ДЕФОЛТ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА


Алла МАРКОВА

Пенсионная реформа сделала разворот. Если раньше к ней был допущен 41 млн россиян (женщины моложе 1957 года рождения и мужчины — 1953-го), то теперь число потенциальных пенсионеров сократилось. От реформы отлучены все граждане, родившиеся до 1967 года. Правительство решило, что с 2005 года их отчисления должны не копиться на личных счетах, а поступать в «общий котел» Пенсионного фонда. По его мнению, эта мера поможет решить вопрос дефицита финансов в ПФР, который после снижения единого соцналога в 2005 году составит, по разным оценкам, от 170 до 280 млрд руб.

Под обломками оказалась половина застрахованных участников реформы. Правительство пытается выдать свой новый ход за благо: «индексация даст больше, чем инвестиционный доход», — утверждает, например, Михаил Зурабов, бывший глава ПФР, а ныне министр здравоохранения и социального развития. По его словам, за последние два года страховую часть пенсий проиндексировали почти на 50%. Но ведь словом «благо» в нашем отечестве издавна жонглируют как хотят.

Напомним: начало пенсионной реформы в России относится к 1995 году. В 1997-м важность этой задачи отмечал президент Борис Ельцин в своем Послании к Федеральному собранию. Однако основные положения реформы разрабатывались уже при Владимире Путине. Законодательную базу сформировали к концу 2001 года.

ОЧЕРЕДНЫЕ ТРИ ИСТОЧНИКА

Суть реформы — в переходе от распределительной системы начисления пенсии к индивидуально-накопительной. Новая пенсия должна складываться из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая полагается каждому пенсионеру независимо от его трудового стажа и зарплаты. На нее может рассчитывать даже человек, который никогда не работал. Размер базовой пенсии устанавливается государством и может меняться. Сегодня она составляет 600 руб.

Страховая часть пенсии зависит от трудового стажа и зарплаты. Базовая и страховая части пенсии финансируются по распределительной системе и начисляются из денег, полученных от работающих граждан в виде налога. Его, в сумме 28% от зарплаты работника, платит работодатель. Эти деньги являются основой единого социального налога (ЕСН), который вместе с другими отчислениями (например, обязательным медицинским страхованием) составляет 35,8% любой зарплаты.

Из предназначенных на пенсионное обеспечение денег 14% уходит в госбюджет, а оттуда перечисляется в Пенсионный фонд для финансирования базовых пенсий. На финансирование страховой части пенсии нынешних пенсионеров идет 11—12%, а оставшиеся 2—3% формируют накопительную часть пенсии работника.

Итак, в основе накопительной пенсионной системы лежат пенсионные отчисления. В начале 2002 года Пенсионный фонд открыл индивидуальные накопительные счета. У тех, кому в 2002 году еще не исполнилось 44 года, накопительная часть пенсии 3% от зарплаты. Россиянам старшего возраста пришлось довольствоваться 2%.

Накопительная система оставляла гражданам хотя бы небольшую надежду на то, что старость действительно может быть обеспеченной. Стоит только верно выбрать управляющую компанию и отдать накопительную часть будущей пенсии в рост.

Осуществлением пенсионной реформы занимался Пенсионный фонд. Первый этап — открытие накопительных счетов — прошел довольно успешно. Проблемы начались в ходе рассылки уведомлений о состоянии индивидуальных пенсионных счетов. Такое письмо должен был получить каждый работающий, для того чтобы принять решение о выборе управляющей компании. Разослать многие миллионы уведомлений предполагалось до 1 июля прошлого года. Однако летом, объясняя задержку огромным масштабом задачи, чиновники перенесли дату завершения рассылки. Массовая рассылка «писем счастья» началась лишь в октябре и закончилась в конце декабря прошлого года.

Гражданам, желающим распорядиться своими средствами, предлагалось заполнить бланк заявления, прилагаемый к письму, и отнести его в свое отделение Пенсионного фонда. Это следовало сделать до 15 октября. Но поскольку к названной дате рассылка писем только началась, срок перенесли на 31 декабря. Правда, в письмах стояла старая дата, что вызвало недоумение граждан.

Заявление также можно было заверить у нотариуса (120 рублей) и отправить в Пенсионный фонд заказным письмом. Кроме того, 18 российских банков (например, Альфа-банк) получили статус трансфер-агентов и также могли заверять заявления граждан. Правда, Пенсионный фонд забыл сообщить гражданам о такой возможности. Впрочем, как и о продлении срока выбора управляющей компании. Да и о самой сути пенсионной реформы.

По данным опросов ВЦИОМ, в ноябре 2003 года, 42% респондентов вообще не знали о том, что в стране проходит пенсионная реформа. 30% не понимали, чем накопительная часть пенсии отличается от страховой.

Как организация, отвечающая за проведение реформы, Пенсионный фонд должен был информировать граждан о ее проведении и преимуществах. На пропагандистские мероприятия в 2003 году из бюджета фонда выделили 149 млн руб. Еще $1,5 млн предоставил в виде займа Всемирный банк — на информирование населения о выборе управляющих компаний. В конце прошлого года Пенсионный фонд сообщил, что сумел сэкономить эти средства. Другими словами, население осталось без информации.

В результате, если гражданин выбирал себе негосударственную управляющую компанию, он сталкивался с определенными трудностями. Прежде всего, список этих компаний был утвержден Минфином на два месяца позже срока. Но и будучи утвержденным, он не попал к адресатам: к «письму счастья» список управляющих компаний не прилагался. Да и текст письма был таким, что будущий пенсионер не мог понять, что ему необходимо делать. Особо настойчивые граждане могли найти в местном отделении Пенсионного фонда только набранный мелким шрифтом упомянутый список компаний, висящий где-нибудь в углу. И все. Никакой информации об их доходности, сроках существования на рынке или степени риска.

Как следствие в частные компании передали свои пенсионные накопления всего 700 тыс. россиян, то есть менее 2% владельцев пенсионных счетов. А по прогнозам правительства, выбрать негосударственную компанию должны были от 10% до 80% россиян.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

По данным Пенсионного фонда, за годы реформы на накопительных счетах работающих граждан скопилось более 300 млрд руб., из них около 90 млрд руб. в виде «живых» денег. Два года они инвестировались в государственные ценные бумаги. Однако не успела пенсионная реформа расправить крылья, а государство уже предложило новые правила игры. До сих пор логика реформы заключалась в том, что размер накопительной части для большинства работающих россиян должен зависеть от суммы налогов, уплаченных ими в Пенсионный фонд. Два года 40 млн граждан в надежде на обеспеченную старость исправно пополняли свои личные пенсионные счета. Но тут правительство затеяло второй этап налоговой реформы, одной из главных составляющих которой является снижение ставки единого социального налога.

Сейчас ставка ЕСН считается слишком высокой, поэтому работодатели предпочитают экономить, выплачивая зарплаты «в конвертах». С 2005 года налог может быть снижен с 35,6 до 26%. Снижение ЕСН — дело хорошее. Но если ставка налога сокращается, то уменьшаются доходы Пенсионного фонда. И поэтому, как заявил министр финансов Алексей Кудрин, для оптимизации пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе правительство вынуждено исключить из обязательной накопительной пенсионной системы граждан среднего возраста — от 37 до 52 лет. 2% от их зарплат пойдут в распределительную систему для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Таким образом, пенсионные накопления, которые как бы выпадали из дохода Пенсионного фонда, вернутся в казну и пойдут на преодоление дефицита по текущим выплатам.

В качестве компенсации гражданам предлагают очередную игру: добровольно отчислять на будущую пенсию пока 4%, а с 2006 года — 8% от зарплаты. За это государство обещает добавить к сумме еще 2% от зарплаты работника либо по 2 тыс. руб. в год. То есть как бы гарантирует 50-процентную доходность по вкладам.

Отменив накопительную систему, государство призналось в том, что не может ежегодно выделять из пенсионного бюджета 40—50 млрд руб. на формирование пенсионных накоплений. Но при этом готово начислять добровольцам по 2 тыс. рублей. Если таковыми окажутся все 40 млн человек, подпадающих под реформу, России придется ежегодно тратить на эти цели 80 млрд руб., которых уже нет в бюджете.

Чиновники, однако, кое о чем умалчивают. Чтобы получать пенсию, например, 2 тыс. руб. в месяц, нужно отчислять на накопительный счет те же 2 тыс. руб. в течение, скажем, 20 лет до момента выхода на пенсию. Пенсионный капитал каждого гражданина делится на 19 лет (так называемый возраст дожития) вне зависимости от пола. Но для сегодняшних 30-летних граждан России прогнозируется средний срок жизни: 65 лет — для мужчин и чуть более 75 лет — для женщин. Значит, среднестатистический мужчина сможет истратить только четвертую часть своих накоплений. Остальные деньги достанутся не наследникам, а Пенсионному фонду.

К тому же правительство подумывает об увеличении пенсионного возраста на пять лет. Если это произойдет, многие наши мужчины вообще не воспользуются своими пенсионными сбережениями.

КТО Ж ТАК СЧИТАЕТ?

По данным экспертов Конфедерации защиты прав потребителей (КонфОП), общая сумма взносов, поступающих сейчас в накопительную часть от средних возрастных групп, в 2005 году не превысит 25 млрд руб. Эти деньги не могут кардинально изменить ситуацию с выпадающими доходами Пенсионного фонда. Исключая из реформы самую социально и профессионально активную часть населения, государство все равно не заткнет дыру, образовавшуюся от снижения ЕСН.

Неужели государству неоткуда взять деньги, кроме как отобрать будущие пенсии у 40-летних? Ведь у нас профицит бюджета. Почему бы не погасить разрыв этими деньгами? Кроме того, можно взять средства из стабилизационного фонда. Или привычно поднять налоги для нефтяников. Но чиновникам удобнее залезть в карман рядовых граждан. И люди среднего возраста, вынесшие экономические реформы последних 15 лет, дефолт 1998 года, все «черные» вторники и пятницы, теперь должны расплачиваться за дыры в российском бюджете и за бездарность чиновников: все понимают, что «добровольно» перечисленные в пенсионный фонд 4% от зарплат на деле означают рост подоходного налога с 13 до 17%.

В этой истории нельзя порадоваться даже за бизнес. Да, он получил в подарок снижение ставки ЕСН. Но основная часть его плательщиков — бюджетные предприятия, для которых снижение ставки налога — не стимулирование активности, а перекладывание денег из одного бюджетного кармана в другой. Что касается внебюджетных организаций, то еще неизвестно, начнут ли они афишировать свои выплаты: снижение ЕСН на 10% многие эксперты считают недостаточным.

Обидно и за управляющие компании, затратившие немало средств на рекламу реформы, — к ним по желанию клиента должны были переводиться накопительные пенсионные средства. Словом, проигравших хватает. {EMAILPRINT}