РАЗРЕШЕНИЕ БРЕМЕНИ


Алла МИХАЙЛОВА

Российская налоговая реформа завершится в 2005 году. Правительство уже озвучило основные направления ее второго, заключительного, этапа. Это прежде всего снижение единого социального налога, в результате чего государство потеряет около $10 млрд. Недополученные доходы планируется компенсировать традиционным увеличением налоговой нагрузки на нефтяную отрасль и — неприятное нововведение — на физических лиц. Налоги, которые будут платить российские граждане, станут настоящим испытанием для их кошельков.

Сегодня максимальная ставка ЕСН — 35,6%. При зарплате сотрудника до 100 тыс. руб. в год работодатель, как известно, выплачивает ЕСН в размере 35,6%, при зарплате от 100 тыс. до 300 тыс. руб. — 20%, от 300 тыс. до 600 тыс. руб. — 10% и свыше 600 тыс. руб. — 2%. По мнению правительства, именно высокая ставка ЕСН является главной причиной ухода от налогов и существования теневой бухгалтерии. Компании предпочитают не афишировать доходы персонала, выдавая часть денег, что называется, в конверте и экономя таким образом на налоговых отчислениях.

Снижение ЕСН, по замыслу чиновников, заставит работодателей отказаться от серых зарплатных схем. Поэтому с 2005 года предполагается уменьшить максимальную ставку ЕСН с 35,6% до 26%, видоизменив действующую регрессивную шкалу налога.

Правда, работодатель сможет сэкономить лишь на тех сотрудниках, чья зарплата составляет менее 100 тыс. руб. За тех, кто имеет в год от 300 тыс. до 600 тыс. руб. и свыше 600 тыс. руб., платить придется так же, как и сейчас, — 10% и 2% соответственно. А налоги с зарплат работников, получающих от 100 тыс. до 300 тыс. руб., и вовсе возрастут — с нынешних 20% до 26%. Это делает успех реформы довольно сомнительным.

Вместе с тем из-за снижения ЕСН государство теряет около $10 млрд. Правительство рассчитывает, что эта сумма будет во многом компенсирована ростом собираемости налогов в результате легализации заработной платы, а также за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль и на самих граждан.

ЗАПЛАТИШЬ НАЛОГ — ПОЛУЧИШЬ ПЕНСИЮ

Поступления от ЕСН распределяются между внебюджетными фондами: пенсионным, социального страхования и обязательного медицинского страхования. По расчетам правительства, в результате снижения ЕСН предприятия получат дополнительно 280 млрд руб. в год. И точно такой же суммы лишатся внебюджетные фонды. Например, поступления в Пенсионный фонд сократятся на 30%, и уже в следующем году его дефицит может составить более 160 млрд руб.

Выпадающие доходы частично будут компенсированы за счет увеличения налогов на рядовых граждан. Так, начиная с 2005 года всем работникам придется самим делать взносы в накопительную часть пенсии в размере 4% от общего дохода. Фактически эта мера означает повышение ставки подоходного налога с сегодняшних 13% до 17%. А с 2006 года, когда ставка добровольных отчислений на накопительную часть пенсии будет поднята до 6%, граждане станут платить уже 19%.

Одновременно со снижением ЕСН правительство решило заменить денежными выплатами социальные льготы, кроме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Вместо прав на бесплатный проезд на общественном транспорте, санаторное обеспечение, бесплатный телефон и так далее льготникам будет полагаться прибавка к пенсии в размере примерно 550—950 руб. ежемесячно. Сумма мизерная. Ведь если московский пенсионер ежедневно совершает две поездки общественным транспортом, он должен тратить на дорогу уже около 600 руб. Прибавьте к этому оплату дорогих лекарств, которые сегодня льготники получают бесплатно, и выйдет сумма, многократно превышающая государственную дотацию.

Отказ от льгот выглядит как первый шаг к построению новой системы социального обеспечения. Ее суть заключается в перекладывании нагрузки по социальной защите граждан с государства на самих граждан с соответствующим ростом их расходов.

РОССИЯНЕ, ЗАТЯНИТЕ ПОЯСА!

Еще одно нововведение: со следующего года будет снижен налог на имущество физических лиц. Сегодня его платят все собственники жилья. Максимальная ставка составляет 2%. Правда, в большинстве российских регионов (а имущественный налог устанавливается на региональном уровне) он редко превышает 0,5%.

Правительство намерено снизить ставку до 0,1%. Но это вовсе не означает, что владельцы недвижимости станут меньше платить. Если сегодня стоимость квартир и домов определяется, исходя из данных БТИ, то с нового года расчет будет производиться по рыночным ценам. А они, как известно, в несколько раз выше. Несмотря на то что методика расчета нового налога на имущество пока отсутствует, эксперты полагают, что сумма возрастет в 10—15 раз.

Изменения коснутся и налогов на наследование и дарение. Уже со следующего года их ставки будут уменьшены более чем в два раза. Если сегодня в зависимости от степени родства приходится платить от 5% до 40% стоимости наследуемого или подаренного имущества, то с 2005 года эти выплаты, скорее всего, составят от 5% до 13%. А вот количество объектов наследования и дарения сократится до трех: недвижимость, земельные участки и транспорт. Из списка исключены ценные бумаги, средства на банковских счетах, предметы антиквариата и пр.

ЗА РЕФОРМЫ ЗАПЛАТЯТ НЕФТЯНИКИ

Основной инструмент компенсации потерь бюджета от снижения ЕСН — увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины и акцизов на нефть.

НДПИ предлагается повысить с нынешних 347 руб. до 400 руб. за 1 т нефти. При этом курс доллара, установленный при расчете формулы НДПИ в размере 31,5 руб., планируется понизить до 29 руб. По оценке Минфина, дополнительные доходы бюджета от увеличения НДПИ при цене нефти $24 за баррель составят $414 млн, при цене $27 за баррель — $616 млн.

Напомним, что с начала этого года НДПИ уже повышался. Для нефтяников его ставка возросла с 340 руб. до нынешних 347 руб. за 1 т. Для газовиков налог был увеличен в 4,5 раза.

Теперь об экспортной пошлине. Сегодня, если баррель российской нефти марки Urals стоит от $14,5 до $25, ставка равняется 35% от разницы между фактической ценой и $15 за баррель. При еще более благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка в бюджет поступает 40% от разницы между фактической ценой нефти и $25 за баррель.

В планах на будущее прописаны совсем другие цифры. Правительство предлагает ввести в шкалу дополнительный интервал цен от $20 до $25 за баррель и установить в нем экспортную пошлину в размере 45%. При цене от $15 до $20 пошлина составит 35%, свыше $25 — 65%.

Вряд ли нефтяников утешит тот факт, что при цене нефти в $15 и ниже пошлина не будет взиматься вообще, такая ситуация в ближайшее время маловероятна. Платить налоги им придется нешуточные: повышение пошлины на нефть и рост НДПИ принесут бюджету дополнительно примерно $3 млрд.

Кроме того, с 1 января 2005 года планируется увеличить размер налога на добычу нефти.

ДОЙНАЯ КОРОВА БЮДЖЕТА

Спору нет, с учетом того, что сырьевой сектор российской экономики обеспечивает 25% ВВП, необходимо реагировать на изменение мировой конъюнктуры цен на нефть. Но как долго и до какой степени будут повышаться налоги, выплачиваемые нефтяниками? Налоговая нагрузка на них увеличивается ежегодно. Если в 1999 году отрасль отдавала в бюджет около $30 за 1 т нефти, то в 2003-м уже вдвое больше. Доля платежей за природные ресурсы по сравнению, например, с имевшейся в 1995 году выросла на 268%. В общих налоговых поступлениях бюджета налоги, получаемые от нефтегазовой отрасли (включая налоги на продажу нефти и газа), сегодня составляют порядка 40%.

Очередное увеличение налогов негативно скажется на деятельности нефтяных компаний. Известно, что оставшиеся после всех налоговых отчислений средства они тратят на выплату дивидендов, погашение кредитов и инвестиции. Первые два направления для отрасли всегда были приоритетными. Следовательно, рост налоговой нагрузки в первую очередь приведет к сокращению инвестиций в производство. Однако в будущем для поддержания добычи на прежнем уровне нефтяникам необходимо вкладывать в разработку месторождений гораздо больше денег, чем сейчас, из-за истощения старых запасов.

Далее. В прошлом году российские компании переправили за рубеж по железной дороге 65 млн т нефти. В нынешнем году планировалось транспортировать 100 млн т, но при новых пошлинах это сделать вряд ли удастся. Тогда нефть пойдет на внутренний рынок, он может рухнуть, и повторится ситуация 2001 года, когда нефть оценивалась в 1 тыс. руб. за 1 т при себестоимости 2 тыс. руб. Тревоги нефтяников разделяет и министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, в 2004 году прирост нефтяного экспорта снизится с 35 млн т до 13—15 млн т, а затем до 10 млн т в год.

От увеличения экспортных пошлин пострадают как крупные, так и мелкие компании, у которых нет своих перерабатывающих предприятий. Например, «Татнефть» будет вынуждена остановить работы на 30—40% скважин. Понесет потери и нефтяной гигант ЮКОС, заключивший крупную сделку с Китаем. Согласно контракту, ЮКОС должен поставлять Китаю до 10 млн т нефти в год. Каким образом компания сможет выполнить свои обязательства, непонятно.

НДС БЕЗ СЧЕТОВ

Однако есть и хорошая новость. Правительство, по-видимому, отказалось от введения НДС-счетов. По крайней мере, в ближайшие полтора года. Идея спецсчетов состоит в том, чтобы обязать все компании открыть в дополнение к своему расчетному счету еще один, специально предназначенный для зачисления сумм НДС. Деньги с НДС-счета можно списать либо контрагенту в рамках взаимозачетов по НДС, либо в бюджет. Таким образом, 18% денежных средств российских предприятий оказались бы заморожены. Похоже, после годичного обсуждения кабинет министров прислушался к мнению экспертов, полагающих, что это приведет к уменьшению оборотов российских компаний и ударит прежде всего по среднему и мелкому бизнесу.

В то же время отказ от НДС-счетов означает, что правительство пока не собирается изменять ставку НДС. Напомним, что с 1 января 2004 года НДС был снижен с 20% до 18%. Предполагалось, что с 2005 года ставка будет уменьшена до 16%. А в случае введения НДС-счетов Герман Греф обещал снижение ставки НДС до 14—15%. Теперь этот процесс отложен как минимум до 2006 года.