой природой ЕСН. Это особый экономический инструмент, относящийся как к налоговой системе, так и к системе социального страхования. Снижение ставки ЕСН автоматически приводит к сокращению финансирования программ социального и медицинского страхования. По оценкам Министерства финансов РФ, по сравнению с 2004 годом в 2005 году поступления в Фонд социального страхования уменьшатся на 14,3 млрд руб., в фонды обязательного медицинского страхования — на 16 млрд руб., а в Пенсионный фонд — на 250 млрд руб.

Непопулярные меры

Решить проблему дефицита пенсионной системы государство намерено за счет добровольного пенсионного страхования. Закон, принятый Государственной думой 11 июня, отдельно оговаривает обязательную накопительную систему пенсионного страхования для родившихся в 1968 году и позднее и добровольную — для тех, кто родился до этого года.

Кроме того, переносятся сроки увеличения отчислений на накопительную пенсию для граждан, родившихся после 1967 года с 4% до 6% — с 2006-го на 2008 год.

Эти решения чреваты негативными экономическими, социальными и политическими последствиями. В частности, исключение из накопительной системы 40-летних, наиболее экономически активных сегодня граждан, большинство из которых имеют постоянный и довольно высокий доход, уже вызвало ряд критических замечаний, основанных не только на эмоциях, но и на экономических соображениях.

Олег Еремеев, генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России, председатель Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, в своей статье в газете «Ведомости» от 14.05.04 приводит следующие данные: «Исключение из системы обязательного пенсионного страхования граждан старше 1967 года рождения приведет к тому, что сумма так называемых длинных денег, являющихся уникальным инвестиционным ресурсом, уже в 2005 году уменьшится на 40 млрд руб., а в течение десяти лет (то есть до срока их выхода на пенсию) ее общее сокращение составит не менее 500—600 млрд руб.». Кроме того, перенесение сроков увеличения отчислений на накопительную часть пенсии, по оценкам некоторых экспертов, приведет к дополнительному снижению инвестиционных ресурсов на 95 млрд руб. Б