РАЙ В «САРАЕ»


Агунда АЛБОРОВА, Татьяна ЖУКОВА

Времена, когда шальные капиталы и порождаемая ими вседозволенность диктовали моду на возведение гигантских, безвкусных «цитаделей» за высоченными заборами, безвозвратно уходят. В последние годы при постройке собственного дома состоятельные люди все чаще отдают предпочтение архитектурным проектам, в основе которых лежат принципы минимализма, оптимально сочетающиеся с простотой организации пространства.

Ни одна квартира, какой бы огромной и шикарной она ни была, не способна удовлетворить до конца древний как мир инстинкт человека обустраивать свою — и только свою — территорию в соответствии с собственными потребностями. Квартира — это жизнь в рамках заданного, навязанного чужой волей пространства, это пейзаж за окном, изменить который невозможно, это присутствие посторонних людей сверху, снизу, сбоку — везде и постоянно… Собственный же дом дает уникальную возможность сконструировать личную маленькую вселенную в излюбленном ландшафте, где реализовывались бы самые необычные и смелые мечты и куда хотелось бы возвращаться вновь и вновь.

Все мы представляем себе загородный дом по-своему, а у каждого архитектора есть лишь ему присущий, зачастую ярко выраженный подход к проектированию. И здесь неизбежно возникает столкновение интересов.

Если проанализировать, как развивалось строительство загородных домов в ближайшем Подмосковье, картина получается весьма интересной и поучительной.

Начало 90-х годов: земля относительно недорогая, вкусы заказчиков непритязательны, кирпич и рабочая сила безумно дешевы.

Однако горожане, которым удалось наконец вырваться из каменных джунглей, еще представляли себе дом как некое подобие огромной квартиры. Понятия архитектурного стиля и ландшафтного дизайна не имели для них особого значения, а потому и к специалистам в этой области они обращались не часто, больше доверяя советам неизвестно откуда набранных рабочих. В результате один за другим вырастали гигантские каменные монстры без малейшего намека на какую-либо стилистику, занимавшие практически весь участок. Свободной земли оставалось разве что на скромных размеров стоянку для машины.

Довольно скоро выяснилось, что нормально жить в возведенных кое-как домах невозможно. Вот тогда и возник спрос на услуги профессиональных архитекторов. Художественный уровень построек немного повысился, хотя до современных решений дело не доходило — вкус заказчиков по-прежнему не был сформирован.

Большинство владельцев придерживались единого универсального принципа: «Не сумел сделать красиво — сделал богато». Воплощенный на практике с истинно российским размахом, он поражал воображение и одновременно шокировал. Неподалеку от столицы стали появляться безвкусные «барские» усадьбы с белыми колоннами и нелепые подобия родовых европейских замков со стрельчатыми проемами и башенками. Ухоженные газоны, живописные группки хвойных насаждений и мощеные дорожки, конечно, украсили ландшафт, но все это неизменно обносилось многометровым сплошным забором, вызывающим неожиданные ассоциации с крепостными стенами.

В последние годы в загородном строительстве наметился очень интересный этап, что связано, скорее всего, с изменением образа самого владельца дома. Теперь это относительно молодой, хорошо образованный, поездивший по миру человек. Такой хозяин предъявляет к своему жилищу уже совсем другие требования, главное среди которых — выделяться из общего окружения, но отнюдь не размерами и богатством отделки.

Архитектура подобных домов нетрадиционна, в ней много изобретательности, смелости, а порой и юмора. При строительстве в ход идут новые материалы и виды конструкций, современные технологии. С их использованием, кстати, стало возможным делать крышу здания плоской, тогда как совсем недавно это казалось нереальным.

Среди последних тенденций отечественной архитектурной моды — максимальное использование стекла (сплошное или частичное остекление фасада, оформление встроенного зимнего сада) или сочетаний стекла с деревом и металлом; разнообразные элементы (своды, купольные сооружения, круглые или прямоугольные оконные проемы, окна-арки, застекленные эркеры), позволяющие сделать облик дома необычным. Все чаще архитекторы экспериментируют с формой (например, традиционные прямоугольные формы в верхней части постройки уступают место криволинейным) и объемами (внутреннее пространство вписывают не в один куб, а в несколько, с переходами из одного объема в другой). Помещения могут быть заключены и в ступенчато выдвинутые прямоугольные объемы, одно из них иногда даже оказывается целиком вынесено на каркасных опорах и не имеет общих стен с домом. Такую конструкцию называют «парящий объем».

В последние два года очень популярно утрированное упрощение стиля с ярко выраженной конструктивной тектоникой, то есть когда несущие части здания (металлические или деревянные опоры, балки) не скрываются, а наоборот, остаются видимыми. Акцент делается на природной красоте используемых материалов (дерева, мрамора и т. д.), особенно ценится выразительность естественной фактуры.

Это направление даже получило свое название — «сарайный стиль». Мода на него возникла после появления работ японских архитекторов, создающих дома в стиле архитектурного минимализма: экстерьер и интерьер здания не противоречат друг другу и выполнены предельно просто и строго.

Еще одна современная тенденция — строительство небольших коттеджных поселков. Такого рода проекты предусматривают создание сопровождающей инфраструктуры и разрабатываются с учетом некоторых особых правил. В частности, общий художественный образ поселка координируется, что позволяет избежать стилевой разноголосицы. Отсюда и ограничения при согласовании с заказчиком индивидуальных проектов, и запрет на возведение огромных заборов, уродующих как отдельный участок, так и улицу в целом. Повышенные требования в этих поселках предъявляются к охране окружающей среды.

Новые дома, и не только в поселках, становятся все более экологичными, их стараются максимально вписать в окружающую экосистему, не вынося при этом необходимые коммуникации за пределы участка. Великолепным примером классического «органичного дома» может служить «Дом над водопадом» архитектора Ф.Л. Райта, который был построен в 1935 году в США.

Собственно, уже с того времени идея гармоничного сосуществования человека с природой служит источником вдохновения для многих архитекторов. Ведь жизнь в «шалаше», построенном в соответствии с этой идеей, действительно способна превратиться в бесконечно желанный рай, наполненный тишиной и безоблачным счастьем.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ БЕСЕД С АРХИТЕКТОРОМ
Агунда АЛБОРОВА

Строительство загородного дома, как известно, дело хлопотное. А уж если хочется, чтобы он получился не просто уютным, но и соответствовал определенным модным тенденциям, вписывался в участок и имел все необходимые коммуникации, то, конечно, к его сооружению надо привлечь профессионального архитектора из хорошо зарекомендовавшего себя архитектурного бюро или студии.

Расходы на данный подготовительный этап вполне оправданны, ведь лучше, когда все просчитано заранее и происходит по известному хозяину плану. Это поможет, во-первых, сэкономить средства, а во-вторых, избежать неприятных неожиданностей вроде проседания фундамента или перекоса крыши. Сейчас таких организаций много в обеих столицах, причем почти все они охотно предоставляют свои услуги заказчикам и из других городов.

Взаимодействие с архитектором можно сравнить с общением с семейным врачом: если у вас сложились хорошие отношения, полученный результат чаще всего оказывается блестящим. Поэтому, выбирая архитектора не стоит торопиться, лучше сделать запрос сразу в несколько архитектурных бюро. Как правило, будучи заинтересованными в привлечении заказчиков, они предоставляют на рассмотрение достаточное количество предварительных проектов, по которым легко определить, согласуется ли стилистика автора с вашими запросами и вкусом.

Надо быть готовым к тому, что, едва приступив к работе, архитектор сразу постарается как можно подробнее узнать, чего же конкретно вы хотите. Уже к первой вашей беседе необходимо иметь четкое представление о масштабах затеваемой стройки, соизмерять их со своими финансовыми ресурсами и сформулировать наиболее важные для вас требования к дому (советуем от руки набросать желаемый внешний вид и внутреннюю планировку). Здесь необходимо учесть удобство взаимодействия всех, кто будет постоянно находиться в доме (хозяева, прислуга, охрана). От этого зависит функциональное зонирование помещений.

Скорее всего, затем архитектор займется разработкой предпроектного предложения — эскизного варианта планировки и стилевого решения фасада. Тут нужно пояснить: при современных технологиях вполне реально сделать так, чтобы внешний вид дома не зависел от его внутренней планировки.

Именно на этапе предпроектного предложения уточняются детали технического исполнения задуманного и становится ясно, сможет ли архитектор воплотить ваши пожелания на практике или нет. Когда эти вопросы решены и выбор сделан, начинается, пожалуй, самая ответственная часть работы — создание строительного проекта.

Он состоит из архитектурной и инженерной частей. Архитектурная часть должна содержать: планы этажей, фасады, разрезы и генеральный план участка с привязкой дома и зонированием прилегающей территории. Сюда также входят необходимые конструктивные чертежи (план и разрез фундамента, планы перекрытий, чертежи крылец, навесов и всех других конструктивных элементов).

В инженерную часть обычно входят: вентиляция и кондиционирование, отопление, водоснабжение, канализация, электрика, телефония и сигнализация. По каждому виду работ выполняется соответствующий комплект чертежей. Все чертежи основываются на точных расчетах, проведенных на основании технического задания, выдаваемого архитектором.

Необходимо, чтобы при обсуждении плана дома архитектор учел и обговорил с вами все ключевые вопросы: подвод коммуникаций, наличие дополнительных помещений (например, котельной или теплового тамбура), планируемые важные или необычные конструкции, особенности участка. Кроме того, он обязан внятно разъяснить, какие материалы и на что пойдут. Как правило, во время обсуждения уточняются и предстоящие затраты. Чем профессиональнее специалист, тем больше деталей он постарается обсудить с вами. И на это стоит потратить время: вам ведь предстоит не только жить в доме, но и осуществлять за ним соответствующий уход.

Стоимость разработки строительного проекта зависит от сложности и размера объекта, от объема основных и дополнительных работ на единицу площади. В различных бюро она колеблется от $10 до $30 за 1 кв. м площади. Например, полный строительный проект для дома в 1000 кв. м, включающий расчеты и все спецификации, может стоить $15—30 тыс.

Еще одна статья расхода — составление дизайн-проекта. Это понятие включает в себя внутреннее оформление дома: стилистическое и цветовое решения, подбор отделочных материалов и рекомендуемое декоративное оформление (мебель, текстиль, флористика и, возможно, мелкая пластика). Стоимость его также определяется в зависимости от размера дома и колеблется в пределах $10—40 за 1 кв. м.

Если перед заказчиком не стоит задача жесткой экономии средств и он хочет получить дом «под ключ», то лучше нанимать архитектора, у которого есть необходимые контакты с бригадой строителей, дизайнерами по интерьеру и ландшафту. Оптимально, когда дом строится под одним руководством и сработанной командой мастеров. Только тогда можно добиться требуемого сочетания качества с единым стилистическим решением.