НЕОБХОДИМАЯ И ДОСТАТОЧНАЯ ПОЛИТИКА


Левон МИРЗОЯН, кандидат социологических наук

Согласно заявлениям руководства МВД, ежегодно нелегальные трудовые мигранты вывозят из Российской Федерации порядка $13—15 млрд. Это деньги, потерянные для страны. Российские граждане не смогли их заработать, а бюджет не получил с них налогов, так как вывозятся они незаконно.

По данным того же МВД, каждый год в Россию прибывает не менее 1,5 млн человек, не имеющих определенного правового статуса, и порядка 3,5 млн иностранных граждан, являющихся нелегальными трудовыми мигрантами (на законных основаниях на территории России работает лишь около 330 тыс. человек, относящихся к категории мигрантов). В подавляющем большинстве это граждане из стран СНГ. В результате ущерб, который они наносят российской экономике, достигает десятков миллиардов рублей.

В соответствии с информацией, обнародованной правительственной комиссией по миграционной политике, с 1989 по 2003 год в Россию въехало 11 млн человек, а выехало только 5 млн. Таким образом, наша страна вышла на третье место в мире по объемам миграции, после США и Германии.

Разрешение на работу одного иностранца сегодня стоит 4 тыс. руб. (3 тыс. платит работодатель и 1 тыс. — работник). Если учесть число нелегально работающих иностранцев, сумма ущерба составит не менее 14 млрд руб. К тому же их работодатели не вносят обязательные налоговые, пенсионные отчисления, не оплачивают страховки и т. д. Так что реальные (не подсчитанные) убытки оказываются еще больше.

Как же возникает нелегальная миграция? С большинством стран СНГ у России установлен безвизовый обмен. Это значит, что гражданам Содружества не нужно получать специальных разрешений для въезда. Однако их дальнейшие действия совершенно не регулируются: не определено, в частности, сколько времени они могут находиться в стране и чем имеют право заниматься.

В минувшем году Федеральная миграционная служба (ФМС) МВД ввела миграционные карты, которые обязан заполнять каждый въезжающий на территорию РФ иностранец. Таким образом ФМС пытается проконтролировать хотя бы численность потока нелегальной трудовой миграции. С целью, разумеется, сделать ее легальной.

Не секрет, что в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается нехватка рабочих рук, которую можно восполнить исключительно за счет привлечения иностранной рабочей силы. И проблема эта, учитывая сложную демографическую ситуацию, в ближайшие годы только обострится.

По прогнозам экспертов, до 2010 года нашей стране понадобится около 19 млн трудоспособных мигрантов. Чтобы их принять, российское законодательство должно стать максимально лояльным. Именно с этой целью в ноябре минувшего года были приняты поправки к закону «О гражданстве» 2002 года. Однако и итоговый документ не вполне удовлетворяет правительство и президента как раз вследствие своей жесткости.

Официальная статистика свидетельствует, что потоки вынужденных мигрантов из стран СНГ и Прибалтики в последние годы постепенно сокращаются, тогда как внутренняя миграция растет. Люди бегут из Чечни, с Севера и Дальнего Востока, из военных городков и угледобывающих районов, в которых закрываются шахты.

Для того чтобы регламентировать и упорядочить миграционные процессы, ФМС открывает собственные представительства в странах-донорах трудовых мигрантов, откуда происходит их наибольший приток. В настоящий момент таких представительств пять, а в ближайшее время планируется открыть еще два — в Китае и Монголии. В тесном контакте с соответствующими службами субъектов Федерации представительства будут регулировать внутренний рынок труда, определять территории, где иностранная рабочая сила наиболее востребована, в каком количестве и каких профессий. Причем не только дешевая рабочая сила, но и квалифицированные рабочие и специалисты.

Предполагается, что официально в 2004 году в Россию приедет порядка 213 тыс. человек. Правда, многие эксперты ставят эту цифру под сомнение, аргументируя свою позицию тем, что масштабы проблемы значительно больше, а главное — серьезнее.

Например, для Калининградской области на 2004 год предусмотрена квота в 48 тыс. человек — это около 5% ее коренного населения. По мнению экспертов, подобная квота для данного региона слишком велика, ибо неизбежно приведет к обострению конкуренции на рынке труда и, более того, к незаконной эмиграции на Запад.

Однако в большинстве регионов ситуация прямо противоположная. Запланированные квоты существенно меньше реальной потребности в рабочей силе. Это относится, в частности, к Краснодарскому краю, который в силу географических и климатических причин является одним из самых густонаселенных в Российской Федерации. Средняя плотность населения здесь составляет 66 человек на 1 кв. км, что в восемь раз превышает средний показатель по стране.

По данным экспертов, за последние десять лет сюда на постоянное жительство прибыло порядка 1 млн человек. То есть практически каждый пятый житель края является мигрантом. Структурный срез профессий, наиболее привлекательных для трудовой миграции, типичен для страны — строительство и сельское хозяйство. Более того, именно в этих секторах экономики край испытывает значительную потребность в дополнительной рабочей силе.

А вот во Владимирской области ситуация сложилась принципиально иная. Согласно официальным данным, здесь обнаруживается острый недостаток работников с высшим образованием в первую очередь учителей средней и начальной школы и врачей. Причем мигранты из других стран, главным образом русскоязычные специалисты из государств Содружества, согласны довольствоваться относительно низкой оплатой труда, только бы получить работу и гражданство. Для сравнения: в Карелии активно привлекают высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов из Финляндии, умеющих работать на современной импортной лесозаготовительной технике.

В конце января нынешнего года Федеральная миграционная служба провела брифинг на тему «Совершенствование миграционного законодательства, международные миграционные соглашения». Речь на нем шла в основном о законодательных инициативах ФМС, направленных на решение проблемы нелегальных мигрантов и регулирование миграционных процессов в стране. Суть всех этих инициатив сводится к резкому увеличению штрафных санкций за незаконное использование рабочей силы и нелегальное пребывание в стране.

Для обсуждения способов борьбы с нелегальной миграцией, а также технологий регулирования внутренней миграции руководство ФМС пригласило международных консультантов, в частности главу Международной организации по миграции (МОМ) Брансона МакКинли. Однако большинство отечественных экспертов сходятся во мнении, что чиновники из ФМС вряд ли будут руководствоваться соображениями коллег из МОМ. В лучшем случае, примут сказанное ими к сведению. Ведь международная организация хотя и проводит исследования и реализует программы по возвращению незаконных мигрантов на их родину, но в вопросах российского миграционного законодательства она не сильна. К тому же четких международных стандартов в решении этой проблемы просто не существует: у каждой страны — свой подход.

Главной целью государственной политики в данной сфере является создание системы управления миграционными процессами. Системы, способной реализовать интеллектуальный и трудовой потенциал мигрантов, обеспечить соблюдение их прав, содействовать сохранению и преумножению населения России, ее устойчивому социально-экономическому развитию и безопасности.

СПРАВКА «БОССа»

К 2005 году ФМС МВД РФ планирует создать специальную единую базу данных на иностранных граждан, прибывающих в Россию и проживающих на ее территории. В ней будет содержаться информация о мигрантах, работодателях, беженцах, а также ходатайствующих о получении статуса беженцев и лицах, высланных за пределы России по решению суда. Кроме того, такая база данных позволит осуществлять строгий контроль за всеми иностранными гражданами, въезжающими в Россию (для них введут обязательное дактилоскопирование) и покидающими ее. Предполагается, что все эти мероприятия помогут получить объективную информацию о трудовой миграции в России, и в первую очередь более точные сведения о нелегальной трудовой миграции.

База создается не только для внутреннего пользования сотрудников МВД и ФМС МВД, но и для тех государственных органов, которые по роду своей деятельности связаны с привлечением на работу иностранных граждан.

При этом МВД готово предложить поправки в Уголовный кодекс, направленные на то, чтобы законодательно закрепить уголовную ответственность за организацию незаконной трудовой миграции. А нести ее будет прежде всего работодатель, использовавший нелегальную иностранную рабочую силу.

Следует заметить, что рассматриваемые поправки носят поистине прогрессивный характер. В качестве наказания для нарушителей предусмотрено не лишение свободы, а существенные штрафы, вполне способные сделать бизнес, построенный на использовании труда нелегалов, неэффективным.

ФМС определила борьбу с нелегальной трудовой миграцией как приоритетную задачу на 2004 год. Оптимизм работникам органов внутренних дел внушает тот факт, что в 2003 году разрешений на привлечение иностранной рабочей силы было выдано в 4,5 раза больше, чем в предыдущем, 2002 году.

ФМС МВД планирует также внести изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ». В настоящее время разрешение на использование иностранной рабочей силы выдается сроком на один год. Но в будущем компаниям, имеющим хорошую репутацию, его продлят до трех лет.

***

В середине ноября 2003 года президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ”О гражданстве Российской Федерации”».

Он направлен на упрощение процедуры приобретения российского гражданства отдельными категориями граждан. А именно: гражданами бывшего СССР, родившимися на территории РСФСР; гражданами бывшего СССР, прибывшими в РФ из государств, ранее входивших в СССР; лицами, проживающими в России и состоящими не менее трех лет в браке с гражданами РФ; лицами, окончившими средние специальные или высшие учебные заведения в РФ и являющимися гражданами государств, входивших в состав СССР, а также некоторыми другими. Кроме того, новый закон устанавливает возможность приобретения российского гражданства гражданами бывших союзных республик, не менее трех лет проходившими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации либо в других войсках, воинских формированиях или в правоохранительных органах.

Несмотря на свою либеральную направленность, закон, тем не менее, не решает всех необходимых задач. Давая ему оценку, президент страны Владимир Путин отметил его излишнюю жесткость, следствием которой оказываются проблемы, связанные с привлечением ресурсов на российский рынок труда. В то же время многие развитые государства, имеющие демографическую ситуацию, аналогичную нашей, успешно решают проблему нехватки рабочих рук именно за счет миграции.