2003 №3: Алмас ШАБАНОВ: «В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ НЕ БЫВАЕТ МЕЛОЧЕЙ»


Транспорт

Транспортных предприятий, которые используют в своей деятельности полную логистическую цепь, в России не так уж и много. Хотя в силу сложившихся экономических связей те или иные ее элементы, безусловно, применяются для повышения эффективности производства.

Тем интереснее опыт компании, успешно действующей в Казахстане, через который проходят важные международные транспортные коридоры «Север — Юг», «Северный», TRACECA, «Центральный». Об использовании различных функциональных областей логистики в деятельности ЗАО «Кедентранссервис», истории его создания и направлениях развития рассказывает президент компании Алмас Шабанов.

Беседу ведет Агунда Алборова, фотографии предоставлены А.Ш. Шабановым

— Алмас Шабанович, расскажите, пожалуйста, о вашей компании.

— Закрытое акционерное общество «Кедентранссервис» уже на протяжении пяти лет успешно действует на рынке услуг по транспортировке и переработке грузов. Оно начинало свою деятельность в декабре 1997 года в качестве республиканского государственного предприятия под эгидой таможенных органов и железнодорожной администрации Республики Казахстан. Сейчас это закрытое акционерное общество со смешанным капиталом.

Основное направление его деятельности — предоставление комплекса услуг. К нему относятся экспедирование, таможенное оформление, хранение, терминальная обработка контейнеров и грузов, в том числе погрузо-разгрузочные работы, диспетчерские и автоуслуги.

— Каковы структура акционерного общества и его производственные мощности?

— Во всех регионах Республики Казахстан работают 13 филиалов предприятия. Головной офис находится в г. Алматы. В столице республики г. Астана есть наше представительство. В ближайших планах предприятия — открытие представительств в России, Прибалтике, Узбекистане, Киргизии, Иране, Китае и Южной Корее.

В филиалах акционерного общества функционирует 18 железнодорожных терминалов, оснащенных специальной техникой и оборудованием, подъездными путями, складами, крытыми и открытыми специализированными площадками. Там ежесуточно обслуживается до 1,5 тыс. клиентов. В то же время пропускная способность терминалов далеко не исчерпана и может быть значительно увеличена.

Структура компании время от времени претерпевает изменения, направленные прежде всего на повышение эффективности ее функционирования.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших клиентах и партнерах, в том числе и на российском рынке?

— Компания является действительным членом Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК), членом Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан, индивидуальным членом Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA).

Сейчас в Казахстане работает около 200 экспедиторских компаний, осуществляющих перевозки грузов по железной дороге. ЗАО «Кедентранссервис» занимает среди них одно из ведущих мест. В числе наших партнеров сотни компаний — и в Казахстане, и за его пределами. Например: Logimix Oy (Финляндия), Parimet AG (Швейцария), RailTrank и BishkekZheldorExpeditsiya (Киргизия), Sotra Asia LTD (Казахстан), Horizon European Trade Limited и UzbekZheldorExpeditsiy (Узбекистан), Klasco (Латвия), HY Trans (Китай), Spedcont (Польша) и, конечно же, известные российские компании: TSES, TIS, Sojuzvneshtrans International AG, Ferromin, Fe-Trans.

Клиентами ЗАО «Кедентранссервис» являются как организации, так и физические лица. Для нас неважно, насколько велика или узнаваема компания, постоянный это заказчик или разовый. Мы высоко ценим каждого клиента и всегда готовы содействовать укреплению и расширению его бизнеса.

— Как решаются на предприятии вопросы качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей?

— Для удобства клиентов на базе грузовых терминалов будут открыты сервис-центры по экспресс-оформлению документов, необходимых при перевозке грузов, а также залы таможенного оформления. Реализация данного проекта уже началась. В январе 2003 года в административном здании Алматинского филиала ЗАО «Кедентранссервис» на станции Алматы-1 открыт таможенный пост «Солтустік». Это первый и единственный в Казахстане сервисный центр, осуществляющий весь цикл услуг как по таможенному оформлению, так и по терминальной обработке и хранению грузов.

— Как строится взаимодействие с органами власти? Участвует ли компания в жизни республики и своего родного города?

— Естественно, мы имеем дело не только с партнерами и клиентами, но и с государственными учреждениями и организациями, которые регулируют и контролируют нашу деятельность. Отработаны схемы взаимодействия с предприятиями железнодорожного и других видов транспорта, имеются все разрешительные документы министерств и ведомств Республики Казахстан.

Совместно с таможенными органами крупнейшего города республики — Алматы мы выступили инициаторами подписания «Меморандума о взаимопонимании». Согласно этому документу, до конца 2003 года отменено взимание платежей за хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения филиала компании на станции Алматы-1. Планируется в дальнейшем распространить данную инициативу на другие регионы страны. Мы надеемся, что вследствие проведения этой акции снизится себестоимость импортных товаров.

— Расскажите, пожалуйста, о коллективе компании. Какие качества вы цените у своих подчиненных? Насколько комфортно чувствует себя ваш персонал на работе?

— В компании трудится около 100 служащих центрального аппарата и почти 1 тыс. работающих в филиалах.

На мой взгляд, главные качества подчиненного — порядочность, компетентность, организованность, творческий подход к выполнению любой задачи.

На предприятии создаются все условия для производительного труда, роста профессионального мастерства, а также полноценного отдыха работников. У нас действует система премирования, которая позволяет дифференцированно оценивать и эффективно стимулировать труд каждого. Я думаю, что сотрудники, стремящиеся соответствовать нашим требованиям, чувствуют себя прекрасно, ведь им предоставляется возможность, работая в команде, реализовывать собственный потенциал.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сегодня руководитель крупной компании?

— Это умение быть лидером команды, компетентность, здоровые амбиции, способность расставлять приоритеты, интуиция.

Следует помнить, что в крупных компаниях не бывает мелочей. Мне очень нравится выражение: «Дайте трудное дело, дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя». Оно хорошо отражает мое отношение к работе.

— Каких успехов вы как президент компании ожидаете от нее в ближайшие два-три года?

— Виды деятельности ЗАО «Кедентранссервис» образуют почти замкнутую логистическую цепь, в которую входят распределительная, транспортная, информационная, частично закупочная и производственная составляющие. Интеграция их в единую логистическую систему путем обеспечения эффективного управления материальными и информационными потоками на макроуровне позволит значительно сократить совокупные затраты в процессе товародвижения. А это особенно привлекательно для клиентов. Рост заинтересованности производителей и потребителей в комплексном характере оказываемых услуг, а также обострение конкуренции требуют оперативного реагирования на постоянно изменяющиеся условия. Уже в текущем году мы запланировали создать региональный логистический центр в Алматы. Позже аналогичные центры будут созданы в Астане и Атырау, а затем и в других регионах страны.

В ближайшие два-три года прогнозируется увеличение доли присутствия компании на рынках перевозок (транзитных, экспортно-импортных и внутриреспубликанских) с применением мультимодального метода и организацией доставки груза «от двери до двери» по максимально удобной и экономичной для грузовладельца схеме. Планируется дальнейшее развитие инфраструктуры грузовых терминалов; улучшение технической оснащенности контейнерных площадок, складского и путевого хозяйств; расширение сети складов временного хранения, терминалов на автопереходах, залов таможенного оформления в Астане, Жамбыле, Шымкенте, Актобе, Усть-Каменогорске, Павлодаре и на станции Дружба.

В рамках программы расширения деятельности начато создание парка подвижного состава и контейнеров. Это увеличит активы предприятия и позволит осуществлять экспедирование и перевозки в собственных крытых вагонах, цистернах, спецконтейнерах. Реализация намеченного потребует привлечения дополнительных инвестиций и внедрения лизинговых проектов. Думаю, вложенные силы и средства оправдаются, и намеченные планы станут реальностью.

— Расскажите, пожалуйста, как вы отдыхаете. Есть ли у вас увлечения?

— Все свободное время я посвящаю семье, и отдыхаем мы вместе. Любим путешествовать по миру, кататься на горных лыжах, ходить в горы, посещать театры и кино.