КТО ЕСТЬ КТО В РОССИИ


Юлия СЫЧЕВА

В этом году выйдет пятый выпуск справочника Who’s Who in Russia. Возможно, он не вызовет такого ажиотажа, как, например, аналогичное издание в Германии или Италии, но в прессе, в политических и деловых кругах наверняка будут активно обсуждать, кто из известных людей попал или не попал на его страницы.

Немецкая Bild уверяет: «Тот, кто действительно что-то значит, фигурирует в Who’s Who in Germany и не нуждается ни в каких других подтверждениях своего статуса… Они могут спокойно откинуться на мягкую спинку кресла и расслабиться. Они уже включены в издание». Влиятельная газета Gerald International Tribune называет справочник гидом в мире властей предержащих, богатых и известных. «Скажи мне, есть ли ты в нем, и я скажу тебе, чего ты стоишь», — заявляет итальянская газета Il Mattino.

Во избежание путаницы сразу же надо сказать, что название Who’s Who, так же как и «Кто есть кто», нельзя запатентовать, оно общеупотребительно. Никто не может его закрепить за собой, то есть любой желающий вправе выпускать издание с таким названием. Потому и существует множество непохожих Who’s Who, но не все они публикуют достоверную информацию. В нашей статье речь пойдет о Who’s Who Sutter’s international red series (международная красная серия «Кто есть кто» издательства Sutter).

Что же она собой представляет? Прежде всего это элитные энциклопедии, в которых публикуются биографии людей, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, имеющих вес в соответствующей отрасли или в стране в целом. Кроме того, в издании есть информация о наиболее известных компаниях, университетах, выставках, издательствах, ассоциациях и т. д.

Справочник состоит из четырех разделов: «Биографии», «Политическая жизнь», «Экономическая жизнь», «Культурная жизнь». В биографической части отражены главные ступени карьеры включенных в справочник лиц и занимаемые ими в настоящее время должности, а также звания и награды. Еще одно достоинство издания — не нужно долго раздумывать, что подарить деловому партнеру, достаточно открыть Who’s Who, и вы узнаете, что ему нравится. «У нас есть много штрихов, раскрывающих персону как живую, одухотворенную личность: хобби, привязанности, привычки. Зачастую именно они внушают читателю доверие к информации», — отмечает председатель международной редакции издательства Джанкарло Коломбо.

Естественно, возникает ряд вопросов. Как определяются лица, включаемые в элитный справочник? Платят ли они за это? Если нет, то как финансируется издание?

Главный критерий отбора — наличие интереса, который могут проявить к данной личности деловые люди, политики, общественные деятели, средства массовой информации, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Участие в издании не покупается, хотя желающих немало. Единственный коммерческий раздел — «Экономическая жизнь», в нем помещена справочная информация о компаниях: их сильные стороны, конкурентоспособность и качество продукции, стратегия развития, технологии, исследовательская работа, корпоративная философия.

Достоверность всех приводимых данных обеспечивается одним из главных принципов Who’s Who Sutter’s international red series: публикуется только информация из первых рук. Материал должен быть лично подтвержден лицом, о котором рассказывается на страницах справочника, в отдельных случаях его референтом.

Преимущество этой энциклопедии перед другими аналогичными изданиями — система перекрестных ссылок. Она объединяет все разделы, благодаря чему есть возможность оценить человека не абстрактно, а непосредственно через его профессиональную деятельность.

Кожаный переплет и золоченый обрез красноречиво свидетельствуют о том, что издание элитное и достаточно дорогое ($280). VIP-читатели объемного фолианта — руководители политических партий и члены правительства, эксперты международной торговли, топ-менеджеры, сотрудники международных инвестиционных институтов, финансовых групп, профессиональных и отраслевых ассоциаций, торговых палат, посольств и консульств как в России, так и за рубежом.

Так как Who’s Who Sutter’s international red series — международное издание, оно выпускается на английском языке. Его распространяют дочерние компании группы Sutter, а также международные дистрибьюторы элитных изданий в Великобритании, Северной Европе, США, Канаде и Японии. Ограниченное количество экземпляров рассылается в некоторые администрации глав государств, всемирные библиотеки, именитые международные институты.

Периодичность издания — полтора года. Конечно, за это время в динамично развивающейся России происходят изменения в политической и бизнес-элите. «Для того чтобы восполнить этот пробел, — рассказывает директор московского представительства, ответственного за выпуск Who’s Who in Russia, Ольга Чечетина, — работает сайт в Интернете, где в свободном доступе представлена информация из нашего справочника». Интернет-версия обновляется каждые два месяца.