ЮВЕЛИРНЫЙ РЫНОК ГОТОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ


Агунда АЛБОРОВА

С 19 по 22 мая в Москве проходила очередная международная выставка ювелирных изделий, часов и подарков «Новый Русский Стиль — International Jewellery Moscow». Впервые на подобное мероприятие в Россию приехало более 100 иностранных компаний — производителей ювелирных изделий. Именно этот беспрецедентный факт вызвал наибольший интерес отечественных профессионалов отрасли и покупателей.

«Новый Русский Стиль» — выставка относительно новая, в этом году она проводилась в третий раз. Однако ее организаторы, проделав серьезную маркетинговую работу по изучению развития ювелирного рынка, пришли к выводу, что именно сейчас как никогда высок интерес отечественных ювелиров к опыту организации производства и реализации ювелирных изделий зарубежных компаний. И, как оказалось, интерес этот взаимный. Российские ювелирные традиции давно известны за границей. Но в советские времена о том, чтобы иностранная ювелирная компания могла поближе познакомиться с искусством наших мастеров, а уж тем более организовать совместный бизнес, не могло быть и речи.

Кроме того, до недавнего времени российское законодательство и таможенные правила на ввоз в страну ювелирных изделий отличались чрезвычайной запутанностью и сложностью, так что и обычный приезд отдельных иностранных экспонентов на наши ювелирные выставки оказывался связан с неимоверными трудностями.

Однако хорошие деловые отношения, установившиеся в этом году с крупнейшей западной компанией Reed Exhibitions — Reed Jewellery Group, организатором 13 международных ювелирных выставок, позволили выставочному объединению «Рестек» не только привлечь к участию в выставке под новым названием «Новый Русский Стиль — International Jewellery Moscow» большое количество зарубежных компаний, но и оптимизировать условия их прибытия в нашу страну. На церемонии открытия Кэролайн Томпсон, директор выставки со стороны Reed Exhibitions, подчеркнула, что «обе компании осознают свой уникальный потенциал, который они смогут реализовать в организации совместного выставочного проекта». По словам

г-жи Томпсон, «российский рынок еще никогда не выглядел настолько привлекательным, как сейчас, когда экономические преобразования все более приближают ювелирную индустрию России к мировым стандартам».

Это мнение разделили и многочисленные иностранные экспоненты, прибывшие из Германии, Франции, Италии, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Австралии, Индии, Таиланда, Гонконга. Некоторые из них охотно поделились своими впечатлениями с нашим журналом.

«Участие в этой выставке — интересный опыт для меня, новые полезные контакты, — отметила г-жа Доминик де Бланшар, президент французской ювелирной компании Cristofol. — Наша компания работает в высоком ценовом сегменте. На российском рынке около пяти-шести фирм, близких нам по уровню, и мы не были уверены, что сможем найти среди них интересных партнеров. Тем не менее я вижу, что партнерство возможно, и в будущем, вполне вероятно, мы предоставим эксклюзивные права на реализацию наших изделий какой-то одной российской компании.

Организована выставка неплохо. Но не обошлось без накладок. По сравнению со многими международными ювелирными выставками, на которые мы выезжаем регулярно, при подготовке к этой возник ряд проблем. Во-первых, все, что связано с таможней, проходило гораздо сложнее, чем где бы то ни было. Понадобилось подготовить значительно больше документов, чем обычно, а ввозимые изделия ”застряли” на таможне более чем на 15 дней. Во-вторых, иностранные компании, в отличие от российских, не имели права на торговлю во время выставки, только право на временный ввоз не более 500 наименований изделий. Можно было купить право на торговлю, но это такие большие затраты, что они вряд ли бы окупились. Во всем же мире во время проведения выставок обычно торгуют все, при этом на таможне в момент вывоза оставшегося после продажи товара платится пошлина, размер которой определяется в зависимости от количества проданных изделий.

Тем не менее наш интерес к российскому рынку настолько велик, что, я думаю, мы приедем сюда и в будущем году. Организаторам же я хотела бы пожелать, чтобы в следующий раз среди посетителей выставки было больше профессионалов, потому что иностранные компании в первую очередь заинтересованы в контактах именно с ними».

Кстати, с этим пожеланием согласился и г-н Экхард Байер, президент немецкой фирмы CeDe Schmuckdesign GmbH: «Организацией выставки я в целом доволен, — сказал он. — Но многие российские профессионалы, с которыми мы знакомились на стенде, говорили, что не знали о том, что здесь будет так много иностранных компаний. Мне кажется, в следующий раз организаторам надо больше внимания уделить рекламе выставки».

«Нам удалось установить деловые контакты, хотя настоящие австралийские опалы, поставляемые нашей фирмой, — продукция для вашего рынка новая, малоизвестная, — говорит сотрудник австралийской компании Gemex. — После проведенных переговоров я могу совершенно четко сказать: на этом рынке есть место и дорогим австралийским опалам, и более дешевым. Поэтому мы обязательно приедем в Россию еще раз».

Впервые нашу страну посетили и представители известного во всем мире Международного геммологического института (International Gemological Institute, или IGI) из Антверпена (Бельгия). В его филиалах помимо основной деятельности организовано и обучение оценке и огранке сырьевых алмазов, бриллиантов, цветных камней и жемчуга (Школа драгоценных камней). Филиалы IGI действуют в разных странах мира — Индии, Таиланде, Японии, а также в Северной и Южной Америке, в частности в Канаде. По мнению сотрудника IGI, сейчас еще рано говорить об открытии его представительства в России, но в перспективе это возможно.

Пока же на выставку были привезены буклеты с подробным описанием обучающих программ IGI. Профессионалы отрасли и просто любители драгоценных камней из России, как и жители других стран, теперь могут приехать в любой филиал института и, заплатив от $600 до $800, за две недели научиться профессионально оценивать стоимость и качество бриллиантов или других драгоценных камней, овладеть первоначальными навыками их огранки. В курс обучения входят теоретическая и практическая части, причем последней отдан приоритет (ежедневно занятия по оценке камней длятся с 9.00 до 17.00). По его окончании выдается престижный, признанный во всем мире диплом IGI. Этот документ помогает открыть двери практически в любую ювелирную компанию Европы и Америки.

Большинство зарубежных экспонентов отмечали высокую насыщенность и информационную ценность программы выставочных мероприятий, а это и круглые столы, и семинары для руководителей торговых предприятий, и презентации ювелирных коллекций. Были едины они и во мнении об итогах участия в выставке «Новый Русский Стиль — International Jewellery Moscow»: ее организаторов можно поздравить с успешным стартом.

19 мая, в первый день работы выставки, прошел круглый стол «Российский ювелирный рынок: перспективы международного сотрудничества». Согласно данным, приведенным в докладе Виталия Борисо’вича, профессора Московского государственного горного университета, к 2004 году в мире произведено порядка 76,8 тыс. т ювелирных изделий. Для сравнения: 50 лет назад этот показатель достигал 17 тыс. т. То есть ежегодный мировой прирост ювелирной продукции составляет около 2%. За последние десять лет объем ее производства в индустриальных странах уменьшился на 35%, в то время как развивающиеся только в 2003 году выпустили 75% всей продукции мирового ювелирного рынка.

В соответствии с данными за прошлый год по объему переработки золота в ювелирные изделия на первом месте стоят Индия и Пакистан — 600 т. Страны Юго-Восточной Азии находятся на втором месте — 550 т. Третьим можно считать Средний Восток, единственный из регионов мира, в котором изготовление ювелирных изделий возросло на 6%. Это произошло главным образом за счет объема золота, осваиваемого Турцией (он увеличился на 70 т), при одновременном увеличении внутренних продаж изделий на 60 т.

Остальные страны и регионы снизили объем производства продукции из драгоценных камней и металлов, сохранив стабильный рост в области покупки чистого золота (в основном за счет вложения «нефтяных» долларов).

В странах европейского региона в 2003 году было использовано лишь 500 т золота. Из них 330 т пошло на изготовление ювелирных изделий в Италии. Для североамериканского континента также характерно снижение объема производства ювелирной продукции. В США, например, на эти цели было израсходовано 290 т золота.