ГОРИЗОНТЫ ИЛИ ВСЁ ГОРИЗОНТАЛЬНО?


Мария ВОЛЬПИНА, Леонтий БУКШТЕЙН

Прошедшая сразу после образования нового правительства конференция в ВШЭ выявила основные противоречия между ключевыми персонами «экономической» ветви российской власти.*

* В прошлом номере мы публиковали краткую информацию о конференции. В этом даем более подробный аналитический отчет.

Выступая на ежегодной Международной научной конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики», организованной Высшей школой экономики, глава Минэкономразвития Герман Греф так сформулировал приоритеты для нынешней российской экономики: «Конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция».

Не остались в стороне от полемики экономического бомонда также министр финансов Алексей Кудрин и вице-премьер Александр Жуков: задача повышения конкурентоспособности отечественных предприятий полностью отвечает современной стратегии правительства.

По словам вице-премьера, темы ясинских слушаний на протяжении последних лет являются индикатором изменений в нашей экономической действительности. Анализируя ситуацию прошлых лет, Александр Жуков отметил, что тогда усилия правительства в основном были направлены на стабилизацию экономики и проведение базовых реформ.

Однако сегодня появилась возможность основное внимание уделить ее модернизации, поскольку ежегодные темпы роста ВВП в России составляют около 7%, инфляция снижается, профицит бюджета стал нормой, золотовалютные резервы велики как никогда и к тому же резко повысился кредитный рейтинг страны. Согласно прогнозам правительства, в ближайшие три года рост ВВП сохранится на отметке 6—7%, а уровень инфляции, ежегодно снижаясь на 2%, к концу 2007 года опустится до 4% и приблизится к европейскому. Чтобы сбылись эти макроэкономические прогнозы, необходимо, по словам вице-премьера, сделать российскую экономику конкурентоспособной по сравнению с экономиками ведущих стран мира.

Эффективной мерой по созданию конкурентной среды должна стать административная реформа. «Конечная цель реформы — сделать государство более компактным и эффективным», — отметил Александр Жуков. Оно «должно отказаться от несвойственных ему в рыночной экономике функций и сконцентрироваться на результативности исполнения своих прямых обязанностей».

Касаясь преобразований в налоговой сфере, вице-премьер сообщил, что снижение единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% планируется с 2005 года. А с изменением в 2006 году налога на добавленную стоимость налоговая реформа в России в общих чертах будет завершена. Как заверил Александр Жуков, в дальнейшем налоговое законодательство останется стабильным. Однако проведение реформ не обойдется без потерь в бюджете. В связи со снижением ЕСН правительству придется не только позаботиться о его восполнении в размере $10 млрд, но и внести изменения в пенсионную и страховую сферы.

Одной из важнейших задач правительства Александр Жуков считает борьбу с бедностью и повышение уровня жизни россиян. По его прогнозам, количество людей, проживающих за чертой бедности, в ближайшие три года сократится в два раза (сегодня эта цифра составляет около 30%). «Это амбициозная задача», — признался вице-премьер и отметил, что повышению доходов граждан будут способствовать изменения в пенсионном законодательстве. В частности, правительство намерено решить проблему, связанную с заменой льгот для пенсионеров на денежные выплаты. Льготы должны быть адресными, только в этом случае удастся повысить социальную значимость преобразований в стране и эффективность бюджетных расходов.

Затрагивая тему конкурентоспособности российской экономики, вице-премьер отметил, что в нынешней ситуации создавать конкурентную среду необходимо и в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, образование и ЖКХ.

СКРЫТЫЕ ДОТАЦИИ ИЛИ КАЧЕСТВО?

Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что конкурентоспособность страны напрямую зависит от конкурентоспособности предприятий. Развиваться она может двумя путями. Первый обеспечивает благополучие производителя за счет низких издержек: дешевой рабочей силы или выгодного курса национальной валюты. При этом мы будем вынуждены покупать низкокачественную продукцию «полумертвых» отечественных предприятий, защищенных от западных конкурентов запретительными пошлинами. В то же время рента с естественных монополий станет уходить не в государственную казну, а на скрытые дотации не готовой к соперничеству на мировом рынке промышленности. Путь, по мнению министра, тупиковый, и в такой ситуации Россия в лучшем случае превратится в мировой сборочный цех.

Герман Греф призвал избрать второй путь развития, при котором приоритетными являются качество товаров, их новизна и эксклюзивность. Это, по его словам, обеспечивается прежде всего за счет более активной модернизации производства. К основным инструментам модернизации Греф относит механизмы антимонопольной политики, таможенно-тарифные меры и регулируемые тарифы на услуги инфраструктурных монополий.

Как сказал министр, мягкая антимонопольная политика должна применяться в том случае, когда проводятся корпоративные слияния предприятий, осуществляющих крупные по российским масштабам сделки, а жесткая — в отношении местных монополий, «искусственно созданных чиновниками, которые собирают ренту себе в карман».

Что касается таможенно-тарифной политики, то, по словам Германа Грефа, средняя эффективная ставка по импортным пошлинам в России составляет 10—11% против 3—4% в странах Евросоюза и США. «Я ни в коем случае не призываю огульно убрать все таможенные ограничения и бросить отечественные предприятия на произвол судьбы. К вопросу снижения таможенных барьеров нужно подходить очень аккуратно, поскольку это ресурс, который мы можем эффективно использовать для переговоров по снятию барьеров, возникающих перед российскими товарами на мировых рынках», — отметил глава Минэкономразвития.

Затронув проблему цен на услуги естественных монополий, министр посетовал на то, что, с одной стороны, природные ресурсы используются крайне неэффективно, а с другой — у предприятий нет дополнительных стимулов для энергосбережения. При этом он подчеркнул, что цены на услуги естественных монополий способны плавно увеличиваться, но их размер должен определяться конкурентным рынком, а не правительством, которое может пойти на повышение вслепую, не разобравшись в реальных издержках. Рыночная цена газа, нефтепродуктов, электроэнергии в России, по мнению Грефа, в любом случае должна быть ниже мировой. Ведь если рассуждать объективно, издержки на добычу, переработку и доставку природных ресурсов в нашей стране действительно заметно меньше.

СТРУКТУРНЫЙ МАНЕВР

Глава Минфина Алексей Кудрин сакцентировал внимание слушателей на структурной реформе. Она предполагает разграничение полномочий между разными уровнями власти и распределение доходных источников по различным уровням бюджетной системы. Подобные изменения, считает министр, станут главной особенностью бюджетной и финансовой политики в ближайшие годы.

Разграничение полномочий по доходам и расходам между федеральным и региональным уровнями власти планируется ввести с 1 января 2005 года, а между региональным и муниципальным — с 1 января 2006 года. Кроме того, с 2006 года вдвое возрастет роль муниципальной власти, поскольку она станет двухуровневой: появятся уровень района и уровень поселения. Эта мера, по мнению Алексея Кудрина, позволит повысить и роль местного самоуправления. К середине мая правительство внесет в Госдуму пакет законопроектов, который приведет все российское законодательство в соответствие со структурными изменениями.

Говоря об инвестиционной ситуации в России, Алексей Кудрин отметил, что в этом году ожидается преимущественно приток капитала. «Мы становимся маленьким и слабым, но насосом инвестиций в экономику страны», — пошутил он. Хотя общее отрицательное сальдо по ввозу и вывозу капитала в первом квартале нынешнего года составило $200 млн, такой показатель все же лучше прошлогоднего. В частности, несмотря на вывоз капитала банковским сектором, наблюдается существенный прирост ввоза капитала нефинансовыми учреждениями, в том числе предприятиями, которые привлекают средства на модернизацию производства.

ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТКРЫТО

Выступление трех членов правительства достаточно внятно обрисовало масштаб реформ, ожидающих нас в ближайшие годы. Однако, по мнению организатора конференции, научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, «правительство слишком осторожничает там, где надо действовать решительно и энергично». Известный экономист считает, что сейчас открылось «окно возможностей», когда и президент, и правительство в состоянии принимать болезненные и, может быть, даже непопулярные меры, чтобы вывести экономику из заторможенного состояния. «Второй такой ситуации не возникнет в ближайшие восемь — десять лет», — подытожил он.