В ПРОВИНЦИЮ НА ЗАРАБОТКИ


Сергей ЛАМАНОВ, руководитель Департамента консалтинга компании «Русинфомар», Евгений ЛАХМАНСКИЙ, заместитель директора компании «Агентство Профессионального Сервиса»

Сегодня многие столичные компании, причем не только крупные, но и средние, рассматривают варианты экспансии в регионы России.

Политическая стабильность в регионах — это мощный стимулирующий фактор, хотя и относящийся к числу «невидимых», зато вполне ощутимых.

Кроме того, наблюдается прогресс в вопросах защиты инвестиций. В ряде регионов к настоящему времени сформирована более или менее солидная система гарантий для инвесторов. Она, в частности, включает:

  • местное инвестиционное законодательство;
  • открытость и предсказуемость деятельности администрации;
  • наличие инфраструктуры, призванной обеспечивать инвестиционный процесс.

    Как долго длится эффект от внедрения прогрессивного инвестиционного законодательства? Работая с одной из областей, в которой оно было признано одним из лучших в России, мы отметили следующий феномен. Практически на следующий год после принятия такого законодательства в области наблюдался всплеск российских инвестиций (внутренних и из других регионов). Иностранный же капитал реагировал с опозданием примерно на год.

    Но еще через год инвестиционный процесс начинает затухать: законодательный эффект полностью использован, создать должный механизм за это время не удалось. Нет той самой инфраструктуры для развития инвестиционного процесса. Отсутствуют административные и независимые финансовые, страховые и консалтинговые институты.

    Процесс продвижения столичного бизнеса в регионы идет неровно, и отдельные российские компании уже относятся к нему настороженно или вовсе успели разочароваться в этой затее. В чем же дело? Почему при осознании интереса к региональному развитию бизнеса процесс протекает не так, как планировалось?

    На наш взгляд, главная причина состоит в том, что сама его стратегия формируется неправильно. Если продвижение в регион рассматривать как простое расширение бизнеса, то с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что через полгода инициировавшую его компанию постигнет разочарование: вроде бы все сделано как надо, а эффекта нет. Почему? Потому что в данном случае «телега ставится впереди лошади». Обычное расширение бизнеса — это:

  • приобретение площадки для бизнеса;
  • установка оборудования, приобретение сырья и подготовка кадров;
  • включение нового объекта в систему управления.

    В действительности же продвижение в регион необходимо планировать как частный случай расширения бизнеса. Прежде всего к его обеспечению следует подходить с позиций проектного управления, особенность которого заключается в том, что сначала создается система управления, то есть «оболочка» для будущего бизнеса, а уже потом она «заполняется» реальным делом. Именно в этом и состоит основной парадокс успешной корпоративной стратегии продвижения в регион.

    Вот как видится последовательность шагов по формированию и реализации подобной стратегии.

    Шаг первый: предварительное знакомство с регионами, представляющими интерес для инвестирования, выбор региона.

    Шаг второй: развертывание регионального проекта, назначение менеджера проекта.

    Шаг третий: формирование регламентирующего документа. Такой документ, как правило, содержит:

  • описание предпринимательского замысла по развитию бизнеса в регионе (цель, основные показатели, на которые надо ориентироваться, сроки);
  • перечень ресурсов, вовлекаемых в проект;
  • перечень ограничений;
  • перечень угроз и препятствий, которые могут возникнуть в ходе реализации;
  • программу работы (этапы, логическую последовательность действий);
  • бюджет проекта.

    Шаг четвертый: создание офиса проекта. Офис может иметь территориально разделенные отделы: часть — в столице, часть — на месте. Иногда вполне приемлемым оказывается виртуальный офис, обслуживаемый менеджером проекта.

    Шаг пятый: выбор и назначение территориального представителя проекта. Он выполняет очень важную функцию — «готовит почву» для продвижения и развития проекта в регионе. Это, как правило, человек с серьезным послужным списком, много работавший в данном регионе. Он может быть чиновником или предпринимателем, причем первое предпочтительнее. Ему не обязательно разбираться в бизнесе, зато он должен знать, как устроена региональная система принятия решений. Ведь именно этот человек будет интегрировать проект.

    Шаг шестой: если действия территориального представителя дали положительные результаты, приступают к расширенному маркетинговому исследованию региона. По его итогам судят о желательном объеме (масштабе) выдвижения бизнеса компании.

    Шаг седьмой: формируется система управления региональным бизнесом, которая интегрируется в корпоративную систему управления.

    Только после того как будут осуществлены все эти шаги, и начинается собственно работа в регионе. Та самая «оболочка» постепенно наполняется содержанием.