Леонид РЕЙМАН: «В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ IT-ОТРАСЛЬ СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИТСЯ»


Беседу вела Мария Карпенко

Развитие отечественной индустрии информационных технологий — одна из приоритетных задач государства. Своим видением ее реализации с нашим журналом поделился министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.

— Леонид Дододжонович, какой вы видите роль Министерства информационных технологий и связи в укреплении экономики отрасли и страны в целом? Какие первоочередные задачи стоят перед ним?

— Министерство должно быть катализатором процесса активного перехода от индустриального общества к информационному. У нас есть две задачи: тактическая и стратегическая. Первая состоит в том, чтобы как можно скорее завершить процесс формирования структуры министерства, четко прописать механизмы взаимодействия внутри ведомства. После этого мы наметим основные планы и приступим к решению второй задачи — стратегической. Она очень проста: мы — министерство, профильные службы и агентства — должны продолжать свою работу по обеспечению здорового климата в отрасли.

— Перед экономикой страны поставлена задача удвоения ВВП. Что, на ваш взгляд, надо сделать в отрасли информационных технологий и связи, чтобы способствовать ее выполнению?

— Нужно продолжать работу по поддержке благоприятного инвестиционного климата и сохранению высоких темпов роста. Поэтому главная задача нового министерства — создание оптимальной регуляторной модели, способствующей прогрессивному развитию компаний отрасли.

Мы уже выбрали для себя европейскую регуляторную модель и будем добиваться ее реализации. До конца года должен вступить в действие ряд постановлений Правительства РФ, за счет чего вырастет прозрачность основных регуляторных процедур: лицензирования услуг, распределения радиочастотного спектра и ресурса нумерации, межсетевого присоединения, формирования тарифов на регулируемые услуги. Полномасштабная реализация нового режима регулирования даст возможность снять искажения, которые до сих пор вносили в финансовую картину процедуры перекрестного субсидирования, и сделать расчеты между операторами экономически обоснованными. Именно такой путь позволит российским компаниям занять прочные позиции в условиях более жесткой конкуренции после вступления России в ВТО.

Я глубоко убежден, и это подтверждено экспертными исследованиями, что в ближайшие годы IT-отрасль существенно увеличится и вклад в удвоение ВВП со стороны этого сегмента рынка будет очень и очень заметным. Ведь по итогам прошлого года отрасль информатизации и связи вошла в тройку лидеров, ее опередили только сырьевые отрасли.

— Сегодня в России, с одной стороны, телекоммуникационный сектор развивается чрезвычайно быстро. С другой же — уровень обеспеченности услугами связи населения России в целом отстает от Европы и США. С чем, на ваш взгляд, это связано? Как можно преодолеть данную диспропорцию?

— У нас были разные условия старта. В то время, когда в США и Европе уже 30—40% населения пользовалось мобильными телефонами, в России сотовые операторы только-только выходили на рынок, да и по проводной, или фиксированной, телефонной связи мы явно отставали.

За минувшие десять лет нам удалось сделать гигантский скачок и сократить разрыв в такой мере, в какой это вообще было возможно. Последние годы мы лидируем по темпам роста числа абонентов как мобильной, так и фиксированной связи. По разным оценкам, сейчас в стране около 40 млн абонентов сотовой связи и столько же фиксированной. И с каждым днем — в самом прямом смысле слова — эта цифра увеличивается. Сегодня количество фиксированных и мобильных телефонов вместе взятых на 100 жителей растет со скоростью 2% в месяц. Чтобы было понятно, насколько улучшилась ситуация в отрасли, приведу такой факт: в начале 90-х на 2% телефонная плотность всей сети связи увеличивалась за целый год.

— Каким вам видится развитие рынка сотовой связи в России?

— Как показала практика, прогнозы здесь делать сложно: все зависит от общей экономической ситуации в стране. Так, в 2001 году эксперты считали, что к 2005 году сотовые телефоны будут лишь у 6% россиян. Однако уже сейчас эта цифра в разы выше. Только в регионах — не учитывая Москву и Санкт-Петербург — услугами сотовой связи пользуются 22% населения.

Если же говорить о сотовой связи как о высокодоходном рынке, то думаю, что к 2006—2007 годам потенциальных абонентов, не охваченных сотовыми компаниями, практически не останется. Очевидно, на этом закончится количественный рост рынка и начнется активное внедрение новых услуг и снижение тарифов. Число абонентов сотовой связи к тому времени может достичь 100 млн человек. То есть личный мобильный будет у двух третей россиян.

— Насколько, на ваш взгляд, в нашей стране сегодня развита структура электронной коммерции? Предпринимаются ли какие-нибудь шаги по стимулированию ее развития?

— Мировой опыт показывает, что электронная коммерция — один из самых перспективных сегментов рынка. Еще недавно в США объемы торговли через Интернет не превышали нескольких миллионов долларов, сегодня эта цифра приближается к нескольким миллиардам. В России дела обстоят не так хорошо, и тому есть ряд причин. Во-первых, неравные возможности доступа к сети Интернет в крупных городах и провинции. Во-вторых, электронная торговля в России только начинает самоорганизовываться. Вслед за Ассоциацией поставщиков решений для электронной коммерции и торговли (ЭлКиТо) создано объединение потребителей этих решений — Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), президентом которой является Александр Николаевич Киселев, первый заместитель министра информационных технологий и связи. Наше министерство оказывает НАУЭТ всестороннюю поддержку и совместно с другими заинтересованными сторонами, в частности ТПП РФ и профильными комитетами Госдумы РФ, намерено активно участвовать в решении задач, связанных с усовершенствованием действующего законодательства в области электронной торговли. Для развития электронной торговли в России необходимо принять законы «Об электронной торговле» и «Об электронном документе», внести поправки в законодательные акты, регламентирующие процессы государственных закупок и работу удостоверяющих центров.

Что касается платежеспособного спроса, то сегодня основные клиенты интернет-магазинов — это жители Москвы и Санкт-Петербурга. Чтобы сократить такой разрыв, еще несколько лет назад мы приступили к осуществлению программы по организации пунктов коллективного доступа к Интернету на базе почтовых отделений. Практика доказала жизнеспособность данного проекта. Думаю, мы продолжим эту работу.

— ФЦП «Электронная Россия» — одна из важнейших государственных программ. Она была принята несколько лет назад. Можно ли уже говорить о конкретных результатах? С какими проблемами пришлось столкнуться в процессе ее реализации? Какие первоочередные шаги в рамках этой программы должны быть сделаны в ближайшее время?

— Мы видим свою главную задачу в развитии программы «Электронная Россия», в определении приоритетных направлений, на которых следует сконцентрировать усилия. В их числе административная и бюджетная реформы, реформы государственной службы и образования. Именно они определяют точки приложения основных усилий, в том числе и бюджетных, в нашей работе. Такая концентрация обусловлена недостаточностью выделяемых средств. Из-за этого реализация политики в области применения ИКТ сталкивается с объективным противоречием между ограниченностью ресурсов и необходимостью достижения видимых результатов в кратчайшие сроки.

Мы будем продолжать работу по корректировке программы и добиваться выделения недостающего финансирования. Но при этом надо отметить, что в целом государственные расходы на информационные технологии увеличиваются. Здесь также важен региональный аспект. Следует подчеркнуть, что инвестиции в информационные технологии в субъектах Российской Федерации за последние два года увеличились в три раза.

— Не секрет, что в переговорах России с ВТО одним из важных пунктов является требование либерализации отечественного рынка дальней связи. Какие шаги собирается предпринять Министерство информационных технологий и связи РФ в этом направлении? Избавится ли отрасль от перекрестного субсидирования убыточных услуг за счет высокоприбыльных? Дождется ли население снижения цен на «межгород»?

— Я неоднократно говорил о том, что рынок дальней связи фактически готов к демонополизации. Как только ликвидируют перекрестное субсидирование услуг местной связи за счет дальней, рынок будет демонополизирован естественным путем и на него придут новые игроки. Думаю, не менее десятка компаний захотят заниматься предоставлением услуг дальней связи. Что же касается тарифов на «межгород», полагаю, они снизятся, ведь любая конкурентная среда способствует этому.

— Очевидно, что наша страна довольно скоро вступит в ВТО. Как это скажется на развитии отечественной индустрии средств связи и телекоммуникационных услуг? Не потеснят ли российских игроков рынка западные компании?

— Наши компании за прошедшие годы доказали свою жизнеспособность, занимая активную позицию не только на российском рынке. Если сравнить сегодняшний рынок телекоммуникаций и тот, что был десять лет назад, можно сказать, что количество его участников возросло в 26 раз. По моему твердому убеждению, именно конкуренция станет стимулом дальнейшего развития активов отечественных IT-компаний.