ГЕНПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИИ


Денис СОБОЛЕВ*

* Автор — политолог, аналитик одной из федеральных структур. Публикуется под псевдонимом.

26 мая 2004 года в Мраморном зале Большого Кремлевского дворца президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ. Впрочем, адресовано оно было не только членам обеих палат парламента, но и правительству, председателям высших судов, генеральному прокурору, руководителям Центризбиркома и Счетной палаты, членам Госсовета, главам конфессий. Таким образом, институт посланий стал способом постановки приоритетов государственной политики и перед государством в лице всех ветвей власти, и перед обществом.

Послание-2004 не сняло многих вопросов из-за отсутствия в нем ряда важных тем, но в то же время подчеркнуло тот стратегический замысел, которым руководствуется президент Путин, проводя реформы. Раньше можно было лишь догадываться о наличии в президентском арсенале какой-либо комплексной стратегии развития страны. Сегодня стало ясно, что такой план существует и активно выполняется.

Нынешнее послание следует воспринимать как фрагмент общего и целого, приобретающий смысл в единстве с предыдущими. Каждое из пяти опубликованных посланий Путина, особенно последнее, без остальных выглядит недописанным. Они и правда пока не дописаны, поскольку в этой повести не хватает еще как минимум трех глав, которые президент будет создавать в следующие годы своего правления.

ИГРА В ДВА ЭТАПА

Итак, все послания — магические элементы новейшей истории России. Их магия заключается в том, что при соединении они приобретают новое качество. Срабатывает известная закономерность 1+1=3. Согласно ей, два элемента, обладая собственными свойствами, при объединении образуют третье свойство, не утрачивая при этом имеющихся.

Текст каждого послания содержит набор отдельных приоритетов на ограниченный период времени и ровным счетом ничего не проясняет в конечных целях. На политической кухне России происходят вполне объяснимые события, они сродни событиям обычной жизни. Отличие лишь в том, что эта кухня — политическая, а в остальном все так же: когда шеф-повар дает указание подготовить бульон, мы еще не знаем, какой суп он намеревается состряпать. Однако стоит ему взяться за свеклу — и мы понимаем, что будет борщ.

Учитывая, что бо’льшая часть посланий Владимиром Путиным уже сделана и президентская власть перешла важный качественный рубеж, о чем будет сказано дальше, можно с определенной степенью уверенности различить очертания того, условно говоря, генерального плана, которым президент руководствуется, проводя в жизнь политические и экономические преобразования и соответственно формулируя ежегодные Послания Федеральному собранию.

Этот план состоит из двух главных этапов, в силу своей природы по хронологии совпадающих с двумя сроками президентства Владимира Путина. Собственно, под них он и создавался.

СЖИГАЯ МОСТЫ

Чтобы смело поставить точку на первом этапе и сделать его результаты безусловными, руководство страны должно знать: никому и ни при каких обстоятельствах не удастся сыграть против федеральной власти. Именно по этой причине в Думе пожарными темпами готовили новую редакцию Закона о референдуме.

Сегодня инициировать всенародное обсуждение какого-либо вопроса способна исключительно партия «Единая Россия» с благословения Кремля. Проблема в том, что инициативная группа по проведению референдума обязана включать региональные подгруппы, созданные более чем в половине субъектов Российской Федерации. Выполнить данное условие в установленные законом сроки под силу лишь общероссийской партии с сильными территориальными отделениями. Упрощается инициирование референдума только в случае присоединения к России соседнего государства или его части.

Новый закон сильно усложняет процедуру референдумов. Уже одно заверение подписных листов делает ее труднореализуемой, так как подразумевает участие нотариусов в собраниях инициативных групп. В законе есть и ряд других пассажей, сводящих на нет этот институт народовластия.

Спешка с принятием нового законодательства о референдуме объясняется тем, что 14 июня 2004 года истекал срок действия ранее установленного ограничения на проведение и инициирование референдума за год до и через три месяца после федеральных выборов, а именно выборов президента Российской Федерации.

Выходит, прозвучавшее в послании 2004 года заверение о том, что политический курс меняться не будет, является не чем иным, как свидетельством дальнейшего «закручивания гаек» и фактом окончательного закрепления успехов в централизации власти и упрочении государственности. Эти успехи и есть главное достижение первого президентского срока Путина. (Данная тема подробно освещалась в № 4 журнала «БОСС». Тогда речь шла в основном об укреплении вертикали власти, «усмирении» губернаторов и новой кадровой политике Администрации президента.)

МАШИНА ПОКАТИТ ДАЛЬШЕ

Активность чиновников на местах, порою граничащая с самодурством, привела к тому, что результаты партстроительства в регионах чуть ли не превзошли ожидания Кремля. Растущее могущество «Единой России», приближающееся к монополии, вступает в противоречие с тезисом о развитии истинной многопартийности, содержащимся в двух предыдущих посланиях президента.

Сейчас в обществе уже говорят о наличии явных перегибов во внутренней политике и о том, что влияние Владимира Путина (и государства в его лице, а не наоборот) ширится с каждым годом и распространяется на все стороны жизни, включая те, которые в демократических государствах принято относить к приватным.

Теперь пришло время использовать мощную и ставшую послушной машину государственного управления. Поэтому меняется и содержание президентского послания, ведь оно готовилось Путиным после переизбрания и посему вряд ли предвещает популистский курс в преобразованиях. В самом начале послания сказано, что «время расчистки завалов от ”старого здания” позади» и мы выходим на новый политический этап, когда надо ставить перед страной долгосрочные цели.

Многих экспертов удивило отсутствие в программном документе такой важной темы, как идущая полным ходом административно-территориальная реформа. Ни слова нет и об укрупнении регионов, изменении субъектного состава страны. Подобное положение дел объясняется просто: совершенствование федеративных отношений — задача первого этапа.

Причем анализ предыдущих посланий показывает высокую степень реализации заданных ими установок. Чечня, разграничение полномочий, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, налоговая, административная реформы и так далее — в решении этих задач, как только они оказывались сформулированы президентом, с энтузиазмом объединялись все ветви и уровни власти.

Следовательно, имеются веские основания считать, что и нынешние приоритеты государственной политики воплотятся в жизнь в ближайшее время. Они должны стать действительно долгосрочными, потому как эффект от их реализации будет ощущаться еще долгие годы.

ПЛАНЫ НА «ПЯТИЛЕТКУ»

Первой долгосрочной задачей является проведение масштабной жилищной реформы. Сложно сказать, в какой мере она изменит положение на рынке недвижимости, но изменения, безусловно, предстоят. Коснутся они и сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Пакет законопроектов, направленных на формирование в России рынка доступного жилья, уже внесен в Государственную думу. Основная концепция ни для кого не секрет. Социальное (бесплатное) жилье смогут получить лишь те граждане, которых правительство отнесет к категории малоимущих; его нельзя будет приватизировать, равно как и передать по наследству, продать или подарить. Зато с помощью повсеместного введения ипотеки и жилищного кредитования бо’льшая часть граждан сумеет купить жилье (и только такая, купленная за деньги, недвижимость будет считаться частной собственностью).

Но сегодня, похоже, лишь у обитателей Белого дома есть убежденность, что воспользоваться ипотекой сможет действительно большинство населения. Остальных же пока обнадеживает только название этого пакета законопроектов — «законопроекты по формированию рынка доступного жилья». До осени они претерпят определенные изменения, так что пока рано судить о практическом характере предстоящей жилищной реформы, ведь правоприменительная практика не всегда отвечает заголовкам и преамбулам. Не исключено, что бремя ее реализации ляжет на плечи простых граждан, особенно в части оплаты услуг ЖКХ.

Однако за лето подоспеют инициативы о замене социальных льгот денежной компенсацией. Разработчики (экономический блок правительства) полагают, что такая мера позволит существенно оживить наиболее оскудевшие отрасли экономики, в частности ЖКХ и транспорт, путем привлечения в них «живых» денег. То, что эти законопроекты примут, — очевидно. Так что к осени в стране полным ходом будет идти социальная реформа, из-за которой, кстати, по мнению ряда аналитиков, и спешили с принятием Закона о референдуме.

Исходя из текста послания, можно сделать вывод, что в основе экономических преобразований лежит оптимизация доходов государства от использования полезных ископаемых, леса и природных ресурсов в целом. По крайней мере, в новых редакциях Закона о недрах, Водного и Лесного кодексов просматривается явная централизация полномочий по управлению природными ресурсами. Они будут переданы федеральным органам исполнительной власти. Естественно, перераспределяются и доходные полномочия (налоговые поступления) от соответствующих сфер хозяйственной деятельности.

Повышенное внимание президента к развитию транспортной инфраструктуры говорит о том, что значительные усилия будут направлены на развитие промышленности.

Характер задач, определенных в качестве приоритетных, подразумевает тяжелый для страны, и в первую очередь для ее граждан, этап восстановления экономики. Судя по идеологии проводимых реформ, оживление депрессивных отраслей отечественной экономики предполагается осуществить за счет привлечения в них «живых» денег.

Иными словами, населению придется самому «вложиться» в строительство жилья, поддержание и развитие транспортных систем, дорог и, наконец, в восстановление коммунального хозяйства. То есть приближение России к поставленным целям по удвоению ВВП и повышению материального благосостояния граждан будет стоить больших усилий как бизнесу, так и обществу в целом.

Тем не менее в президентском послании предложен если не единственно возможный, то наиболее оптимальный путь к повышению уровня жизни россиян, восстановлению экономического потенциала страны. Учитывая комплексный характер преобразований, проводимых на фоне заметного роста реальных доходов населения и оптимистических макроэкономических тенденций, можно сделать вывод о том, что сегодня у России есть уникальный шанс довести до конца либеральные реформы в экономике, построить цивилизованный рынок и занять достойное место в мире.

***

Александр КРАСНИКОВ, аспирант кафедры маркетинга Moore School of Business (Университет Южной Каролины, США)

— Президент признал, что социальные проблемы без экономического роста не могут быть решены. Тем не менее я считаю, что российский бизнес пока не интересуется социальными программами для своих сотрудников. Кроме того, новая система пенсионного накопления через пенсионные фонды, которая сейчас широко пропагандируется, не лишена ряда серьезных недостатков. В США же, например, начиная с 60-х годов крупные работодатели организуют подобные фонды, размещая накопленные средства в ценных бумагах, часто своей же компании. К моменту выхода на пенсию человек имеет капитал в виде акций и других ценных бумаг, дивиденды позволяют ему вести достойный образ жизни. Благодаря такой схеме сотрудники компании Microsoft могут выйти на пенсию уже в 40 лет.

Еще одна тема, которая привлекла мое внимание в послании, — реформа здравоохранения. Президент сослался на стандартизацию лечения — эта практика опробована в США еще 80-х годах, когда была внедрена система DRG (Diagnosis Related Group), определяющая количество и тип медицинской помощи для большинства заболеваний и стоимость этих услуг. Страховые компании руководствуются ею при оплате медицинских услуг, что позволяет им контролировать расходы на здравоохранение при гарантии качества медицинской помощи. Однако DRG далеко не совершенна: врачи часто жалуются, что представители страховых компаний «учат» их, как подешевле лечить пациентов. Кроме того, расценки на лечение, рассчитываемые в соответствии с данной системой, не всегда приемлемы для госпиталей. Мне кажется, что без коренного изменения подхода к решению проблем здравоохранения невозможно провести его реформу.

Записала Агунда Алборова