Вячеслав НОВИКОВ: «ПРОФИЦИТ ВСЕ ЖЕ БУДЕТ»


Беседу вел Виталий Мареченков

В мае Совет Федерации выступил с предложениями к Правительству РФ по формированию федерального бюджета на 2005 год. Новая концепция по этому вопросу имеется и у самого правительства, о чем можно судить по некоторым официальным заявлениям.
Каким же будет проект бюджета 2005 года? За разъяснениями мы обратились к члену Комитета Совета Федерации по бюджету Вячеславу Новикову.

— Вячеслав Александрович, в чем суть предложений по формированию федерального бюджета на 2005 год, с которыми выступил Совет Федерации?

— Совет Федерации традиционно принимает два документа: один — в начале года по результатам рассмотрения федерального бюджета текущего года и второй — к моменту рассмотрения правительством проекта бюджета на будущий год. Мы с вами говорим сейчас именно о втором документе. В нем изложены предложения по концепции бюджета-2005.

Содержательную часть предложений Совета Федерации можно разбить на четыре блока.

Первый блок — общеэкономический. Здесь основной акцент мы делаем на том, что при формировании бюджета на следующий год необходимо принять во внимание улучшение качественных показателей экономического роста. Кроме того, сейчас правительство заявляет, что пришло время для структурного маневра, и мы предлагаем при рассмотрении проекта бюджета соответственно учитывать, в каком именно направлении будет осуществляться этот маневр.

Далее мы говорим о переходе на субсидирование процентных ставок. Причем предлагаем распространить его не только, скажем, на сферу производства сельхозпродукции, но и применять в ипотечном кредитовании, при организации поддержки тех или иных отраслей промышленности и т. д.

— По мнению специалистов, многое неясно в налоговой системе.

— Как раз следующий блок наших предложений — налоговый. Известно, что перед рассмотрением бюджета правительство вносит на обсуждение законопроекты, связанные с изменением налоговой системы. В дополнение к этим документам мы вносим свои предложения. Часть из них касается изменений в ситуации с налогом на добавленную стоимость. Не секрет, что за счет льгот, которые сейчас предоставляются экспортерам, возврат средств по экспортным операциям начинает приближаться к поступлениям от НДС в бюджет. В первую очередь это связано с недобросовестностью экспортеров, создающих фирмы-однодневки: они якобы платят НДС, но реальных поступлений от них никаких нет. Ситуация по возврату НДС становится критической, и в будущем году ею придется заняться вплотную.

Следующий момент связан с акцизами на табак. Дело в том, что по результатам проверки Счетной палаты было установлено резкое снижение платежей. Оказалось, что налогоплательщики открывают фирмы-посредники, которым продают товар по себестоимости, платят акциз с этой суммы, а далее продукция возрастает в цене. Таким образом осуществляется уход от уплаты налога в полном объеме. В результате федеральный бюджет недополучает огромные деньги. Подобное положение тоже надо менять, и Совет Федерации вносит свои предложения о том, как это сделать.

Но, пожалуй, ключевой вопрос блока касается дифференцированных налоговых ставок по налогам на добычу полезных ископаемых. Разные месторождения имеют разную степень производительности, освоенности и доступности. Однако налоги со всех взимаются одинаковые, что ненормально. Это проблема давняя, но она до сих пор не решается. И мы выступили с соответствующими рекомендациями.

Ну и еще одно наше предложение касается налога на доходы физических лиц. Сейчас его уплата осуществляется по месту регистрации работодателя, тогда как смысл подоходного налога в том, чтобы платить его по месту проживания. Ведь именно туда с целью обустройства жизни налогоплательщика он и направляется.

— А в связи с межбюджетными отношениями Совет Федерации тоже вносит какие-то предложения?

— Разумеется. Они содержатся в третьем блоке. И здесь также рассматривается целый комплекс вопросов.

Есть, например, предложения по компенсации выпавших из бюджетов субъектов Федерации доходов от так называемых дорожных фондов. Самих фондов уже нет. Но дороги-то содержать надо. Однако сколько-нибудь серьезных средств на это не выделено. Сложившуюся ситуацию надо менять, и чем скорее, тем лучше.

Еще один серьезный момент связан с льготами. Сейчас правительство вносит законопроект, который предусматривает замену льгот определенными денежными компенсациями. Вокруг этого идет много споров. Вопрос активно обсуждается, но решения пока нет и неизвестно, какие расходы в итоге будут нести региональные бюджеты. А до тех пор, пока ситуация окончательно не прояснится, мы предлагаем прекратить выплаты компенсаций. Иначе получается, что решение на федеральном уровне еще не принято, а вся ответственность за него уже лежит на регионах.

— Вы говорили о четырех основных блоках. Какие предложения в последнем?

— Четвертый блок — социальный. Основное предложение здесь — разобраться с соотношением размеров среднегодовой минимальной оплаты труда и среднегодового прожиточного минимума. Все-таки эти цифры должны сближаться, чего до сих пор не наблюдается: МРОТ значительно отстает от прожиточного минимума. А ведь данный вопрос напрямую касается заявленных в политике государства приоритетов по уменьшению уровня бедности.

В этом же блоке еще раз говорится о льготах, о необходимости замены их адресными формами социальной поддержки населения. Причем адресность должна устанавливаться с учетом доходов. Например, есть льготы, предусмотренные для героев Советского Союза и России. Но согласитесь, что разные их представители живут по-разному. Одним компенсации по льготам жизненно необходимы, а другим они практически без надобности. Так что нужно тщательно разобраться в ситуации и оказывать социальную помощь в соответствии с уровнем доходов. Причем в некоторых регионах подобный опыт уже есть, и его надо использовать.

Ну и, наконец, мы предлагаем с большим вниманием отнестись к проблеме индексации заработной платы госслужащих. Раз инфляция сохраняется, необходимо постоянно проводить индексацию заработной платы.

Помимо четырех основных блоков, о которых я рассказал, есть и другие предложения, направленные на совершенствование проекта бюджета 2005 года.

— Не так давно глава Правительства РФ Михаил Фрадков заявил, что бюджет должен быть сбалансированным. Как вы это понимаете?

— Сбалансированность — понятие известное. И в данном случае оно означает, что расходы должны совпадать с доходами. Нельзя тратить больше, чем зарабатываешь.

Предполагается, что начиная со следующего года мы не будем закладывать в бюджет профицит. Но это не совпадает со стратегией развития стабилизационного фонда. Есть закон, принятый в прошлом году, по которому стабилизационный фонд должен быть наполнен до 500 млрд руб. И я так понимаю, что профицит все же останется, до 500 млрд руб. его доведут, а в остальной части бюджета расходы будут совпадать с доходами.

— Однако Александр Жуков заявил, что бюджет будет верстаться как нулевой. То есть без профицита…

— Да. Но его заявление совершенно не согласуется с законом, о котором я говорил. Чтобы реализовать его, нужно сначала отменить действующий закон. А я пока не заметил, чтобы в этом направлении делались какие-то шаги со стороны президента или правительства. Полагаю, что заявление все-таки преждевременное.

Применительно же к бюджету 2006 года оно выглядит более реально, особенно учитывая нынешние цены на нефть. Будет наполнен стабилизационный фонд, тогда можно говорить и о непрофицитном бюджете.