С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ГОЛЬФ!


Татьяна ПУДОВА

Это случилось ровно 16 лет назад. В России произошло событие, значение которого трудно переоценить. 16 апреля 1988 года в Москве был сделан первый удар по мячу клюшкой для гольфа, что символизировало приход в Россию этого элитного и популярного во многих странах мира вида спорта.

Имя человека, который произвел тот исторический удар, теперь уже и не вспомнить. Доподлинно известно только, что свидетелями и участниками этого грандиозного события были такие знаменитые спортсмены, как Майк Тайсон, Пеле, Александр Рогулин, Свен Тумба и Анатолий Ковалев, в ту пору председатель Спорткомитета Москвы, а ныне — почетный член Ассоциации гольфа России.

Праздник прошел по-спортивному неожиданно и со вкусом. Принимал именинников Центр оперного пения Галины Вишневской. С ним у Ассоциации гольфа России сложились особые отношения: именно здесь в прошлом году состоялась презентация XII Открытого чемпионата России по гольфу. Сама же Галина Павловна является почетным членом ассоциации и активным любителем этой игры.

То, что вечер будет особенным, стало понятно еще на подступах к центру. В здание вела зеленая ковровая дорожка, а по ее краям в ряд стояли белоснежные гольф-кары. Все это вызывало живые ассоциации с настоящим полем для гольфа и заставляло прохожих оборачиваться — такие живописные сцены большинство из нас видели лишь в кино.

Интерьер центра тоже оказался особым. Пол был застлан зелеными дорожками с прикрепленными к ним лунками. Стены убраны зелеными же коврами, на фоне которых разместились огромные, размером 2х3 м картины: три богатыря с притороченными клюшками, Мона Лиза на фоне гольф-поля, гибкие часы с гольфовым флажком, выполненные в стиле «Постоянства времени» Дали, супрематический гольф а-ля Малевич. А кроме того, клюшки, привязанные к спинкам кресел, гости в костюмах для гольфа XIX века и многое-многое другое.

О чем говорили? В основном о том, что гольф еще год назад и сейчас — это небо и земля. Когда в России была объявлена программа «500 полей за 15 лет», большинство восприняло ее в лучшем случае как авантюру, в худшем — как безумие. Но это тогда.

А сегодня в разных регионах страны уже строится порядка десяти гольф-полей, на разной стадии реализации находится еще 20 проектов. Канал 7ТВ выпускает еженедельную передачу «Все о гольфе», а среди дециметровых каналов уже начинается конкуренция за программы об этом виде спорта. Последние два-три года на российские чемпионаты по гольфу аккредитуются больше 100 журналистов, так что даже приходится проводить отсев, оставляя лишь самых квалифицированных. В Moscow Country Club невозможно купить клубные карты, поскольку они уже давно распроданы. Короче говоря, к своему 16-летию российский гольф перестал быть экзотикой, превратившись из занятного способа времяпрепровождения богатых лентяев в уважаемый и популярный вид спорта.

Этим можно объяснить и то, что среди почти 250 приглашенных на праздничный вечер не оказалось случайных людей — только те, кому такие мероприятия действительно интересны. К примеру, среди гостей был замечен Евгений Кафельников, который в своем чрезвычайно загруженном расписании сумел выкроить полтора часа, чтобы посетить день рождения отечественного гольфа. Ну и, конечно же, практически в полном составе приехала сборная страны по гольфу и ее тренеры.

Изюминкой вечера, несомненно, стало выступление легендарного музыканта, короля босса-новы Жоао Донато (Бразилия). В сопровождении бразильской группы «Кариокас» и Московского камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна (США) он устроил зажигательный джазовый концерт. И что интересно, Донато приехал в Москву с целью дать один-единственный концерт в Большом зале Московской консерватории. Однако благодаря посредничеству Центра оперного пения Вишневской удалось уговорить музыканта на второе выступление.

Вообще, параллели между гольфом и музыкой неслучайны. Многие склоняются к тому, что именно джаз наиболее близок к этому виду спорта. Во-первых, потому что практически половина гольфистов мира, а это ни много ни мало 30 млн человек, живет на родине джаза — в Америке. А во-вторых, потому что возможность самовыражения, не ограниченная формальными рамками, — характерная черта и джаза, и гольфа. Два джазмена могут на протяжении нескольких часов потрясающе гармонично играть без репетиций и традиционных «сводок». Точно так же и два гольфиста способны получать колоссальное удовольствие от партии, даже не понимая языка друг друга.