РОДИНА — МАТРИЦА: ПЕРЕЗАГРУЗКА


Валентина МЕТАЛЬНИКОВА

Во время телевизионного общения президента с народом всегда выясняется много интересного. В декабре 2002 года, например, выявилось следующее: проходящий службу в Таджикистане прапорщик Российской армии Герой России Олег Козлов не является гражданином РФ. Говорят, с того самого дня началась подготовка поправок к новому Закону о гражданстве, вступившему в действие за полгода до этого, 1 июля 2002 года, и приведшему к подобному казусу. И ко множеству других, не столь, может быть, ярких, но не менее драматичных.

Прежний закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Верховным Советом России 28 ноября 1991 года, предусматривал так называемый нулевой вариант: российскими гражданами признавались все граждане бывшего СССР, которые на момент вступления его в силу (6 февраля 1992 года) проживали на территории РСФСР и в течение одного года не изъявили нежелания состоять в гражданстве Российской Федерации. Им вкладыши в советский паспорт о российском гражданстве выдавались автоматически: достаточно было показать прописку.

Тем же, кто приехал позднее указанной даты, для получения гражданства следовало подавать заявление. Но и данную процедуру предельно упростили: штампы и вкладыши в советские паспорта ставили всем, кто, находясь на территории СНГ, обратился за гражданством в консульство РФ.

И государство, и люди считали, что это и есть свидетельство российского гражданства. Люди работали, служили в армии, голосовали, наконец — государство, в свою очередь, принимало их на службу, работу, в том числе и на «закрытые» предприятия, учитывало результаты их волеизъявления.

То, что они не граждане, выяснилось, когда настала пора обмена паспортов, летом 2002 года. Получить паспорт по новому закону мог только счастливый обладатель постоянной прописки на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года. Те, кто зимой 1992-го, скажем, на год уехал, например работать по контракту; россияне, десять лет назад возвратившиеся из бывших советских республик на Родину; корейцы, приехавшие вчера, — все они оказались в одном положении — нелегалов. Фемида не различала эти столь разные категории мигрантов.

На исключение — «облегченную процедуру» — могли рассчитывать дети и опекуны «настоящих» граждан, являющихся нетрудоспособными, а также лица, из разряда «заслуженных»: видные ученые, артисты и др. Остальным же предстояло следующее:

1. Прожить безвыездно на территории России пять лет со дня получения вида на жительство и до подачи заявки на обретение гражданства. Причем понятие «вид на жительство» появилось в российском законодательстве только летом 2002 года, после принятия закона «О правовом положении иностранных граждан». А к осени выяснилось, что и новехонький вид на жительство получить удастся не сразу: сначала надо год прожить в РФ на основании разрешения на временное проживание. Так гласил этот закон. Понятно, что срок проживания в РФ до 1 июля 2002 года в зачет не шел. Отметки о регистрации в паспорте образца 1974 года, свидетельство о регистрации — тоже.

2. Документально доказать наличие законного источника средств к существованию. То есть официально трудоустроиться, и лучше — с «белой» зарплатой. А как принимают трудовые книжки у неграждан, можно догадаться.

3. Подтвердить свое знание русского языка. Основная масса желающих стать гражданами РФ — русские по рождению, так что для них эта проблема скорее организационная (особенно для пенсионеров). А вот представителям других национальностей — выходцам из СНГ пришлось бы туго: русский язык в большинстве бывших советских республик сейчас не в фаворе.

4. Не нарушать Конституцию и Уголовный кодекс РФ. Ну с этим все понятно.

А вот что менее понятно. Чтобы стать гражданином России, человеку полагалось официально обратиться в посольство «своей» страны с отказом от ее гражданства. А если у него советский паспорт, то соискатель должен был либо сразу отказываться от гражданства страны, где жил прежде, либо сначала это гражданство и национальный паспорт получить и уже потом или отказываться, или ждать вида на жительство. Военным, например, предлагали объехать все страны, где они служили во времена СССР, и везде собрать документы об отказе от гражданства.

С первых же дней стало ясно: новый закон требует корректировки. Россияне разных статусов засыпали жалобами суды и все инстанции, которые казались им более или менее «соответствующими». Пресса бурлила. О необходимости либерализации закона говорили многие политики.

Но вот что интересно: первоначально законопроект вовсе не был таким кардинальным, ужесточили его поправки, внесенные сравнительно незадолго до голосования. Считалось, что последний вариант поддерживает президент. В защиту документа выступали видные чиновники президентской администрации — и думцы его приняли, хотя и неохотно.

В апреле 2003 года нижняя палата все-таки обратилась к главе государства с просьбой пересмотреть новый Закон о гражданстве. Но перелом произошел в мае: сам же президент в Послании к Федеральному собранию заявил, что закон необоснованно усложняет получение российского гражданства и поэтому нуждается в доработке. Правда, парламентариям предложили «не торопиться с инициативами», поскольку пакет поправок уже разработан в Администрации президента. Тем не менее потребовалось еще одно обращение Госдумы к Путину, чтобы упомянутые поправки наконец оказались в руках депутатов.

Случилось это только 23 сентября, зато проект рассматривался в качестве приоритетного. И тут уж народные избранники не подвели: с уникальным единодушием — 417 из 417 — долгожданные изменения были приняты.

Новейший закон, подписанный президентом 11 ноября 2003 года, практически возвращает ситуацию к той, которая существовала до введения в действие закона 2002 года. Гражданам СССР, хотя бы временно зарегистрированным на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года, не потребуется ждать пять лет. На них также не распространяются требования об указании источника дохода, о подтверждении владения русским языком и предоставлении вида на жительство — надо только до 1 января 2006 года заявить о намерении приобрести гражданство России.

Да и после этого срока их положение гораздо проще, чем в 2002 году. Скажем, не потребуется пятилетнего срока проживания в РФ для родившихся на территории РСФСР, то есть восстанавливается право гражданства по рождению.

В упрощенном порядке легализуются супруги граждан РФ после трех лет брака, причем развод ситуации не меняет. Легче окажется получить гражданство и инвалидам. А ветераны войны становятся российскими гражданами почти автоматически: ни ценза оседлости, ни вида на жительство, ни отказа от другого гражданства, ни требований об источнике средств, ни знания языка от этих пожилых, физически уже не очень крепких людей не потребуют.

Принципиально важны два нововведения. Во-первых, на гражданство могут теперь рассчитывать контрактники, прослужившие в войсках на низших должностях не менее трех лет (понятно, что в основном это жители бывших советских республик): им не нужны ни пять лет ожидания, ни вид на жительство. Во-вторых, впервые льготной категорией признаны профессионалы: упрощенный порядок предоставления гражданства РФ предусмотрен для граждан СНГ, получивших среднее специальное или высшее образование в России. От них не требуется ни вид на жительство, ни ценз оседлости.

Подобная либерализация, по мнению многих, весьма позитивно скажется на миграционных процессах.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

В 2003 году в Россию прибыло 26 тыс. переселенцев из стран СНГ и Балтии. Большую часть их составляют, разумеется, русские, вернувшиеся на историческую родину на постоянное жительство, причем в основном из Литвы, Киргизии и Туркмении. Их переезд происходил на основе заключенных с этими государствами двухсторонних соглашений о добровольном перемещении лиц.

В то же время, по данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, с начала 90-х годов в России активно развивается временная трудовая миграция, и в первую очередь нелегальная. Приток трудовых мигрантов происходит из 119 стран, главным образом из государств ближнего зарубежья.

Нелегальная миграция достигает огромных размеров. Так, например, по оценкам экспертов, с 1992 по 1997 год каждый четвертый житель Армении трудоспособного возраста в том или ином виде совершал незаконные поездки на территорию России с целью заработать. Общее число нелегальных трудовых мигрантов из Таджикистана в тот же период оценивается в 250 тыс. человек. В период с 1994 по 1995 год на территории Украины в различных городах от 27% до 40% семей имели в своем составе нелегального трудового мигранта, находящегося в России.

Что же касается стран дальнего зарубежья, то здесь потоки мигрантов имеют, что называется, двухсторонний характер. В основном это такие страны, как Китай, Турция и Объединенные Арабские Эмираты.

В последние годы растет число российских граждан, получающих работу за границей. Российскую рабочую силу импортировали 73 страны, более других — Кипр, Греция, Великобритания (в том числе остров Мэн), Германия, Мальта, Гонконг и Панама. Следует заметить, что значительная часть трудовой миграции из России в страны дальнего зарубежья связана с морским транспортом, рыболовством и рыбоперерабатывающей отраслью.