Джемир ДЕГТЯРЕНКО: «НУЖНЫ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ УВАЖАЮЩИЕ СЕБЯ УЧАСТНИКИ РЫНКА»


Беседу вел Александр Полянский

Выход российской версии Forbes привлек внимание к сектору солидных глянцевых изданий, который продолжает активно развиваться. Ситуацию на этом рынке и рынке СМИ в целом комментирует главный редактор журнала «Новости СМИ».

— Джемир Джемирович, что происходит сегодня на рынке глянцевых и деловых изданий? Открываются все новые и новые журналы…

— Новых деловых изданий запускается не так уж много, а вот глянцевые журналы действительно активно открываются и развиваются. В сегменте «Афиши» появились журналы «Где?», «Личное время», «Тайм-аут», «Городская зебра»; сама «Афиша» переместилась в класс люкс с высокой стоимостью рекламы. Оживились научно-популярные издания. Среди еженедельных серьезных журналов лидируют «Эксперт» и «Деньги», хорошо развивается «Компания». Неплохие результаты демонстрирует журнал «Русский фокус», среди газет — «Ведомости», «Коммерсантъ», «Комсомолка», «МК», хорошая динамика у газеты «Жизнь».

Большое будущее у ниши b2b-изданий. Реклама в эту сферу наверняка пойдет, так как их читательская аудитория очень перспективна. ИД «Проф-Медиа» и «Индепендент Медиа» даже создали совместное издательство для таких продуктов. Кстати, тенденция к объединению усилий сейчас очень характерна для рынка. Формируются не только издательские, но и радиохолдинги, включающие разнопрофильные станции.

Издатели задумались о создании дополнительных сервисов. К общенациональным газетам, например, начинают выпускать глянцевые приложения, благо современные полиграфические предприятия позволяют удовлетворить высокие требования потребителей и в первую очередь рекламодателей к качеству изданий.

Причин такого бурного развития, на мой взгляд, две. С одной стороны, еще далеко не все западные журнальные брэнды пришли на российский рынок, их экспансия продолжается. С другой — отечественные издатели все лучше осваивают возможности рекламного рынка, который растет удивительными темпами.

— В прошлом году, насколько я знаю, он вырос на 30%?

— Да. Прежде всего, разумеется, за счет теле- и радиорекламы, но и за счет рекламы в печатных СМИ тоже. На первом месте по динамике роста, как всегда, телевизионная реклама. На втором — наружная и реклама в периодике.

Наверное, именно благодаря росту рекламного рынка печатные проекты сегодня могут быть успешным бизнесом. Но, увы, далеко не все журналы и газеты создаются, исходя из оценок рынка и бизнес-планов. Некоторые выпускаются, потому что «так захотела жена»…

— А некоторые в силу политических причин.

— К таким относится разве что «Газета», которая, по моему мнению, создавалась под Рафа Шакирова, перешедшего недавно в «Известия». Серьезной коммерческой основы я в ней не вижу.

— Одной из основных претензий к российским СМИ была и остается завуалированная реклама.

— В западных изданиях тоже немало такой рекламы. Но интересно, что на нашем рынке получили распространение договоры о том, чтобы в отношении той или иной компании не публиковался негатив, не было «наездов». Заключая такой контракт, издания фактически получают возможность шантажировать фирмы: мол, после его завершения мы «вынесем сор из избы».

На мой взгляд, в России проблема не в скрытой рекламе, а в том, что нет четких и понятных принципов отбора новостей, материалов в то или иное СМИ. Редактор отдела либо главный редактор ориентируется, как правило, только на свой опыт и мнение.

Или, скажем, такой «пустяк», как небрежная правка прямой речи. С точки зрения редакции смысл вроде бы не меняется, но в действительности могут быть существенно смещены авторские смысловые акценты. Причем, если это обнаруживается, никто даже не приносит извинений.

Я считаю, необходимо сформулировать ясные правила поведения и взаимоотношений между представителями СМИ и ньюсмейкерами. И любой уважающий себя участник рынка должен будет эти правила соблюдать.

СПРАВКА «БОССа»

Джемир Джемирович Дегтяренко родился в 1969 году в г. Сумы на Украине. Окончил Московский энергетический институт. В журналистику пришел из сферы PR.

В июле 1997 года создал журнал «Новости СМИ» — специализированное издание по медиабизнесу для профессионалов медиаиндустрии. Впоследствии к нему добавились и другие проекты. В 2001 году «Новости СМИ» стали инициатором организации первой ежегодной отраслевой премии «Медиа-менеджер России», позднее получившей статус общероссийской. В 2003 году Джемир Джемирович стал одним из учредителей ежемесячного журнала для профессионалов радиобизнеса «R2R. Radio to Radio».

Все эти проекты вошли в созданный в начале 2004 года издательский дом «МедиаХаус», который возглавил Дегтяренко.