МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: УСКОРЕНИЕ РОСТА
Владимир ПОТАПОВ
Развитие мировой экономики в 2003 году характеризовалось ускорением ее роста с 3% в 2002 году до 3,6%, увеличением объемов мировой торговли с 3% в 2002 году до 3,5%.
Локомотивами этого процесса оказались США, Китай, Индия, на долю которых в 2003 году пришлось почти 40% мирового ВВП. Высокие темпы роста экономики России также внесли свою лепту, хотя ее доля в мировой экономике очень мала.
В 2004 году аналитики предсказывают повышение темпов развития мировой экономики до 4,3% в основном благодаря росту в указанных странах, в группе развивающихся стран в целом, а также оживлению экономики в Европе и Японии.
Ситуацию в развитых странах, на долю которых приходится около половины мировой экономики, в существенной мере определяют США. В 2003 году, после восстановления роста в 2002 году (2,4%), прирост экономики США, по предварительным данным, составит 3,5%, а прогноз на 2004 год — не менее 4,0%.
Это почти полностью достигнуто за счет повышения производительности труда (что препятствует быстрому снижению безработицы) при постоянно растущих реальных доходах населения и очень существенных качественных сдвигах в производстве и потреблении. ВВП США в 2004 году превысит $11 трлн, что увеличит отрыв от других развитых стран по его величине на душу населения ($38 тыс. против $26—27 тыс. в Европе и Японии).
Главные движущие силы экономики США — высокие инновационная активность и конкурентоспособность, увеличение потребительских расходов населения, строительства жилья, эффективность капиталовложений.
Очень тесно с конъюнктурой американской экономики связано развитие экономики Японии, ВВП которой возрастет в 2003 году на 1,8%, а в 2004 году на 2,0%. Основные факторы, влияющие на рост экономики Японии, помимо роста экономики ее главного партнера США, — первые результаты ее структурных реформ и укрепление связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с Китаем.
С осени 2003 года в экономике стран ЕС началось некоторое оживление, но прирост ВВП в целом за минувший год составит всего 0,8%. Предполагается, что в 2004 году оживление перейдет на «нормальный» для Европы уровень — 2,1%.
Особенностью развития Европы в 2003 году было то, что ее внутренние проблемы оказали большее воздействие на экономику, чем рост экономики США. Обычно США выступали локомотивом роста и ЕС, но в 2003 году этого не произошло, в частности из-за повышения курса евро к доллару.
В целом темпы роста развитых стран существенно уступят темпам роста развивающихся и постсоциалистических стран, поэтому их доля в мировом ВВП сократится с 50,2% в 2003 году до 49,6% в 2004 году.
Быстрый рост развивающихся стран продолжится и в 2004 году — 5,7% против 5,1% в 2003 году. В Китае и Индии, в самых больших государствах в мире, обладающих к тому же наиболее быстро растущими экономиками, прогнозируются высокие темпы прироста ВВП в 2004 году: 7,5% и 5,6% соответственно. Доля развивающихся стран в мировой экономике в 2004 году достигнет 45,2% против 44,6% в 2003 году.
Ожидается стабильный рост и экономики государств, которые традиционно относят к постсоциалистическим. Темпы прироста их ВВП в 2004 году будут не ниже 5,4%, а доля в мировой экономике составит 5,2%. Ведущую роль здесь играет Россия, чья доля в ВВП этой группы государств превышает 40%.
Однако в мае 2004 года семь стран Центральной и Восточной Европы станут членами ЕС, а в 2007 году к ним добавятся Болгария и Румыния. В результате в группе постсоциалистических государств останутся только страны СНГ и Монголия.
Следует заметить, что развитие мировой экономики тесно связано с мировой торговлей. Все 90-е годы объемы мировой торговли росли в среднем на 6,0% в год. В 2001 году впервые с 1982 года эти объемы сократились на 1,5%. В 2002 году снова начался рост — на 3,0%. В 2003 году прирост составит 3,5%, а в 2004-м, по оценкам экспертов, рост вернется к уровню 90-х годов.
УСЛОВИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ УЛУЧШАЮТСЯ
В 2003 году сохранилась тенденция снижения официальных процентных ставок. По данным журнала Economist, средний уровень реальных процентных ставок «семерки» к концу 2003 года составлял отрицательную величину. Мягкая денежно-кредитная политика сыграла существенную роль в оживлении деловой активности в 2003 году.
Ожидаемое в 2004 году ускорение темпов экономического роста в западных странах дает основание прогнозировать повышение официальных процентных ставок. Заключенные в конце 2003 года фьючерсные контракты на кредитные инструменты с исполнением в 2004 году свидетельствуют о том, что участники срочного кредитного рынка рассчитывают на повышение официальных процентных ставок. Вопрос только в том, когда финансовые руководители западных стран примут такое решение.
В США, например, серьезным фактором сдерживания роста официальных процентных ставок являются президентские выборы 2004 года. Федеральная резервная система (ФРС) США в этой ситуации не спешит с решениями. Тем более что нынешняя низкая инфляция, по заявлению руководства ФРС, «позволяет сохранять терпение в монетарной политике».
Страны зоны евро, скорее всего, будут следить за изменениями официальных процентных ставок в США, так как опережать события в Америке для них невыгодно. Они не мотивированы на укрепление курса евро к доллару. Кроме того, темпы развития их экономик отстают от темпов роста экономики США, что делает эти страны заинтересованными в сохранении нынешнего уровня официальных процентных ставок.
Что касается Японии, то каких-либо изменений официальных процентных ставок в 2004 году эксперты не ожидают.
Невысокий уровень учетных ставок на протяжении всего 2003 года способствовал поддержанию относительно низкого уровня процентных ставок на денежном рынке. Вместе с тем конкретная величина ставки кредитования, а также другие условия кредитования для реального сектора в значительной степени зависели от кредитоспособности заемщика и его кредитного рейтинга.
На рынке облигаций различия в кредитоспособности проявляются в величине спреда — разницы в базисных пунктах между доходностью корпоративных и государственных облигаций с равным сроком обращения. Чем выше кредитный риск, тем больше величина спреда. В США спред в 2003 году был в пределах 1,5 процентных пункта, в странах евро — 0,5—1,0 процентного пункта, в Японии он колебался около 0,05 процентных пункта. Отличие объясняется тем, что японские и западноевропейские компании меньше опасаются процедуры банкротства, чем американские, поскольку рассчитывают на финансовую поддержку своих правительств.
2003 год был исключительно важным для кредитной истории России в том плане, что на этот период пришелся максимальный объем выплат в счет внешней задолженности, составлявший около $17 млрд. На протяжении 2003 года наша страна осуществляла бесперебойное обслуживание внешних обязательств. Благодаря этому доверие к ней международных инвесторов и кредиторов возросло. Укреплению международных позиций России способствовали также достаточно высокая динамика экономического развития, значительное активное сальдо торгового баланса, накопление золотовалютных резервов.
В результате в октябре 2003 года агентство Moody’s увеличило инвестиционный рейтинг России со спекулятивного уровня Ва2 до нижнего инвестиционного уровня Ваа3. Тем самым агентство подтвердило, что у него остается все меньше сомнений в ее возможности платить по долгам. Тенденция роста кредитного рейтинга России на протяжении 2003 года укрепила наши позиции на международном рынке капитала и способствовала увеличению привлекательности российских ценных бумаг для инвесторов.
Изменения в уровне доходности российских государственных еврооблигаций на протяжении 2003 года объясняются в основном колебаниями мировой конъюнктуры. В первой половине 2003 года на мировом рынке отмечалось повышение спроса на государственные облигации надежных заемщиков. Это было вызвано осложнившейся политической ситуацией, что объяснялось ожиданием начала военных действий в Ираке и неопределенностью экономических последствий такого шага.
В результате со стороны инвесторов повысился спрос на более надежные финансовые активы, в числе которых были российские государственные облигации. Во второй половине года настроения инвесторов изменились. Они стали диверсифицировать свои портфели в пользу более доходных финансовых инструментов, и, как следствие, спрос на государственные ценные бумаги на мировом рынке несколько снизился.
Колебания мировой конъюнктуры в 2003 году испытали на себе и еврооблигации отечественных компаний. В целом есть объективные основания считать тенденцию к снижению доходности российских государственных и корпоративных еврооблигаций устойчивой. Она может продолжиться и в 2004 году.
После кризиса 1998 года российское правительство ни разу не прибегало к заимствованиям в виде размещения еврооблигаций, хотя из года в год в бюджете предусматривалась подобная возможность. Очевидно, такая политика сохранится и в 2004 году, несмотря на то что, как и в предыдущие годы, бюджет предусматривает возможность размещения государственных облигаций на мировом рынке (на сумму около $2,76 млрд).
Кроме того, согласно концепции управления государственным долгом, одобренной правительством в марте 2003 года, приоритет в области заимствований намечено отдать внутреннему рынку. Эта политика направлена на минимизацию курсового и процентного рисков, возникающих при внешних заимствованиях. За счет привлечения средств с внутреннего рынка правительство намерено также изменить соотношение между внутренним и внешним государственным долгом. Сейчас оно составляет 15:85 в пользу внешнего. За семь-восемь лет, по расчетам правительства, объемы внутреннего и внешнего долга должны сравняться.
Иная стратегия у частного сектора. Российские компании и банки отдают предпочтение внешним заимствованиям перед внутренними. Объем эмиссии их еврооблигаций в первом полугодии 2003 года превысил объем рыночных займов, размещенных внутри страны, почти втрое. На мировом рынке их привлекает сравнительно низкий процент по кредитам, а также рост реального курса рубля. Вместе с тем с увеличением объема валютных обязательств у российских заемщиков накапливаются курсовой (изменение курса рубля к доллару) и процентный (изменение процента по кредитам на мировых рынках) риски.
Для российских компаний и банков возможности и условия заимствования определяются их индивидуальными кредитными рейтингами. Как правило, они ниже суверенного рейтинга России. Его повышение, тем не менее, дает возможность отечественным компаниям и банкам рассчитывать в дальнейшем на повышение собственного кредитного рейтинга в случае укрепления своего финансового положения и проведения осторожной и взвешенной политики заимствований.
Рассчитывать на повышение кредитного рейтинга в 2004 году наша страна может лишь при условии активизации усилий в реализации институциональных и структурных реформ. Особенно важной для повышения рейтинга кредитоспособности России является банковская реформа, от проведения которой во многом зависят перспективы диверсификации экономики, рост инвестиционной и экономической активности, развитие национального финансового рынка.
КОНЪЮНКТУРА НЕФТЯНОГО РЫНКА УХУДШАЕТСЯ
В 2003 году ситуация на мировом нефтяном рынке определялась как экономическими факторами, так и, в большей степени, политическими рисками. Ускорение роста мировой экономики привело к повышению спроса на нефть с 76,3 млн баррелей в день (б/д) до 77,4 млн б/д.
Война в Ираке, волнения в Венесуэле и Нигерии привели не только к снижению добычи и соответственно экспорта из этих стран, но и стимулировали ажиотажный спрос со стороны потребителей. Это вызвало резкий скачок цен, хотя поставки из стран — членов ОПЕК и других государств обеспечивали полное удовлетворение спроса. Россия продолжала увеличивать добычу (за четыре года с 303 млн до 420 млн т, то есть с 6 млн до 8,4 млн б/д) и экспорт.
Главным регулятором на рынке выступила ОПЕК, которая, не меняя квот официально, весной существенно увеличила добычу нефти и не допустила нового скачка цен. Перед войной в Ираке и во время ее цены («корзина» ОПЕК) превысили $30 за 1 баррель, а когда война закончилась и страсти несколько улеглись, ОПЕК сократила добычу и обеспечила плавное снижение цен до $28 за 1 баррель. В дальнейшем были уменьшены и официальные квоты ОПЕК — с 25,4 млн до 24,5 млн б/д с 1 ноября 2003 года. В результате такой политики ОПЕК, и в первую очередь Саудовской Аравии (на нее приходится 80—85% как прироста, так и сокращения добычи), цены на нефть оставались стабильными и в 2003 году удержались на исключительно высоком уровне — $28 за 1 баррель.
В 2004 году спрос на нефть будет расти и достигнет 78,5 млн б/д, так как рост мировой экономики ускоряется и составит не менее 4,3% за год. Повышение спроса будет полностью покрываться ростом экспорта стран, не являющихся членами ОПЕК. Увеличивается добыча нефти в Ираке, и уже в начале 2004 года она достигнет довоенного уровня.
В такой ситуации, чтобы не допустить падения цен, ОПЕК придется сохранить добычу практически на уровне 2003 года или даже снизить ее, что вызовет большое напряжение на рынке. ОПЕК окажется в ловушке: для поддержания цен надо будет снижать добычу, а для сохранения доходов хотя бы на прежнем уровне при сокращении добычи — повышать цены. В результате складывающееся соотношение спроса и предложения и относительная стабильность политической ситуации в мире приведут к некоторому снижению цен («корзина» ОПЕК) в среднем за 2004 год до $25,5 за 1 баррель.
Добыча и экспорт природного газа растут чуть более высокими темпами, чем добыча и экспорт нефти. В 2003 году общая добыча газа в мире превысила 2,6 трлн куб. м и продолжает увеличиваться. Торговля природным газом сохраняет региональный характер из-за особенностей его транспортировки. Однако очень быстро развивается (6—7% в год) торговля сжиженным природным газом (СПГ), объемы которой в 2003 году превысили 150 млрд куб. м, что составляет 25% всей мировой торговли.
Более 70% мирового импорта СПГ приходится на азиатские страны, из этого количества около 70% — на Японию.
Наиболее крупные поставщики СПГ — Индонезия, Алжир, Малайзия и Катар, обеспечивающие более двух третей мирового экспорта, — продолжают наращивать свой экспортный потенциал. В последние годы снизились удельные капиталовложения в производство СПГ и затраты на строительство танкеров большой грузоподъемности, что способствует дальнейшему расширению этого сегмента рынка и увеличению количества стран-импортеров.
В Европе СПГ конкурирует с трубопроводным газом, поставки которого также растут. В 2003 году потребление газа в Европе превысило 520 млрд куб. м, из них 130 млрд куб. м приходится на экспорт из России.
В 2004 году продолжится либерализация газового и электроэнергетического рынков Европы, что приведет, с одной стороны, к росту импорта как трубопроводного газа, так и СПГ (в первую очередь), с другой — к некоторому снижению цен. Помимо изменений на самом рынке газа в этом направлении на цены будет действовать и такой фактор, как ожидаемое снижение цен на нефть.
В статье использованы материалы доклада Фонда перспективных исследований и инициатив, Института мировой экономики и международных отношений РАН. Руководители проекта — Александр Дынкин и Владимир Барановский