ИННОВАЦИИ — ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Мария ТУЧИНА

В последнее время отечественные предприятия все чаще обращаются к инновационному менеджменту. Это касается и построения организационных структур, и различных аспектов управления персоналом, и многого другого.

На вопросы журнала отвечают руководители и топ-менеджеры российских компаний.

1. Существует ли в России инновационный менеджмент и если да, то в чем он выражается?

2. Каких результатов следует ждать от применения инновационного менеджмента? Какого рода инновации могут быть в системах управления организацией?

3. Инновационный менеджмент — это технология, доступная каждому, или бизнес-интуиция, удел избранных?

Андрей Зотов, вице-президент по вопросам стратегического планирования и корпоративного управления группы компаний Verysell:

— 1. Увы, в России инновационным часто является простое применение профессиональных навыков в менеджменте. В большинстве фирм и организаций превалирует линейно-функциональная модель управления, жестко фиксирующая управленческую иерархию. В то же время постоянно изменяющиеся условия рынка требуют более гибких схем управления (процессный подход, матричное управление и пр.), и они постепенно находят дорогу в нашу страну.

2. Главная побудительная причина разработки и внедрения новых методов управления — стремление повысить эффективность корпорации в целом. Именно понимание владельцами и высшим менеджментом невозможности получения желаемой прибыли в рамках старой системы и приводит к поиску способов, как поднять менеджмент на новый, инновационный уровень. Все новое, как правило, является более совершенным воплощением известных приемов управления. На мой взгляд, подавляющее большинство перспективных идей в этой области уже известны. Проблема в том, чтобы владельцы и высшие менеджеры отдавали себе отчет в недостатках существующих схем и смело ставили целью их совершенствование. Это даже не дорого, но, к сожалению, для многих пока еще страшно.

3. Я считаю, инновационный менеджмент — не технология, а состояние ума высшего менеджмента корпорации. Безусловно, это не удел избранных, а скорее отличительная черта наиболее прогрессивных управленческих команд.

Дмитрий Журавков, начальник управления маркетинга группы «Ренессанс страхование».

— 1. Инновационный менеджмент в России существует, но в эмбриональном состоянии. Большинство так называемых инновационных проектов представляют собой воплощение креативных идей руководства и не подтверждены фактами, расчетами и подробно проработанными планами. Каждый раз оценка и реализация инновационного проекта происходит как будто впервые.

2. Прежде всего инновационный менеджмент нацелен на усиление конкурентных преимуществ компании и преследует конкретные коммерческие цели (увеличение прибыли, доли рынка и т. п.). Приходится использовать несколько надоевший термин «реинжиниринг бизнес-процессов». Изменение порядка взаимодействия подразделений, переход на проектное управление, введение новых функций или подразделений, системная интеграция — все это применяется для повышения эффективности деятельности организации и может быть отнесено к категории «инновационный менеджмент».

В условиях конкурентного рынка инновации необходимы любой компании. На рынке страховых услуг — это новые продукты, рассчитанные на существующих потребителей или на привлечение новых. Инновацией можно назвать и изменения в структуре и бизнес-процессах компании, позволяющие более гибко реагировать на развитие рынка, а также снижать издержки.

3. В настоящий момент в России инновационный менеджмент — это в основном бизнес-интуиция руководителей, которые имеют значительный опыт в конкретном виде бизнеса и фактически сами являются инновационными менеджерами. В большинстве крупных западных компаний инновационный менеджмент представлен специалистами в данной области и даже отдельными подразделениями, владеющими технологиями исследований, проектного управления и т. п. Серьезной проблемой для нашей страны остается корректная оценка результатов инноваций (по аналогии с оценкой инвестиционных проектов).

Леван Песвианидзе, генеральный директор ООО «ЭГРИ-92»:

— 1. К чему обычно стремятся люди, когда создают нечто новое? К улучшению качества, повышению уровня сервиса, снижению себестоимости, освоению новых рынков или их сегментов, раскрутке нового брэнда, созданию новых потребительских стандартов.

Реально ли решить одновременно все перечисленные задачи с помощью инновационного менеджмента? Вряд ли это возможно, да и нужно. Обычно выбирается определенный приоритет, в соответствии с которым и разрабатывается стратегия. А потом все зависит от того, насколько удачно она будет реализована.

2. Любые инновации нужны для того, чтобы укрепить положение компании на рынке, сделать ее более конкурентоспособной. Если все действия по разработке и выведению нового продукта или услуги будут проделаны грамотно, то результат инноваций окажется отличным.

3. Любой преуспевающий менеджер — это человек, в совершенстве владеющий технологиями менеджмента и обязательно обладающий развитой интуицией, чувствующий тот момент, когда просто необходимо сломать привычные барьеры и сделать следующий шаг, сказать новое слово. И если эти два качества совмещаются, наступает тот самый прорыв, о котором впоследствии пишут научные труды. Это как с вождением автомобиля: если вы не обладаете соответствующими знаниями, то, скорее всего, вам не удастся уехать дальше первого поворота, но вместе с тем только интуиция подскажет вам, как поступить в критической ситуации — нажать на тормоз или на газ. А чего в бизнесе больше — технологий или интуиции — определяется всегда индивидуально, вряд ли кто-нибудь сможет вывести точную формулу.

Михаил Ахмедов, директор по развитию компании «Комус»:

— 1. Сегодня инновационный менеджмент в России сводится к поиску, оценке и внедрению технологий, моделей управления, оборудования, разработанных в других странах. Необходимость постоянного инновационного развития любого бизнеса обусловлена возрастающим уровнем конкуренции на рынках и необратимыми процессами глобализации мировой экономики. Не только экспорториентированные компании, но и работающие на внутреннем рынке предприятия с участием иностранного капитала уделяют все больше внимания этой задаче.

К сожалению, отечественная инновационная наука, которая развивалась в рамках советской государственной машины и обслуживала ВПК и тяжелую промышленность, сейчас мало что может предложить бизнесу, поскольку продолжает работать преимущественно на государственный сектор экономики, а по ряду направлений разработки вообще свернули. Поэтому мы вынуждены использовать западный опыт. Что касается управленческих инноваций, то здесь, пожалуй, уместнее говорить об адаптации западных моделей и стандартов к российской действительности.

2. Частным фирмам, работающим в условиях жесткой конкуренции и имеющим долгосрочную стратегию, необходимо реализовывать собственную инновационную политику, чтобы максимально эффективно использовать свои ограниченные ресурсы и потенциал рыночных ниш. В условиях, когда обычное расширение доли на рынке невозможно, поднять прибыль и укрепить позиции позволят качественный рост и внедрение инноваций. Менеджмент компании должен стимулировать и поощрять разработку и внедрение инноваций, не наказывать за возможные проколы, культивировать дух предпринимательства. Это особенно касается таких сфер, как маркетинг, логистика и производство.

3. Инновационный менеджмент — большой кропотливый труд по отбору (разработке) и внедрению новых технологий, повышающих уровень ведения бизнеса. Организация инновационного процесса зависит от воли акционеров, целей и наличия необходимых для этого ресурсов. А так инновационный менеджмент доступен и необходим всем, кто хочет быть успешным.