Юрий ВАСИЛЬЕВ: «БЮДЖЕТ-2005 БУДЕТ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ»


Беседу вела Татьяна Пудова, фото Владимира Горбунова

26 августа в 23 ч 50 мин в Государственную думу РФ поступит проект федерального бюджета, содержащий его основные параметры. Но уже сейчас известно, что ожидается сокращение расходов на социальную сферу в объеме 2—11,5%. Зато на оборону и правоохранительную деятельность казна потратит 31%, что на 3% больше, чем в нынешнем году. О связи готовящегося документа с провозглашенной президентом борьбой с бедностью мы беседуем с председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым.

— Юрий Викторович, в чем, на ваш взгляд, особенности федерального бюджета 2005 года?

— Формирование бюджета будущего года зависит от многих составляющих. В первую очередь от проводимых в стране реформ: административной, налоговой и межбюджетных отношений. Как земля держится на трех китах, так бюджетный комитет основывается на трех направлениях реформ. Все они взаимосвязаны, поэтому нельзя рассматривать одно раньше, а другое позже.

К примеру, совершенствование межбюджетных отношений, структуры органов государственной власти и муниципальных образований связано с отменой так называемых замороженных мандатов, когда каждый год бюджетом замораживались определенные социальные льготы. Из-за этого суды различных инстанций, рассматривая иски граждан, не раз высказывали критические замечания в адрес правительства.

Или административная реформа. Раз уж мы говорим о разграничении полномочий, то должны предусмотреть и финансовую составляющую, которая позволила бы государству, субъектам Федерации и муниципальным образованиям выполнять функции, прописанные в федеральном законодательстве.

Наконец, налоговая реформа. Отделить работу с налогоплательщиками от сбора поступлений в бюджет никак нельзя. В частности, недавно подписанный президентом РФ закон «О внесении изменений в статью 3 закона ”О таможенном тарифе” и статью 5 закона ”О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ…”», предусматривающий повышенные налоги на сверхприбыль у нефтяников, позволит пополнить государственную казну на сумму от $900 млн до $3 млрд. А изменения в гл. 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса — на 16 млрд руб.

Ну и самое главное. На дворе XXI век, а мы словно пребываем в середине прошлого столетия, когда шли дискуссии о предоставлении льгот, введении льготных категорий ветеранов, тружеников тыла, пострадавших от репрессий и т. д. Но тот период давно прошел.

— Вы говорите о планах заменить льготы денежными выплатами?

— Именно об этом. Многие называют подобную меру непопулярной, но я так не считаю. Поскольку собственно льготы никто не отменяет. Меняется лишь форма их предоставления: из обезличенной она становится адресной. В связи с чем правительство пришло к такому решению? В свое время был принят ряд законов о льготах, которые реально нельзя профинансировать из бюджета. Поэтому отдельные категории граждан не могут воспользоваться полагающимися им привилегиями.

В частности, единственный вид транспорта, существующий в большинстве деревень, — велосипед. Следовательно, для сельского жителя льгота на оплату проезда неактуальна. Так пусть он лучше получит причитающиеся ему деньги и купит, к примеру, дрова либо что-то другое, полезное в хозяйстве.

Или санаторные путевки. По статистике 10 из 19 человек, имеющих на них право, лишены возможности куда-то выехать. Поэтому, наверное, будет больше пользы, если они купят на полученные деньги лекарства, еду… Вызывает определенные нарекания у самих же пенсионеров и перечень товаров и услуг, на которые распространяются льготы (лекарства, плата за телефон и пр.).

Наконец, моральный аспект. Сколько пожилых людей обижались на то, что водители выгоняли их из маршруток, когда они показывали свое ветеранское удостоверение! Разве это хорошо? В случае же, когда вместо мифических скидок льготники будут получать реальные деньги, они смогут оплачивать проезд. Тогда и автотранспортным предприятиям будет легче: появится возможность платить нормальную зарплату водителям, обновлять автопарк.

Замена натуральных льгот денежными компенсациями коснется подавляющего большинства социально незащищенных и малообеспеченных россиян, то есть тех, чей доход не превышает прожиточного минимума. Таких граждан в России не менее 32 млн человек. Основной целью данного законопроекта как раз и является ориентация мер социальной поддержки на индивидуальные потребности людей, расширение адресной помощи инвалидам и ветеранам. Сегодня появилась реальная возможность обеспечить льготников денежными средствами, с тем чтобы позволить каждому конкретному человеку получить то, что ему нужно, в полном объеме. На это в проекте бюджета-2005 будет предусмотрено 170 млрд руб.

— Но ведь среди льготников есть и те, кто не согласен с такой заменой. К примеру, жители крупных городов, в чьих семейных бюджетах транспортные расходы пробивают солидные бреши. Почему нельзя предоставить пенсионерам право выбора: хочешь — бери деньгами, не хочешь — получай натуральную льготу?

— До формирования бюджета-2005 наш комитет не успеет отработать подобный механизм. Поэтому и пришли к компромиссу: рекомендовать правительству на следующий год провести замену льгот денежными выплатами на всех территориях, а к 2006 году отработать механизмы, предоставляющие право выбора. На заседаниях правительства я не раз защищал необходимость именно такого решения этого вопроса. И сейчас стою на той же позиции. Но здесь есть и ряд других спорных моментов.

— Каких же?

— Один из них — деление льготников на уровни. К примеру, инвалиды, участники и ветераны войны будут получать льготы из федерального бюджета, а такая категория, как жертвы политических репрессий — из казны субъектов Федерации. Государство имеет один бюджет, следовательно, и пособия всем будут выплачиваться одинаковые. А у субъектов Федерации разные бюджеты и разные возможности, поэтому есть вероятность появления неравенства. Чтобы такого не произошло, наш комитет планирует выйти в правительство с предложением как можно больше незащищенных категорий людей «поднять» на федеральный уровень.

— В таком случае как будет решен вопрос льготной платы за жилищно-коммунальные услуги? Ведь это федеральная льгота, которой пользуются разные категории людей, подпадающие по новому законопроекту под разные уровни власти.

— В своей «жилищной части» законопроект рассматривает только вопросы, связанные с льготами на получение, обслуживание и ремонт жилья, но никак не на коммунальные услуги.

— То, о чем вы рассказываете, не что иное, как показатель необходимости поддержки социальной сферы. Так почему же, на ваш взгляд, уменьшается социальная часть бюджета?

— Никакого уменьшения нет. В абсолютной величине, наоборот, происходит рост расходов. Другими словами, бюджет-2005 будет социально-ориентированным.

— Какая же это социальная направленность, если на военно-промышленный комплекс, в отличие от «социалки», в новом бюджете предусмотрено расходов на 3% больше, чем в предыдущем?

— А вы посмотрите, что в мире делается! Терроризм активизируется. Не так давно, как все знают, на Северном Кавказе произошел теракт. В Ингушетии в результате вылазки боевиков погибло около 100 человек. И за все это критикуют армию, правоохранительные силы. Ну не могут они, испытывая финансовый голод, нормально развиваться, выполнять свои функции!

Жалуются и конструкторы оружия, военной техники. У них есть великолепные разработки, которые из-за отсутствия финансирования остаются на уровне опытных образцов. Поэтому и предполагается увеличение расходов на армию. Причем оно ведь предусматривает решение не только вопросов, связанных с вооружением, техникой, зарплатами, но и социальных проблем военнослужащих. В частности, планируется сделать для них более доступным ипотечное кредитование. Это разве не социальная составляющая?

— А как будет происходить финансирование промышленной сферы?

— Об этом говорить еще рано. Совсем недавно была утверждена комиссия, которая займется формированием бюджета. Определенные параметры его появятся во второй половине июля, тогда и можно будет сказать о чем-то более конкретно. Сейчас известно только то, что произойдет увеличение расходов на «оборонку» и социальную сферу, о чем я уже упоминал. Финансирование промышленности останется примерно в тех же рамках, что и в прошлом году.

В настоящий момент наши позиции таковы: нужно сохранять то, что есть. Страна имеет колоссальные основные фонды, которые, к сожалению, постепенно разрушаются. Их нужно поддерживать. На сегодня ветхий жилищный фонд составляет уже 70%, и мы думаем о создании федеральной программы в данном сегменте рынка. Как результат, развитие строительной отрасли, в том числе в регионах.

Бюджет — это финансовые источники, которые должны быть направлены в сферы, не имеющие возможности зарабатывать самостоятельно. А промышленность уже давно вся акционирована, она обязана заботиться о себе сама. Причем налоговый кодекс станет или фактором стимулирования развития промышленности, или же ее тормозом. Чтобы произошло первое, проводится налоговая реформа, направленная прежде всего на снижение налоговой нагрузки. Это позволит больше вкладывать в воспроизводство основных и оборотных средств промышленности.

— Если говорить о бюджете 2005 года в целом, в нем больше отличий или сходства с нынешним?

— Отличий больше. Распределительный механизм постепенно заменяется механизмом более эффективной работы всей экономики.

— Поскольку параметры бюджета реально будут зависеть от уровня инфляции в стране, не могу не спросить у вас как у финансиста, какой процент внутренней инфляции ожидается к концу года?

— Вообще-то, официальное лицо таких прогнозов не дает. Например, для председателя центрального банка любой страны возможность подобного заявления абсолютно исключена — это слишком серьезный сигнал для рынков. Как частное лицо могу сказать, что курс доллара должен быть удержан в рамках 29—30 руб. за $1. Нет никаких экономических факторов, которые не позволили бы уложиться в эти рамки. И нет никаких целесообразных причин резко от такого курса отходить. На текущий год основные направления денежно-кредитной политики, утвержденные нашим комитетом и Государственной думой, предусматривают инфляцию 8—10% за год. Несомненно, этот ориентир будет выдержан.

— Юрий Викторович, в прошлом вы были главой администрации Пятигорска, возглавляли бюджетный комитет и счетную палату Ставропольского края. Исходя из своего опыта, что бы вы изменили в нынешнем бюджете?

— Не меньше 70% бюджетных средств я бы направил на социальные нужды. Но, учитывая, насколько сейчас актуальны вопросы, связанные с ВПК, армией, флотом, я полностью согласен с решением увеличить в 2005 году их финансирование. Поэтому сегодняшний бюджет я считаю вполне сбалансированным.

Да и в целом обстановка изменилась к лучшему. Помню, раньше уже проходил финансовый год, а мы только принимали бюджет, неделями распределяли зарплату бюджетникам. Сегодня такого нет. Можно сказать, что Россия начала жить в условиях относительной экономической стабильности. Знаете, как говорит мой отец, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, которому, кстати, уже 80 лет? «Нормально. Всегда бы так жили».

СПРАВКА «БОССа»

Юрий Викторович Васильев родился 1 мая 1951 года в г. Калинине. Окончил экономический факультет Ростовского государственного университета и юридический факультет Ставропольского государственного университета.

Преподавал в вузах, занимался научной деятельностью. В 1995 году получил степень доктора экономических наук, а в 1998 году — звание профессора. Является действительным членом Академии социальных наук.

С 1992 по 2003 год — мэр Пятигорска.

С декабря 2003 года — депутат Государственной думы РФ, член Федерального собрания РФ, председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам.

Является автором учебника «Основы экономической теории и практики».

Награжден орденом Дружбы.

Женат, имеет дочь.

Какой политики в области поддержки реального сектора экономики должно придерживаться российское правительство, формируя бюджет-2005?

Сергей Иванов, генеральный директор ООО «Связь-Электро-Плюс» (Санкт-Петербург):

— Главным приоритетом в формировании бюджета-2005 должно стать создание системы льготного кредитования компаний. Это касается как промышленной сферы, так и сельского хозяйства. Раз у государства не хватает собственных средств на поддержку предприятий, оно обязано предоставить им возможность выживать и развиваться собственными силами. Льготная ставка банковских кредитов — вот что позволит компаниям добиться успеха и процветания. А от этого все только выиграют.

Вячеслав Захаров, главный представитель компании Mammoet в России, генеральный директор компании «Соймерстил» (Москва):

— Лучшая политика для сегодняшнего правительства — это невмешательство. Учитывая, что в России достаточно велика инвестиционная активность, неплохими темпами развивается малый и средний бизнес, любые инициативы со стороны государства могут только нанести вред. Отечественные компании уже привыкли справляться со всеми проблемами своими силами и надеяться исключительно на себя.

Наталья Канишевская, директор адвокатского бюро «Канишевская и партнеры» (Москва):

— В таких наиболее проблемных, экономически уязвимых и нуждающихся в государственной поддержке отраслях, как промышленность и сельское хозяйство, требуются особое внимание со стороны исполнительной власти, прозрачность деятельности, введение механизма реального контроля за исполнением бюджета и осуществление — в разумных размерах — финансирования. В настоящий момент первоочередная задача, с одной стороны, не допустить повсеместного разорения и разграбления предприятий, окончательного обнищания работников, а с другой — заставить инвесторов поверить в устойчивость и стабильность налогового и политического курсов власти.

Наталья Соколова, генеральный директор ООО «Шторм» (Москва):

— Нашему правительству при формировании и бюджета 2005 года, и всех остальных нужно опираться не только на собственные рассуждения и вычисления, но и на мнение людей, которые знают свои отрасли изнутри, будь то промышленность, сельское хозяйство или что-то другое. Перед тем как принять окончательное решение, правительству, на мой взгляд, следует провести встречу с руководителями компаний и лишь после этого расставлять приоритеты. Возможно, что они окажутся немного иными, нежели их обозначило государство.

Сергей Переладов, генеральный директор МУП «Городские тепловые сети» (Сургут):

— Мы уже подошли к той стадии, когда становится поздно что-либо делать с нашим сельским хозяйством. Я достаточно много езжу по регионам и вижу, в каком состоянии находятся бывшие процветающие колхозы и совхозы. Одни фермеры ситуацию не спасут. Значит, остается надежда только на бюджетные вливания. Их нужно увеличивать самое меньшее в десять раз, чтобы как-то изменить ситуацию.

Что же касается промышленности, здесь, на мой взгляд, необходимо увеличение бюджетной строки в пять — семь раз и установление жесткого контроля за качеством выпускаемой продукции. Я считаю себя патриотом, но при всем уважении к российским производителям покупаю только зарубежное оборудование, поскольку когда пытался перейти на отечественные аналоги, они начинали ломаться и сыпаться прямо на глазах.

Какой из этого вывод? Раз потребители не покупают российскую продукцию, значит, в нее нет вливаний, не развивается и производственная сфера. Следовательно, на данном этапе финансирование должен обеспечить бюджет. И продолжать это делать до момента, когда отечественные компании научатся производить импортозамещающие товары. Вот тогда можно будет говорить об уменьшении бюджетного финансирования отрасли.

Августа Шумакова, вице-президент по финансовым вопросам ассоциации «Кубаньнефтегазстрой» (Краснодар):

— Формируя бюджет 2005 года, Правительству России, несомненно, надо запланировать расходы на поддержку и развитие промышленного производства и сельского хозяйства. В каком объеме — сказать трудно. Цифры — прерогатива финансовых ведомств нашего государства. Думаю, приоритетом как в промышленной, так и в сельскохозяйственной политике должна стать кредитная поддержка компаний — выдача им беспроцентных займов или же займов по льготным ставкам. Тогда можно будет говорить о возрождении промышленного и сельскохозяйственного производства, повышении уровня жизни в России, поскольку в этом случае деньги останутся в нашей стране и пойдут на ее обогащение и развитие.

Людмила Орлова, генеральный директор ЗАО «Евротехника» (Самара):

— При разработке бюджета 2005 года российское правительство должно придерживаться политики развития производственной сферы на основе современных ресурсосберегающих технологий. Нужно создать благоприятные условия, чтобы наши промышленные предприятия могли выпускать конкурентоспособные на мировом рынке оборудование и технику.

Что же касается сельского хозяйства, альтернативы сберегающим технологиям как в мире, так и в России сегодня нет. Есть расчеты, согласно которым внедрение этих технологий позволит сэкономить около 2 млн т на ГСМ, или около 20 млрд руб. в год, снизить в два раза металлоемкость производства, предупредить эрозию и сэкономить на противоэрозийных мероприятиях до 17 трлн руб. А благодаря внедрению сберегающих технологий на зерновом клине, снижая выбросы углекислого газа, мы сможем добавить в отечественную экономику инвестиции в несколько миллиардов евро за счет продажи эмиссионных квот, не востребованных в России.