Александр КОРЧАГИН: «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЭТО КРАЙНЯЯ МЕРА»


Беседу ведет Андрей Симонов, фото Александра Данилюшина

Преступления в сфере интеллектуальной собственности не только наносят материальный ущерб правообладателям и государству, но и снижают инвестиционную привлекательность страны. Нерешенность этой проблемы ведет к замедлению интеграции России в мировую экономику. О ситуации, которая сложилась сейчас в области защиты интеллектуальной собственности, мы беседуем с генеральным директором Российского агентства по патентам и товарным знакам.

— Александр Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности Роспатента в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). С какими странами Россия осуществляет двухстороннее сотрудничество?

— Роспатент представляет интересы Российской Федерации в ВОИС, выполняет функции международного поискового органа, органа международной предварительной экспертизы и национального патентного ведомства в рамках Договора РСТ (Договор о международной патентной кооперации от Patent Cooperation Treaty. — Ред.), функции национального ведомства в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к нему, а также осуществляет поиски международного типа по заказам Евразийского патентного ведомства. Россия является участницей 17 международных конвенций и договоров по линии ВОИС. Роспатент поддерживает двухсторонние контакты с Европейским патентным ведомством, национальными патентными ведомствами ряда стран и развивает всестороннее взаимодействие с патентными ведомствами стран СНГ и Балтии на основе существующих межправительственных соглашений.

В основном мы сотрудничаем со всеми странами, входящими в мировое сообщество в рамках ВОИС. Роспатент принимает меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из соответствующих международных договоров РФ, осуществляет в установленном порядке международный обмен патентной документацией и информацией, организует изучение и использование зарубежного опыта в этой области.

Мы имеем двухсторонние связи со многими ведущими странами мира и очень тесно сотрудничаем с США, Германией, Великобританией, Италией, Францией. Со странами СНГ у нас создан межгосударственный Совет по проблеме охраны промышленной собственности.

В период с 9 по 11 апреля 2003 года Роспатент посетила делегация Главного ведомства по изобретениям КНДР во главе с руководителем ведомства г-ном Зен Зин Сеном. Целью визита явилась подготовка к подписанию Соглашения о сотрудничестве в области охраны изобретений между Роспатентом и Главным ведомством по изобретениям КНДР и Соглашения об обмене патентной документацией между ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности. — Ред.) Роспатента и Главным ведомством по изобретениям КНДР, а также обмен опытом работы в области охраны объектов интеллектуальной собственности, информационных технологий и предоставления информации пользователям патентной информации.

— Какое место занимает Роспатент в системе органов государственной власти России, действующих в сфере экономической и научно-технической политики?

— В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1203 Российское агентство по патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Патентную систему составляет Роспатент, имеющий в своей структуре Управление международного сотрудничества, Правовое управление с необходимыми функциональными подразделениями, а также Федеральный институт промышленной собственности и Палату по патентным спорам.

— Вопросами законодательства в области интеллектуальной собственности в той или иной степени занимаются Минюст, Роспатент, МПТР, Минкультуры, МВД, ГТК, Минпромнауки. Не возникает ли в совместной работе проблем с пересечением полномочий? И какова в связи с этим координирующая роль Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в области интеллектуальной собственности?

— Сегодня одной из основных проблем в данной области как раз и является отсутствие координации деятельности по разработке и осуществлению государственной политики, пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти. Это приводит к неэффективности работы полномочных органов по охране интеллектуальной собственности.

Роспатент взаимодействует с министерствами и ведомствами по вопросам совершенствования законодательной базы в области правовой охраны интеллектуальной собственности, а также принимает участие в разработке законодательных и нормативных документов по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

С целью координации действий федеральных органов исполнительной власти в области интеллектуальной собственности по инициативе Роспатента создана Межведомственная комиссия по вопросам охраны и использования объектов промышленной собственности. Она создавалась прежде всего как координирующий орган, призванный разрабатывать единую государственную политику в сфере интеллектуальной собственности и способствовать ее реализации. Широкое представительство в комиссии заинтересованных министерств и ведомств должно позволить ей стать тем авторитетным органом, который будет принимать стратегические решения, определяющие политику государства в отношении охраны интеллектуальной собственности. Для разрешения проблем, связанных с построением системы государственного управления в области авторского права и смежных прав, необходимы дополнительные административные ресурсы.

Роспатент сотрудничает также с правоохранительными органами в сфере защиты прав и законных интересов обладателей прав на интеллектуальную собственность и государства в целом. Мы оперативно предоставляем информацию и заключения по обращениям органов внутренних дел, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, включая его территориальные управления, органов прокуратуры, суда, Минюста России (в том числе по обращениям судебных приставов-исполнителей), Федеральной службы налоговой полиции и других государственных органов.

— Государство, присоединившееся к ВТО, должно соответствовать требованиям ряда соглашений, которые действуют между странами — членами Союза. Одним из них является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно TRIPS). Насколько российское законодательство в этой области готово к вступлению страны в ВТО?

— Обновление законодательства в области интеллектуальной собственности является одним из условий присоединения России к ВТО.

Роспатент, как головное ведомство, ответственное за подготовку и ведение переговоров по проблемам приведения российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, осуществил практически весь комплекс работ, необходимых для успешного завершения переговоров по присоединению России к ВТО. Обновлена бо’льшая часть законодательства по интеллектуальной собственности — законодательства, регулирующего отношения, связанные с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем, программ для ЭВМ и баз данных. Эта работа стала итогом четырех лет деятельности Роспатента в данном направлении.

— Учитывает ли Роспатент при совершенствовании законодательства в области авторского права и смежных прав судебную практику?

— При разработке проектов нормативных правовых актов Роспатент старается максимально учитывать судебную практику. Кроме того, в конференциях и семинарах, проводимых Роспатентом, участвуют судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции. По вопросам авторского права и смежных прав Роспатент совместно с Российской академией правосудия при участии судей занимался обобщением судебной практики и разработал положения, которые могли бы войти в постановление Пленума Верховного суда РФ в данной области.

— Эффективны ли действующие уголовно-правовые и административные механизмы охраны и защиты интеллектуальной собственности? Какие, на ваш взгляд, проблемы эти механизмы пока не способны решить?

— 8 апреля 2003 года президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации». Но этот закон не решил всех проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. А следовательно, в данной области нам предстоит еще значительная работа, в том числе, быть может, по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Однако уголовная ответственность — это крайняя мера. Очевидна потребность развития и менее строгих механизмов: необходимо охранять правообладателей средствами не только уголовного, но и административного права.

В настоящее время предусмотрена административная ответственность за действия, связанные с использованием контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и за иные нарушения авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях). Область применения мер административной ответственности за нарушение законодательства об авторском праве и смежных правах должна быть расширена. В частности, целесообразно закрепить в законе такие составы административных правонарушений, как взлом и повреждение технических средств защиты авторских и смежных прав, а также изготовление, импорт, распространение устройств, предназначенных для взлома технических средств защиты объектов авторских и смежных прав.

Необходимость введения этих норм в Кодекс об административных правонарушениях диктуется правоприменительной практикой. Правообладатели пытаются широко использовать технические средства защиты экземпляров произведений «малых форм» (фонограмм, аудио- и визуальных произведений). Очевидно, что государство обязано поддержать их усилия по охране своей интеллектуальной собственности.

Вторым направлением совершенствования законодательства об административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав должна стать подготовка предложений по повышению эффективности применяемых мер административного взыскания.

— Одной из важнейших проблем сферы защиты интеллектуальной собственности является то, что незнание соответствующих законов встречается не только среди обычных граждан, но и среди работников федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, других лиц, применяющих законодательство на практике. Разрабатываются ли Роспатентом обучающие программы? Осуществляется ли в этом направлении сотрудничество с международными организациями?

— Учебные программы по праву и экономике интеллектуальной собственности есть только в отдельных образовательных учреждениях. Как правило, они реализуются в рамках послевузовской системы образования. Целенаправленно этой проблемой занимается Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), подведомственный Роспатенту. Однако имеющихся у РГИИС и других вузов возможностей для обеспечения должной подготовки всех заинтересованных лиц недостаточно.

Выход из сложившейся ситуации состоит в применении современных телекоммуникационных систем связи и средств обработки информации.

12 октября 2001 года подписано рамочное соглашение о сотрудничестве между Роспатентом и ВОИС, предусматривающее взаимодействие с целью организации дистанционного обучения основам интеллектуальной собственности по единой международной учебной программе Всемирной академии ВОИС в России. Программа может быть также применена для русскоговорящих специалистов в странах СНГ и дальнего зарубежья. Сейчас завершен перевод всех учебных модулей программ на русский язык. Дистанционная форма обучения в отличие от традиционных форм позволит обеспечить доступ к информации по вопросам защиты интеллектуальной собственности очень широкому кругу специалистов, занимающихся правоприменительной практикой, она не требует бюджетного финансирования и предполагает бесплатное обучение.

В рамках достигнутой договоренности об оказании технической помощи Патентным ведомством США проведено два семинара для российских специалистов в области защиты прав на интеллектуальную собственность, подготовлена и согласована с Роспатентом программа обучения по этой теме. Она ляжет в основу курса для специалистов российских правоохранительных органов.

Аналогичные программы разрабатываются и реализуются в рамках сотрудничества с ЕС, в том числе по программе TACIS.

— Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях проводимой Роспатентом научно-исследовательской деятельности. Как используются результаты этих работ?

— В соответствии с Положением о Российском агентстве по патентам и товарным знакам Роспатент организует научно-исследовательские работы и обеспечивает использование их результатов. Основная часть связанных с этим задач и конкретных функций возложена на головную организацию Роспатента — Федеральный институт промышленной собствен-ности. Научно-исследовательская деятельность направлена главным образом на совершенствование нормативно-правовой базы охраны объектов промышленной собственности и отдельных объектов авторского права и смежных прав; компьютеризацию ключевых информационных и технологических процессов; исследование патентно-технической информации, в частности с целью прогнозирования научно-технического развития; осуществление международного технического сотрудничества и др.

Итоги научной деятельности в значительной мере находят свое отражение в виде публикаций в специальных журналах, докладов на научно-практических конференциях, семинарах и т. п.

— Россия в настоящее время отнесена к группе стран приоритетного наблюдения в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности. Значит ли это, что в случае непринятия Россией скорейших мер по усилению защиты интеллектуальной собственности, к нам могут быть применены экономические санкции со стороны других государств, в частности США?

— Разъяснения российских представителей в международных организациях по поводу действующего законодательства, его правоприменения и планируемого совершенствования позволяют изменить негативное отношение к состоянию защиты интеллектуальной собственности в нашей стране и, как следствие, избежать применения санкций, сохраняя статус России в режиме генеральной системы преференций.

Примером применения таких санкций со стороны США является Украина. Несколько лет назад она была предупреждена о необходимости усиления защиты интеллектуальной собственности (в том числе это касалось регулирования со стороны государства процесса производства, экспорта и импорта оптических дисков), однако никаких действенных мер с ее стороны не последовало. США ввели экономические санкции в отношении Украины, в результате которых она теперь несет ежегодные потери в размере сотен миллионов долларов. И это несмотря на то что в январе 2002 года Украина все-таки приняла закон «Об особенностях государственной деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания».

Следует учесть, что в случае применения подобных экономических санкций в отношении России, потери будут исчисляться значительно большими суммами.

СПРАВКА «БОССа»

Александр Дмитриевич Корчагин родился 31 августа 1949 года в Оренбурге.

В 1971 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1987 году — Академию народного хозяйства при СМ СССР.

В 1971—1977 годах работал экспертом, старшим экспертом, руководителем группы, заместителем заведующего отделом транспорта Всесоюзного научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ).

С 1979 по 1985 год — помощник заместителя председателя Госкомизобретений, заместитель начальника отдела экспертизы изобретений Госкомизобретений.

В 1985—1992 годах — первый заместитель директора, а затем директор ВНИИГПЭ.

В 1992—1994 годах — президент фирмы «Искона», генеральный директор фирмы «Искона-2» (Москва).

С 1994 по 1996 год — директор ВНИИГПЭ.

В декабре 1996 года постановлением Правительства РФ назначен генеральным директором Российского агентства по патентам и товарным знакам.

А.Д. Корчагин имеет ученую степень доктора экономических наук, он академик Российской академии естественных наук, член Консультативного комитета по вопросам политики Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Женат, имеет дочь.