И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВОЗРОЖДАЕТСЯ…


Сергей МАКСИМОВ, телекритик

На российском телевизионном рынке — событие, достойное внимания критики. Канал «ТВЦ» продемонстрировал телезрителям документально-публицистический фильм «Птенцы гнезда Петрова», созданный компанией «Евротитул». Он посвящен персонам современной политики и бизнеса. Что это — тонкий пропагандистский ход или искренняя сага о возрожденном величии России?

Для начала — два слова о создателях картины. Чем компания «Евротитул» известна на телевизионном рынке? В первую очередь циклом из пяти фильмов, объединенных темой «петровцев» — лауреатов общественных наград России в сфере управления, учрежденных фондом «Менеджеры новой эпохи». Добротные в профессиональном плане, эти работы несли на себе печать несколько утрированной корпоративности. Они вполне соответствовали своей прагматической задаче — иллюстрировать деятельность фонда и развитие движения, начатого инициаторами Национальной премии имени Петра Великого.

Второе заметное создание «Евротитула» — дилогия автора сценария и режиссера Сергея Лачина о великом археологе Генрихе Шлимане, премьера которой состоялась в рамках торжеств, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. Вряд ли надо особо пояснять, что гуманитарные проекты не приносят их создателям ни политических, ни, по большому счету, финансовых дивидендов. Они принадлежат к сфере чистого искусства, и злободневность любого рода здесь неуместна.

Словом, все, кому доводилось видеть труды компании «Евротитул», могли сделать вывод: существует команда с неплохим потенциалом, занимающая довольно уютную нишу на московском рынке корпоративного телевидения, а иногда «отрывающаяся» по части творчества в тех областях телерынка, где спонсоры и заказчики ей не указ. Так оно и было, но выход «Птенцов гнезда Петрова» на телеэкран опрокинул все представления подобного рода, и теперь на творения «Евротитула» стоит поглядеть несколько по-новому…

Нам предъявили фильм, который как бы случайно оказался в федеральной сетке вещания точно в канун дня рождения Владимира Путина. И, добавим, в канун года президентских выборов. Компания «Евротитул» взялась похвалить президента взвешенно и интеллигентно: при том, что в закадровом тексте о Путине нет почти ни слова, главный герой фильма именно он. А проводимое авторами сопоставление нашей эпохи с временами Петра Великого плюс само название фильма, заимствованное из пушкинской «Полтавы», должно ненавязчиво подтолкнуть зрителя к заключению: те, кто создает нынешнюю Россию, являются наследниками славы царя-реформатора и его сподвижников.

Отыскание аналогий с петровским царствованием — ход, наверное, небесспорный с точки зрения профессионального историка, но зато предоставляющий много возможностей публицисту. Действительно, Петр I — наиболее популярный персонаж российской истории, о его деяниях в общих чертах знает каждый. Сравнения с современностью получаются наглядные, выпуклые. И к чести авторов фильма, они не выглядят натянутыми. Зритель, ненадолго окунувшись в атмосферу Ленинграда рубежа 70—80-х годов, времени интеллектуального становления будущих «федеральных петербуржцев» (рассказывает о них соученик Путина по юрфаку Ленинградского университета Сергей Сычев), незаметно для себя втягивается в повествование о реалиях современной России. Перед нами проходят знакомые всей стране чиновники и деятели культуры: Валентина Матвиенко, Валерий Гергиев, Михаил Пиотровский, Николай Бордюжа… Предстают и предприниматели, каждый с собственной заботой. Президент компании «Строймонтаж» Сергей Полонский собирается строить в Москве самый высокий в Европе небоскреб. Руководитель Международной калийной компании Анатолий Ломакин удерживает лидерство России на мировом рынке калийных удобрений. Генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения Виктор Меркулов наращивает экспорт боевых самолетов, зарабатывая деньги для создания истребителя пятого поколения…

Каждый вроде бы говорит о своем. И зритель поначалу не понимает, просто не отдает себе отчета, какая тут связь, а главное — почему ему становится хорошо, когда он на все это смотрит? И вдруг осознает: сограждане, вот же оно то самое возрождение России, о котором все говорят уже больше десяти лет. Но конечно, главное внимание в фильме уделено президенту Путину. Он почти не упоминается в закадровом тексте, но своим постоянным присутствием в видеоряде дает ответы на все возможные вопросы. Вот он сидит в кабине боевого самолета, вот наблюдает за выплавкой стали в Магнитогорске. Путин может найти общий язык и с державниками, и с хозяйственниками, и с интеллигенцией.

Члены авторского коллектива кинокартины под руководством генерального продюсера Сергея Лачина очень точно выверили интонацию, с которой доносят эту мысль до зрителя. В фильме ни о чем не заявляется, что называется, в лоб, в наиболее деликатных случаях авторы уходят со своим текстом на задний план, переводя смысловую нагрузку на безмолвный, но весьма красноречивый видеоряд. Словом, «Евротитул» можно поздравить с творческой удачей, а вполне вероятно, и не только с творческой. Фильмы, подобные «Птенцам гнезда Петрова», не появляются просто так, и если в случае с его выходом имел место некий эксперимент по оттачиванию пропагандистского оружия, то эксперимент этот, несомненно, удался.