ОТБРОСЬТЕ ОПТИЧЕСКИЕ КОСТЫЛИ!
Георгий МИХАЙЛЕЦ
Увы, подавляющее большинство людей, более или менее преуспевших в жизни, не могут похвастаться хорошим зрением. Учеба в институте и напряженная карьера сильно его ослабили. А если еще учесть, что ген близорукости доминантный, то стоит ли удивляться тому, что едва ли не обязательным атрибутом любого босса являются очки. По крайней мере, так было до недавнего времени. И лишь в последние годы ситуация изменилась — в арсенале врачей теперь есть средство, позволяющее навсегда забыть об очках. Речь идет о лазерной коррекции зрения.
Принято считать, что лазерная коррекция зрения — революционный метод, и это обстоятельство отпугивает многих людей, которые хотели бы избавиться от близорукости или дальнозоркости. Новые методики, думают они, возможно, и хороши, но не проверены временем. Кто знает, как поведет себя прооперированный таким образом глаз лет через десять? Не возникнет ли осложнений?
Однако лазерная коррекция практикуется уже свыше 20 лет, и накоплено множество данных об отдаленных результатах лечения. Они показывают, что даже при относительном несовершенстве прежней аппаратуры и методик среди пациентов за эти годы лишь считанные единицы столкнулись с более или менее серьезными побочными эффектами. Да и те обусловлены сопутствующими болезнями или послеоперационными травмами глаз. Так что в надежности и безопасности лазерной коррекции зрения можно не сомневаться. А что касается ее эффективности, то многие тысячи людей, которые раньше в буквальном смысле не видели дальше собственного носа, теперь гордятся идеальным зрением.
Размышлениями о свой работе делятся специалисты-офтальмологи.
Карен Арамович Саркисян, главный офтальмолог медицинской ассоциации МЕДИ, кандидат медицинских наук:
— Оптика человеческого глаза весьма совершенна. И лишь при нарушении нормальной кривизны роговицы результатом становятся близорукость или дальнозоркость; очки или контактные линзы. Суть лазерной коррекции состоит в строго заданном и прогнозируемом изменении формы роговицы с помощью эксимерного лазерного излучения.
Преимущество такого метода перед другими операциями — б’ольшая безопасность: все манипуляции выполняются на поверхности глазного яблока, без проникновения во внутренние структуры. Плюс к этому — очень короткий восстановительный период, ненужность длительного, в том числе стационарного, лечения, безболезненность и комфортность для пациента. А самое главное — максимально высокая прогнозируемость, недостижимая при других видах рефракционных операций.
В ряде случаев (когда человек почему-либо не может пользоваться очками или контактными линзами) лазерные технологии являются единственно возможным способом коррекции зрения. Они же — настоящая панацея от последствий давних и некачественных рефракционных операций (например, кератотомии).
Таир Баратович Джафарли, главный врач офтальмологического центра «Доктор Визус», кандидат медицинских наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук, член правления Всероссийского общества офтальмологов:
— Еще недавно основным инструментом моих коллег был скальпель. С середины 70-х годов активно использовался предложенный и усовершенствованный академиком Святославом Федоровым метод радиальных насечек на роговице — радиальная кератотомия. Эта методика основана на том, что после нанесения радиальных насечек центр роговицы уплощается, изменяется ее кривизна, и близорукость уменьшается. Однако беда в том, что непредсказуемость процесса заживления рубцов, немалая травматичность метода и зависимость от мастерства хирурга порой приводят к отклонениям от расчетного результата.
Скажем, вы надеетесь, что вам улучшат зрение на три диоптрии, а получается только на две, а то и на одну. Повторная же операция крайне нежелательна из-за травматизации и без того поврежденной роговицы.
15-летний опыт использования этой методики показал, что радиальная кератотомия позволяет справиться с близорукостью не более 3—4 диоптрий и с астигматизмом слабой степени. Для исправления дальнозоркости кератотомия вообще неэффективна. Сегодня в России делают до 5 тыс. подобных операций в год, однако в первую очередь столь высокая цифра связана с отсутствием более современных технологий и низкой грамотностью населения в области новейших лазерных методов коррекции зрения.
К счастью, рефракционная хирургия успешно развивалась, что в конце концов привело к разработке эксимер-лазерных операций по исправлению аномалий зрения. Как известно, слово «лазер» — английская аббревиатура от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation. Иначе говоря, лазер — это световой квантовый генератор. Слово «эксимерный» означает «с активной рабочей средой на основе двухатомных возбужденных молекул». Первое время в офтальмологии использовались так называемые полноапертурные эксимерные лазеры, при этом луч попадал сразу на всю поверхность воздействия. Сегодня же в большинстве клиник отдают предпочтение системам, в которых луч работает по принципу «сканирующая вращающая щель», или «бегающая точка».
Суть методики заключается в том, что эксимерный лазер разрывает межмолекулярные связи в клетках роговицы и «выпаривает» лишние ткани. При этом кривизна роговицы изменяется ровно в той мере, в какой требуется для исправления зрения пациента. Немаловажно, что этот процесс не сопровождается губительным повышением температуры тканей роговицы, вопреки распространенному заблуждению никакого «выжигания» не происходит. Современные технологии позволяют получить настолько идеальный профиль роговицы, что есть возможность исправлять практически все виды и степени аномалий рефракции.
Первая разработка, поступившая на вооружение хирургов-офтальмологов, получила название ФРК — фоторефракционной кератэктомии, что означает дозированное удаление ткани роговицы методом выпаривания с помощью эксимерного лазера. Если ткань удаляется в центральной зоне, то роговица становится более плоской — исправляется близорукость. Если же испарить периферическую часть роговицы, то ее центр станет более выпуклым, что позволяет корригировать дальнозоркость. Дозированное удаление на разных меридианах роговицы дает возможность исправлять астигматизм. При использовании ФРК происходит воздействие на поверхностные слои роговицы, в результате чего остается микроэрозия, которая заживает в течении 24—72 часов.
К сожалению, наличие эрозии обусловливает угрозу инфекционных осложнений, чреватых серьезнейшими неприятностями. Поверхностные слои роговицы имеют высокую способность к регенерации, а также обладают «памятью формы» — отсюда вероятность рецидива устраняемого отклонения. Кроме того, возможности ФРК ограниченны при коррекции близорукости и дальнозоркости высоких степеней. Результаты операции предсказуемы и стабильны лишь при отклонениях до 5—6 диоптрий, а также при отсутствии противопоказаний — таких, как катаракта, глаукома, инфекции глаза и других органов, сахарный диабет, ревматоидные болезни и беременность. Иначе говоря, ФРК — революционный шаг вперед по сравнению с радиальными насечками, однако эта методика не лишена серьезных недостатков, а потому уступает более современным разработкам, таким, как LASIK.
Основным отличием LASIK от предыдущих лазерных методов является воздействие лазерного луча на внутренние слои роговицы. После специального разреза микрокератомом наружные слои приподнимаются, в результате чего обнажаются более глубокие слои, которые и моделируются эксимерным лазерным лучом. Затем поверхностные слои роговицы возвращаются на свое место. Швы при этом не используются, поскольку за счет адгезивных свойств коллагена, основного вещества роговицы, лоскут хорошо фиксируется уже через несколько минут после операции. Еще одно преимущество этой методики в том, что «перепрофилируются» средние слои роговицы, в которых «память формы» минимальна и не может существенно отразиться на точности результатов.
Технология LASIK позволяет исправлять близорукость, дальнозоркость и астигматизм от слабых до высоких степеней, отвечая всем современным требованиям высоких технологий: высокая точность и полная предсказуемость результатов, без-опасность и малотравматичность процесса, быстрое (от нескольких часов) восстановление и стабильность зрения, наконец, безболезненность процедуры. С появлением лазеров последнего поколения стали возможными процедуры любой сложности и точности, в том числе такие сложные, как коррекция смешанного астигматизма, исправление результатов неудачных вмешательств и даже коррекция после пересадки роговицы.
Владимир Дмитриевич Антонюк, начальник Центра лазерной офтальмохирургии ОАО «Газпром», кандидат медицинских наук, заслуженный врач России:
— Основными методиками лазерной коррекции зрения являются ФРК и LASIK, но есть и другие варианты. Например, метод супер-Lasik, связанный с применением самого современного оборудования. Суть метода состоит в том, что воздействие эксимерного лазера происходит на основании карты рефракции, измеренной на этапе диагностики по множеству точек глаза. При этом воздействие эксимерного лазера индивидуально для каждого оперируемого глаза. Этот метод направлен в первую очередь на снижение аберраций глаза и повышение качества послеоперационного зрения. Его применение зачастую позволяет добиться послеоперационного зрения более единицы.
Метод сравнительно новый, в настоящее время операции супер-Lasik проводятся в исследовательских целях. Кроме того, существует такой метод, как РЭИК, запатентованный клиникой «Новый взгляд». Он практически полностью совпадает с методом LASIK, а заявленные в патентное ведомство отличия находятся на уровне различий в профессиональной технике хирургов.
Впрочем, отличия в методиках несущественны, общих закономерностей у них значительно больше. Операция производится с помощью эксимерного лазера, работающего на длине волны 193 нм. Лазер управляется компьютером, точность его манипуляций такова, что можно сделать насечки на человеческом волосе. Современные аппараты действуют по принципу сканирования, то есть лазер по компьютерной программе обрабатывает по очереди разные зоны роговицы. При этом температура роговицы не повышается более чем на два-три градуса. Толщина роговицы составляет 500—600 мк, а операция производится на глубине до 100 мк, что исключает повреждение внутренних сред и тканей глаза. Длительность работы лазера от 20 до 90 с, в зависимости от степени близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Через две недели после операции для больных уже нет ни физических, ни зрительных ограничений. Метод эксимер-лазерной коррекции зрения рекомендуется даже летчикам-испытателям и пожарным, а также людям, занимающимся экстремальными видами спорта и ведущими активный образ жизни.
Результат воздействия лазера является стабильным, некоторые клиники даже дают на свои услуги пожизненную гарантию.
Конечно, лазерная коррекция возможна не во всех случаях жизни. Даже сверхсовременные технологии не вернут полностью утраченное зрение. Они бессильны при механических травмах глаза, поражении зрительного нерва, заболевании затылочной доли коры головного мозга и др.
Кроме того, многие консерваторы настолько привыкли к своим очкам, что не откажутся от них ни за какие сокровища.
Однако специалисты-офтальмологи и их пациенты, прошедшие через лазерную коррекцию зрения, единодушно утверждают: иметь возможность вернуть себе идеальное зрение и пользоваться при этом очками — примерно то же самое, что добровольно ходить на костылях.