НАCКОЛЬКО ЛОЯЛЬНЫ ВАШИ СОТРУДНИКИ?


Составила Елена СВИРКОВА, компания «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги»

Лояльные сотрудники — очень ценный ресурс организации. Само слово «лояльность» происходит от английского или французского loyal — «верный».
Одно из его значений — «корректное и благожелательное отношение к чему-либо или кому-либо». Лояльность напрямую влияет на результативность работы и психологический климат в коллективе.
Нелояльные сотрудники не дорожат компанией, не стремятся к развитию, и довольно часто именно они отпугивают клиентов.
Формирование лояльности — процесс двухсторонний, зависящий и от сотрудника, и от компании. Оцените, как обстоят дела с лояльностью в вашей фирме.

1. Задачи компании, исполнительская дисциплина
А. Исполнительская дисциплина в общем хорошая, но лишь при неустанном контроле.
Б. Четко и неукоснительно исполняются поручения. Иногда только подумаешь, а работа уже сделана.
В. Сотрудники зачастую забывают, что должны сделать, работать не привыкли. Соблюдать сроки не принято.

2. Инициатива, предложения по развитию компании
А. Предложений не дождешься.
Б. Даже не успеваем рассматривать все предложения.
В. Дельные предложения, конечно, поступают. Но хочется, чтобы их было больше.

3. Соблюдение корпоративных правил
А. Кое-кто у нас считает себя выше правил.
Б. Совершаются недопустимые ошибки. Правила мало кто знает.
В. Правила соблюдаются. Может, они у нас хорошие.

4. Корпоративные интересы
А. Самоотверженность сотрудников порой поражает.
Б. Мои подчиненные поступают как им удобно. Личные интересы для них важнее.
В. Бывают, конечно, нестыковки интересов, но работа есть работа. Иногда приходится заставлять исполнять поручения.

5. Мотивация
А. Сотрудники самомотивированы. Можно только позавидовать их энтузиазму.
Б. Развиваться и меняться не хотят, руки опускаются глядя на них.
В. Нам достаточно мотивированных начальников, чтобы они всех «построили».

6. Отношение к дополнительной нагрузке
А. Некоторых не допросишься остаться.
Б. При необходимости остаются в офисе и работу домой берут даже без просьб.
В. Не найдешь их, когда надо. Рабочий день заканчивается — и уже никого нет.

7. Взаимоотношения с коллегами
А. Наш коллектив — дружная команда. Не помню, когда в последний раз ссорились.
Б. Как свора собак лаются и рычат друг на друга.
В. Всегда в неподходящий момент в бочке меда оказывается ложка дегтя. Бывают инциденты.

8. Отношение к руководителю
А. Я надеюсь, что хорошее. У нас стараются не обижать людей.
Б. Недавно определяли рейтинг первого лица компании. Его считают бесспорным лидером.
В. Не разберешь… Сегодня все хорошо, а завтра опять плохо.

9. Отзывы сотрудников о компании
А. Самые лестные, хотя, по-моему, до идеала нам далеко.
Б. Когда им что-то надо, наша компания становится самой замечательной на свете.
В. Критикуют. По справедливости, конечно, но лучше бы делом помогли.

10. Опоздания, присутствие на рабочем месте
А. Определенные проблемы с тайм-менеджментом имеются.
Б. Подтягиваются к обеду, не знаю что и делать.
В. Всегда все на месте. Опаздывают редко.

11. Посторонние занятия на работе
А. Что вы! У нас сотрудники иногда даже пообедать забывают.
Б. Занимаются своими делами только в свободное время. Правда, откуда свободное время на работе?
В. Как ни зайду, все чай пьют, болтают, вяжут и на компьютере играют.

12. Обучение
А. Рады любой возможности. Впитывают знания как губка, сами просят направить их повышать квалификацию.
Б. От бесплатного обучения не отказываются, только не помогает оно им работать лучше.
В. Нечего их учить! Вот еще!

13. Корпоративные праздники
А. Мы редко проводим корпоративные праздники, обычно сотрудники собираются отделами.
Б. С удовольствием принимают участие в подготовке общих праздников и проводят свободное время вместе.
В. Основная масса сотрудников на корпоративных праздниках присутствует.

14. Отношение к имуществу компании
А. По-разному.
Б. Бережно относятся к технике и офису.
В. Совсем не экономят.

Подсчитаем баллы:

14—23 балла
Большинство сотрудников вашей фирмы нелояльны. Необходимо выяснить, что именно их не устраивает. Обычно в столь критических ситуациях все лежит на поверхности, и для обнаружения причин достаточно будет опросить подчиненных. Особое внимание нужно уделить смутьянам и нарушителям спокойствия, беседа с ними многое прояснит. На основании полученной информации разработайте план действий. Конечно, не обойдется без увольнений, но зато будет возможность решить проблему нелояльности и сохранить компанию. Не забывайте, что в первую очередь лояльность сотрудников зависит от лояльности самой компании.

24—33 балла
В вашей компании встречаются редкие всплески нелояльности, но они быстро сглаживаются. Необходим индивидуальный подход к подчиненным. Может быть, пора кое-кого уволить или изменить устаревшие правила. Лучше всего провести исследование, выяснить причины сложившейся обстановки и на основе полученных результатов быстро начать действовать, пока ситуация еще находится под контролем. Проще болезнь предупредить, чем лечить. Информирование сотрудников, вовлечение в управление, командообразующие мероприятия, мониторинг удовлетворенности трудом — вот некоторые меры, которые помогут предупредить нелояльное поведение.

34—42 балла
Большинство ваших сотрудников лояльны, удовлетворены работой и не помышляют о саботаже или увольнении. Работают с энтузиазмом и радостью, считают себя командой, занятой общим делом. Рекомендуем не расслабляться, так как первому проявлению нелояльности обычно предшествует «инкубационный период». Интересуйтесь мнением сотрудников, слушайте, что они говорят. Не стесняйтесь выказывать заботу и внимание, поощряйте командный дух.