WHO IS MISTER FRADKOV?


Александр ПОЛЯНСКИЙ, Агунда АЛБОРОВА

Новый премьер до недавнего времени был фигурой не слишком публичной и потому неизвестен широкой публике. Более того, даже специалисты по внешней торговле, в которой Михаил Ефимович проработал долгие годы, затрудняются сказать что-либо определенное о его взглядах, стиле управления, личностных особенностях.
Тем не менее кое-какие штрихи к портрету главы российского правительства набросать можно.

Экономический дипломат. На время работы Михаила Фрадкова в Министерстве внешних экономических связей (биографию нового премьера см. на с. 24), особенно на 1998 год (до дефолта), пришелся период активных консультаций с ВТО. Фрадков являлся (и, по некоторым данным, является) сторонником вступления в эту международную организацию и вел переговоры весьма конструктивно. МВЭС тогда согласилось снизить импортные пошлины до уровня, принятого в ВТО, — до 7%. Весьма конструктивным был диалог с ВТО, когда Фрадков вновь вернулся в министерское кресло в 1999 году.

Видимо, памятуя об этом, Михаила Ефимовича назначили российским представителем при Европейских Сообществах. Однако на момент назначения премьером его дипломатическая миссия особыми успехами не увенчалась.

Полковник. Утверждают, что, работая в Госкомитете по внешним экономическим связям, Фрадков стал сотрудником спецслужб: по одной версии, ГРУ, по другой — КГБ. Действительно, в ГКЭС, специализировавшемся на поставках советским сателлитам в разных частях света, многие сотрудники были прикомандированными офицерами. Кроме того, в ряде газет появилась информация, что у Фрадкова якобы есть наградной знак КГБ.

Человек Сергея Иванова. Михаил Фрадков был приглашен в Совет безопасности РФ на должность первого заместителя секретаря тогдашним секретарем СБ Сергеем Ивановым и по его же рекомендации назначен директором Федеральной службы налоговой полиции. Некоторые предполагают, что именно Сергей Иванов убедил Владимира Путина сделать премьером Фрадкова.

Оптимизатор. У Михаила Фрадкова репутация довольно жесткого администратора. Будучи главой МВЭС, он закрыл более половины российских торгпредств за рубежом. Став директором ФСНП, сократил число своих заместителей с семи до двух, заменил две трети начальников региональных управлений этой службы.

«Альфовец». Поговаривают, что Михаил Ефимович тесно связан с «Альфа-групп». Еще в 1998 году кое-кто называл его лоббистом этой финансово-промышленной группы в правительстве. Дело в том, что заместителем министра Фрадков сделался в 1992 году по предложению тогдашнего министра внешних экономических связей Петра Авена, ушедшего вскоре в бизнес и выступившего одним из создателей «Альфа-групп». А после того как стало известно, что на пост премьера выдвинута кандидатура Фрадкова, президент Альфа-банка Петр Авен якобы даже предлагал всем поздравить с этим «Альфа-групп». Правда, официальные лица компании данный факт категорически отрицают.

Лоббист. Работая руководителем налоговой полиции, Фрадков показал себя прекрасным лоббистом. Он значительно расширил ее полномочия: при нем ФСНП стала вести уголовные дела по 53 статьям вместо 27. Налоговая полиция получила беспрецедентные права, в том числе право использовать «детектор лжи» без санкции прокурора.

Самоликвидатор. В биографии Фрадкова есть одна интересная деталь: три структуры, которые он возглавлял, при нем были ликвидированы. В 1998 году упразднено МВЭС, его функции переданы МИДу и Министерству промышленности и торговли. В 2000 году прекратило существование возглавлявшееся им Министерство торговли РФ. В 2002 году расформирована Федеральная служба налоговой полиции. Злые языки поговаривают, что при Фрадкове ликвидируют и Правительство РФ: оно сольется с Администрацией президента и обязанности премьера будет исполнять глава государства.

ЧТО ГОВОРЯТ О ФРАДКОВЕ

В первые дни после выдвижения Михаила Фрадкова на пост председателя правительства появились выступления его коллег по прежним местам работы. Впрочем, они быстро прекратились, и наши просьбы рассказать о Фрадкове поподробнее были отклонены. Поэтому мы попросили психологов проанализировать высказывания о новом премьере знающих его людей и выделить из них наиболее часто встречающиеся характеристики. Вот что получилось:

  • очень опытный;
  • толковый специалист;
  • не отличается радикальными поступками;
  • вряд ли способен на резкие шаги;
  • не любит публичности;
  • независимая фигура;
  • порядочный человек;
  • лояльный;
  • очень похож на Путина.

    М.Е. Фрадков — кандидат в премьеры и премьер

    «Главной задачей нового правительства будет повышение качества жизни людей, снижение уровня бедности, улучшение благосостояния и безопасности россиян».

    «Государственную помощь должны получать только те, кто в ней действительно нуждается».

    «Одна из главных задач нового правительства — налоговая реформа»

    «Одной из основных задач налоговой реформы должно стать снижение ставки единого социального налога (ЕСН)».

    «Необходимо мотивировать компании и граждан к полному декларированию своих доходов».

    «Отсутствие единой налоговой дисциплины приводит к проигрышу честных предпринимателей».

    «В России необходимо использовать международные стандарты финансовой отчетности, необходимо создавать кредитные бюро, привлекать в экономику ”длинные” деньги».

    «Новое правительство не допустит несогласованного изменения тарифов на электроэнергию».

    «Повышение конкурентоспособности России — это повышение конкурентоспособности власти, бизнеса и человека».

    «К аппарату отношусь с некоторым предубеждением: чем он меньше, тем лучше. Это предполагает четкое представление о функциях и целях, которые ты перед собой ставишь».

    М.Е. Фрадков — директор ФСНП

    «Мы нормально относимся к крупному бизнесу. И считаем, что, чем больше будет в стране состоятельных людей, тем лучше для государства и для общества. Вместе с тем и ”священных коров” быть не должно. Нормы для всех одинаковы, и налоговая полиция, как инструмент в руках государства, правоохранительными методами обеспечивает соблюдение этих норм».

    «Можно сколь угодно долго говорить о несовершенстве и противоречивости нашего законодательства, которые очевидны и для предпринимателей, и для нас, сотрудников

    правоохранительных органов. Но это не освобождает одних от ответственности за несоблюдение закона, а других от контроля за его соблюдением».

    «Бывает, что предприниматель, совершивший налоговое преступление, раскаивается и выражает намерение загладить свою вину. В этом случае следователи налоговой полиции могут руководствоваться п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ, в котором сказано, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также ст. 194 и 199 Уголовного кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Вроде бы гуманная норма. Но зачастую это примечание некоторые предприниматели воспринимают как возможную лазейку для безнаказанного нарушения налогового законодательства. Мы предлагаем отменить эту поправку и дополнить ”налоговые” статьи УК возможным применением дополнительной меры наказания — конфискацией имущества. Надеюсь, это предложение найдет поддержку у законодателя».

    «Сегодня очевидно, что силовая составляющая уходит на второй план, хотя не снимается с повестки дня. Впрочем, силовые методы никогда не были основными в нашей работе, но именно они чаще всего на виду. Это, конечно же, настораживает, а то и пугает людей».

    М.Е. Фрадков — министр внешних экономических связей, министр торговли

    «Наша страна принята лишь в единственную международную торговую организацию — Азиатско-Тихоокеанскую, ведет кропотливую работу по присоединению ко Всемирной торговой организации, что, с одной стороны, упрощает задачу вхождения в мировой рынок, а с другой — требует решения сложных задач внутри страны, в частности по защите отечественных производителей и отечественного рынка, поддержке экспортной деятельности российских предприятий».

    «Ориентация российского производства на экспорт не только реальна, но и выгодна».

    «Пора перейти от коммерческого сотрудничества к экономической и промышленной кооперации в автомобилестроении, производстве нагревательного, холодильного, насосокомпрессорного и энергетического оборудования, оборудования для пищевой промышленности, электротехнической, электронной промышленности».

    «Необходимо совершенствовать механизм участия представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур в разработке основ федеральной политики поддержки экспорта».

    «В развитии двухсторонних торгово-экономических отношений России и США не может быть места для дискриминации, оно должно исключать попытки оказания силового давления на партнера».