Сергей КАЗАНЦЕВ: «НАМ ПРЕДСТОИТ РЕШЕНИЕ МНОГИХ ЗАДАЧ»


Беседу ведет Дмитрий Юрьев

Насколько столичные дороги подготовлены к зиме, которая, как известно, в России всегда наступает неожиданно? Какие меры предпринимаются властями для обеспечения безопасного движения на дорогах Москвы? Эти и ряд других вопросов мы задали начальнику Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы генерал-майору милиции Сергею Казанцеву.

— Сергей Александрович, что в 2003 году предпринимала служба ГИБДД Москвы для того, чтобы справиться с нарастающим потоком автотранспорта в городе?

— В целях развития улично-дорожной сети города, обеспечения бесперебойности движения транспорта велись работы по строительству Третьего транспортного кольца и Краснопресненского просп. С 5 ноября текущего года введен в эксплуатацию участок Третьего транспортного кольца от ул. Нижегородской до ш. Энтузиастов, а в декабре планируется открыть участок от ш. Энтузиастов до пл. Спартаковской, включая Лефортовский тоннель глубокого заложения.

Для повышения пропускной способности наиболее загруженных транспортных узлов и участков улично-дорожной сети города будет продолжена реализация локальных дорожно-планировочных мероприятий. Как показала практика, это дает возможность увеличить пропускную способность реконструированных участков улично-дорожной сети в среднем на 25%. В текущем году такие мероприятия выполнены на следующих участках: просп. Маршала Жукова — ул. Народного Ополчения — ул. Нижние Мневники, Варшавское ш. — ул. Нагатинская, ул. Лобачевского — Ленинский просп., ул. Бибиревская — ул. Костромская, Аминьевское ш. — ул. Артамонова, ул. Академика Пилюгина — Ленинский просп., ул. Профсоюзная, д. 144, Каширское ш. — просп. Андропова, 27—29-й км Ленинградского ш. и др.

Одновременно ведутся работы по строительству и реконструкции светофорных объектов (150 в текущем году). Построены и реконструированы светофорные объекты: ул. Лобачевского, д. 92, ул. Островитянова — ул. Академика Бакулева, Староможайское ш. — Староволынская ул., ул. Шоссейная, д. 100, Харьковская ул. — Востряковский пр., Тимирязевская ул., д. 54, Ростокинский пр. — 5-й Лучевой просек, ул. Белореченская — ул. Перерва, Ленинградский просп. — ул. Алабяна и др.

Продолжается развитие системы «СТАРТ», которая в настоящее время включает в себя 253 работающих в режиме координированного управления движением светофорных объектов. Она охватывает центральную часть города, Садовое кольцо и 16 основных магистралей. Система оснащена детекторами транспорта и камерами видеообзора, позволяющими оперативно реагировать на изменение дорожно-транспортной обстановки. Так, камеры видеообзора уже установлены и подключены на Волгоградском просп., Рязанском просп., Нижегородской ул., Люблинской ул., Комсомольском просп., просп. Вернадского. Сейчас проходят наладочные работы по внедрению данной системы на Варшавском и Каширском ш.

Проводится корректировка режимов работы светофорных объектов и изменение организации дорожного движения. В текущем году изменения коснулись фунуционирования работы 156 светофорных объектов. В число указанных мероприятий входят, в частности, 36 программ координации работы светофорных объектов, включая девять подрайонов системы «СТАРТ» и основные городские магистрали.

В целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспорта в дни массового выезда москвичей за город и возвращения их обратно применяются и будут применяться дополнительные полосы движения за счет встречного направления на Дмитровском ш., Профсоюзной ул., Волгоградском просп., ш. Энтузиастов.

Для повышения пропускной способности улично-дорожной сети проводится планомерная работа по отмене левых поворотов в местах, находящихся в непосредственной близости от многоуровневых транспортных развязок: с Рязанского просп. на 1-й и 2-й Вязовские пр. (разворот под Карачаровской эстакадой), с Волгоградского просп. на ул. Талалихина (разворот под Остаповским путепроводом), с Сущевского вала на Олимпийский просп. (разворот под Савеловской эстакадой) и др. Та же схема используется и в местах реализации локальных мероприятий по строительству накопительных «карманов», через которые можно делать поворот налево, не занимая основную проезжую часть (Ленинградское ш. — Головинское ш., Волгоградский просп. — Новоостаповская ул., Волоколамское ш. — ул. Академика Курчатова, Новорязанское ш. — ул. Полубоярова и др.).

Одной из причин возникновения задержек в движении транспорта является неорганизованная парковка. Во исполнение распоряжения мэра Москвы «Об упорядочении стоянки транспорта» продолжается работа по организации тротуарных и притротуарных парковок. За три года создано 1282 парковки общей емкостью 52 054 машино-мест, в том числе в 2003 году 325 парковок емкостью 12 600 машино-мест. Упорядочение парковки транспорта приводит к повышению пропускной способности участков улично-дорожной сети города.

Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспорта в г. Москве необходимо решение задач, направленных на ограничение въезда в столицу в будние дни иногородних грузовых автомобилей в период с 6 до 23 ч, а также в пределы Бульварного кольца всего автотранспорта, принадлежащего физическим лицам. В дальнейшем должны быть разработаны мероприятия по ограничению движения легкового автотранспорта по Садовому кольцу и в его пределах. Это потребует организации перехватывающих стоянок для легкового автотранспорта в зонах, максимально приближенных к станциям метрополитена и остановкам наземного общественного транспорта.

Одновременно следует скорректировать существующий пропускной режим с учетом количества минимально допустимого для обеспечения жизнедеятельности города грузового автотранспорта, в том числе предусмотрев запрещение движения грузового и малотоннажного транспорта в пределах Московской окружной железной дороги в период с 6 до 23 ч (в настоящее время указанное ограничение распространяется только на грузовой транспорт грузоподъемностью более 7 т круглосуточно).

Данные предложения потребуют не только создания площадок для парковки автотранспорта на подъездах к Московской кольцевой автодороге и Московской окружной железной дороге, но и решения вопросов изменения (перевода на ночное время) организации жизнеобеспечения города (торгово-промышленный и строительный комплексы, коммунальные службы и др.).

Необходимо продолжить строительство сети многоярусных внеуличных паркингов.

Вместе с этим планируется внести в порядке законодательной инициативы ряд предложений в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации.

Во-первых, об увеличении размеров штрафов, установленных КоАП РФ за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств (в настоящее время штраф составляет 50 руб.).

Во-вторых, по устранению противоречия в ст. 27.13 КоАП РФ, предусматривающей задержание транспортных средств в определенных случаях, а также снятие регистрационных знаков в случае запрещения эксплуатации транспортного средства, и в ст. 12.36 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность должностных лиц за совершение данных действий.

В-третьих, по ускорению принятия постановления Правительства РФ, определяющего порядок задержания и запрещение эксплуатации транспортного средства.

В-четвертых, по определению ответственности граждан за несвоевременное исполнение (уклонение от исполнения) постановлений по административным делам, путем выделения данных действий в самостоятельные составы с санкциями статей, предусматривающими наложение ареста на имущество граждан при превышении определенной задолженности (50 или 100 МРОТ), что позволит обеспечить принцип неотвратимости наказания.

В-пятых, о введении в КоАП РФ понятия солидарной ответственности водителей и владельцев транспортных средств за нарушение правил остановки и стоянки с одновременным исключением из статьи 28.2 кодекса нормы об обязательном составлении протокола об административном правонарушении только в присутствии правонарушителя.

В-шестых, об упрощении порядка оформления дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение материального ущерба, в которых не пострадали люди. Было бы целесообразно предоставить юридическим и физическим лицам, а также страховым компаниям право решать вопросы возмещения материального ущерба, причиненного в результате такого рода ДТП, в рамках Гражданского кодекса РФ, исключив оформление ДТП сотрудниками милиции на месте его совершения. Данная правовая норма сократит время нахождения поврежденных автомашин на месте ДТП и уменьшит задержки в движении транспорта.

— Заторы на московских дорогах зачастую возникают из-за «мертвых» пробок на перекрестках, появившихся в результате нарушения водителями правил дорожного движения и игнорирования ими культуры поведения на дороге. При этом не редки случаи, когда инспекторы дорожно-патрульной службы равнодушно взирают на все происходящее, не предпринимая никаких действий для «разрулирования» ситуации. Как можно решить данную проблему?

— Вы верно заметили, что «мертвые» пробки на перекрестках образуются из-за нарушения водителями правил дорожного движения, а также отсутствия взаимного уважения у участников дорожного движения. Необходимо отметить, что сотрудники дорожно-патрульной службы нацелены на ликвидацию заторовых ситуаций, образовавшихся вследствие несоблюдения водителями Правил дорожного движения. Однако не редки случаи, когда возможность осуществления каких-либо регулировочных действий ограничена способностью автомашин к маневрированию. За данное нарушение ПДД предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере 50 руб. Представляется целесообразным ужесточить административные санкции к виновным в подобных нарушениях, вплоть до лишения права управления транспортными средствами.

Вместе с тем нельзя решить данную проблему без повышения культуры поведения водителей, осознания всеми участниками дорожного движения той простой истины, что без их уважительного отношения друг к другу «разрулить» ситуацию с «пробками» силами одних сотрудников ГИБДД невозможно.

— Одной из проблем для водителей являются вновь устанавливаемые пикеты ГИБДД, которые, как правило, ухудшают условия въезда в Москву. Так, например, пикет, установленный на Пятницком ш. на въезде в Митино, прежде достаточно свободном, привел к появлению километровых очередей. Необходимы ли такие пикеты? Может быть, есть другие варианты?

— Размещение стационарных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД на дорогах Российской Федерации утверждается Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством транспорта РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации стационарные посты ДПС предназначены для осуществления контроля, в пределах представленных полномочий, за передвижением автотранспорта, перевозкой грузов и пассажиров, следующих из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

С учетом реально сложившейся криминогенной ситуации на территории Московского региона на стационарных постах ДПС принимаются меры по пресечению (выявлению и существенному ограничению) проникновения в город преступных элементов, доставки оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, контрабандных и иных товаров, которые могли бы быть использованы для дестабилизации социальной обстановки, дезорганизации деятельности государственных органов власти, народнохозяйственных объектов, создать угрозу жизнедеятельности населения. Помимо этого, в задачу нарядов, несущих службу на данных постах, входит пресечение незаконной миграции граждан ближнего и дальнего зарубежья.

В связи с застройкой ближайшего Подмосковья увеличился и поток автотранспорта по Пятницкому ш. Ширина его проезжей части в районе Митина составляет пять полос в обоих направлениях. При выезде из города — не более одной полосы. Стационарный пост ДПС не влияет на увеличение потоков автотранспорта следующего из города и из области.

— Мобильные посты ГИБДД (автомашины с инспекторами) последнее время вызывают опасения из-за участившихся нападений на водителей преступников в милицейской форме. Обязательно ли останавливаться по требованию «мобильных» сотрудников ГИБДД и что грозит водителю в случае не выполнения этого требования?

— Право остановки транспортных средств предоставлено сотрудникам милиции на основании законодательства РФ и Правил дорожного движения. Заступая на службу, сотрудники ДПС ГИБДД ГУВД г. Москвы получают в дежурной части подразделения нагрудный жетон, по номеру которого можно впоследствии выяснить фамилию и подразделение, где работает сотрудник. Автомашины, используемые при несении дорожно-патрульной службы, имеют специальную цветографическую окраску, бортовой номер, а также надпись, указывающую на принадлежность автомашины. По требованию водителя сотрудники ДПС ГИБДД ГУВД г. Москвы обязаны предъявить служебное удостоверение. Отдельно следует отметить то обстоятельство, что с 2003 года все сотрудники ДПС, несущие службу на дороге, имеют специальное форменное обмундирование темно-синего цвета.

Водители же обязаны останавливаться по требованию сотрудников милиции. В соответствии с ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

— Как идет подготовка к организации движения транспорта в городе в зимний период?

— Подготовка к началу зимы Управлением ГИБДД была начата заранее и проводилась в соответствии со специально разработанной программой. В ходе ее выполнения госинспекцией безопасности дорожного движения проведен ряд мероприятий.

Организованы контрольные проверки состояния проезжей части, инженерных сооружений, наружного освещения улиц и подземных пешеходных переходов. Особое внимание было обращено на состояние улиц с движением городского пассажирского транспорта.

Проводилась работа по установке технических средств регулирования дорожного движения, в том числе дорожных знаков: 1.15 «Скользкая дорога», 3.29 и 3.30 «Стоянка запрещена по четным (нечетным) числам». Для создания необходимых условий работы дорожно-эксплуатационных служб ГИБДД в октябре текущего года заменены пришедшие в негодность и дополнительно установлены более 350 таких знаков.

От готовности дорожной техники к выходу на линию зависит своевременность и качество снегоуборочных работ, поэтому подразделениями ГИБДД проведены проверки автодормехбаз и дорожно-механизированных управлений города на предмет наличия и технического состояния уборочной техники. О результатах таких проверок постоянно информировались заинтересованные организации и Правительство Москвы.

Учитывая, что предстоящие снегопады окажут негативное влияние на пропускную способность улиц и магистралей города, организованы учения по действию службы ГИБДД при проведении операции «Затор», откорректированы места дислокации постов ДПС с учетом их максимального приближения к местам, подверженным возникновению задержек в движении транспорта.

В начале октября текущего года в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы состоялось совещание по проблемам взаимодействия городских организаций в зимний период, на котором присутствовали руководители всех подразделений ГИБДД. Было обсуждено большое количество вопросов, касающихся совместной работы, определены пути их решения.

30 октября в Управлении ГИБДД ГУВД г. Москвы прошло расширенное совещание по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и взаимодействия городских служб в осенне-зимний период. В его работе приняли участие руководители жилищно-коммунального хозяйства города, представители префектур административных округов, специалисты-химики и др. По окончании совещания состоялся брифинг для представителей СМИ.

Начало зимнего сезона показало, что для обеспечения бесперебойного движения транспорта и своевременной уборки улично-дорожной сети города ГИБДД совместно с Департаментом ЖКХиБ Правительства Москвы и другими городскими организациями предстоит решение многих задач.

Первая — установить на городских улицах и магистралях в местах перепада продольного профиля проезжей части (мосты, путепроводы, крутые подъемы и спуски) стационарные запасы противогололедных материалов для экстренной обработки проезжей части вручную, как это уже сделано на МКАД, Третьем транспортном кольце и в ряде других мест. В настоящее время они установлены.

Вторая — продолжить внедрение автоматических противогололедных систем. В дополнение к имеющимся на МКАД и Кутузовском просп. предполагается установить еще около 20 таких установок. Эта работа, безусловно, положительно повлияет на безопасность движения, и ее необходимо продолжить.

Третья — обеспечить постоянную готовность ДЭУ к проведению неотложных работ на территории обслуживания (наличие дежурных машин, обеспеченность их водительским составом и аварийным запасом реагентов), а также постоянный контроль со стороны начальников ДЭУ и сменных мастеров за состоянием проезжей части и своевременным проведением мероприятий по противогололедной обработке улиц и магистралей.

Четвертая — обеспечить устойчивой радио- или телефонной связью все ДЭУ в целях координации работы с подразделениями ГИБДД.

Пятая — в целях обеспечения пропускной способности и безопасности дорожного движения скоординировать работу Гормоста и ДЭУ по уборке тротуаров и проезжей части на инженерных сооружениях.

Как показал опыт первых дней нынешнего зимнего сезона, в целом дорожные службы справились с задачей по содержанию улично-дорожной сети города в безопасном для движения состоянии. Вместе с тем требуется отработка механизма уборки остановок общественного транспорта и лотковой части дорог.

Недавние снегопады наглядно продемонстрировали, что, когда налажено четкое взаимодействие всех городских организаций, меньше возникает проблем в движении транспорта. С начала выпадения снега в октябре этого года госинспекцией безопасности дорожного движения на ответственных руководителей дорожно-эксплуатационных служб за неудовлетворительную уборку проезжей части и нарушение регламента уборки было составлено 23 административных протокола и выдано 226 предписаний.

Необходимо отметить, что ГИБДД будет усилен контроль за работой дорожных служб, особенно при ухудшении погодных условий.

Серьезную проблему представляет брошенный и отстаивающийся на проезжей части с нарушением Правил дорожного движения транспорт, мешающий своевременной уборке снега и снижающий пропускную способность улично-дорожной сети города. Особенно ситуация осложнилась после принятия нового КоАП РФ, существенно уменьшившего возможность административного влияния на владельцев данного транспорта (штраф составляет 50 руб.).

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Москвы «О дополнительных мерах по обеспечению пропускной способности улично-дорожной сети города Москвы при проведении общегородских мероприятий» в составе Специализированного монтажно-эксплуатационного управления (СМЭУ) ГУВД г. Москвы создается подразделение эвакуации для перемещения транспортных средств, препятствующих своевременной уборке городских улиц от снега. Для этой цели дополнительно к уже имеющимся 43 эвакуаторам до окончания года планируется приобрести еще 59 таких автомашин (на базе МАЗ-437040 и ЗИЛ-5301). Перемещение транспорта будет осуществляться во взаимодействии с дорожно-эксплуатационными организациями, службами ГО и ЧС и ГУП «Мосгортранс».

Большое значение в этом вопросе имеет как индивидуально-разъяснительная работа с автовладельцами, в том числе и с помощью листовок, так и сотрудничество со средствами массовой информации.

В прошедшем зимнем сезоне УГИБДД постоянно информировало водителей через средства массовой информации об ухудшении дорожно-транспортной обстановки и особенностях движения транспорта в период снегопада. ГИБДД благодарит средства массовой информации за оказанную информационную поддержку и выражает надежду, что и в этом сезоне наша совместная работа будет продолжена.

— Как вы предполагаете организовать движение транспорта в городе перед новогодними праздниками? Появятся ли какие-нибудь специальные объездные маршруты, так как в последние годы в эти предпраздничные дни Москва просто «стоит»?

— Как и раньше, в преддверии Нового года Управлением ГИБДД будет проведен мониторинг транспортных потоков, въезжающих в город, результаты которого обязаны докладываться в Правительство Москвы.

В случае резкого увеличения количества транспорта, прибывающего в город, Госавтоинспекцией будут приниматься все необходимые меры по обеспечению бесперебойности движения транспорта.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов в местах расположения крупных торговых центров, ярмарок, рынков, а в праздничные дни — в местах проведения новогодних елок и других массовых праздничных мероприятий. Каких-либо специальных объездных маршрутов вводить не предполагается.