ГАДАНИЕ НА ДЕНЬГАХ


Мария МОЛИНА

До окончания подачи налоговых деклараций осталось всего два месяца. А для тех, кого особенно «любит» Министерство по налогам и сборам, и того меньше. Попавшим в «черный список» спать спокойно не придется, их в первую очередь ждут в инспекции. После же уплаты налогов можно подумать и о размещении оставшихся денег в банке. В стеклянной — пока вклады в коммерческих банках не будут защищены государством.

МНС ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Февраль — время задуматься об уплате налогов за минувший год. Особенно сие актуально для тех, кто попал в число «любимчиков» Министерства по налогам и сборам, опубликовавшего порядок подачи деклараций о доходах за прошедший год.

Инспекторы уже ждут налоговые декларации за 2002 год от предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Суммы налоговых выплат в их случае рассчитываются по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

В числе первых на подачу сведений о доходах окажутся также частные нотариусы, врачи и вообще все граждане, занимающиеся частной практикой. Они будут платить налоги, исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами. Основанием для подсчета налоговых выплат послужат договоры гражданско-правового характера, включая договоры найма или аренды любого имущества. Кроме того, поспешить в местные инспекции должны те, кто в минувшем году продал свое имущество. Им следует отметить в декларациях стоимость реализованной собственности.

МНС России отметило и еще несколько категорий физических лиц, обязанных как можно скорее пообщаться с налоговиками. Среди них — налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации; граждане, имеющие иные доходы, при получении которых не был удержан налог, в том числе счастливчики, выигравшие в лотереях, тотализаторах и прочих основанных на риске играх (в частности, с использованием игровых автоматов). Так что удачливым любителям «Джекпота» и скачек налоговые инспекторы спать спокойно в 2003 году не дадут.

Но обращение к чиновникам, ведающим налоговыми сборами, может быть и добровольным. МНС позволяет подать декларацию, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ. Для получения вычетов к декларации необходимо приложить письменное заявление об их предоставлении и документы, подтверждающие право на них. Тогда чиновники обещают провести перерасчет налоговой базы.

Декларация поможет вернуть деньги и в других случаях. Например, налогоплательщик имеет право на социальные вычеты, если он потратился на благотворительные цели, на обучение (собственное и своих детей) или на лечение и медикаменты, назначенные лечащим врачом (ст. 219 НК РФ); имущественные вычеты, если купил жилье или вложил средства в новое строительство (ст. 220 НК РФ). Декларацию следует подавать по окончании налогового периода вместе с письменным заявлением о предоставлении вычетов и документами, подтверждающими право собственности на дом или квартиру. Кроме того, для пущей достоверности в инспекции требуют платежные документы, подтверждающие факт уплаты налогоплательщиком денежных средств .

Еще одна возможность снизить налоговый пресс — профессиональные вычеты, обусловленные выполнением работ или оказанием услуг по авторским договорам, а также договорам гражданско-правового характера (ст. 221 НК РФ). При отсутствии налогового агента налогоплательщики могут реализовать свое право на получение этого вида вычетов, подав письменное заявление в инспекцию одновременно с декларацией. Вычеты предоставляются или по нормативам затрат, или в сумме произведенных и документально подтвержденных расходов.

ЗАКОН О ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

13 января президент подписал поправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах». Лед пенсионной реформы, о которой так много говорилось в последний триместр прошлого года, наконец тронулся. С 2004 года каждый гражданин будет решать сам: доверять ли половину своих пенсионных отчислений государству, с тем чтобы к моменту ухода на пенсию иметь более или менее гарантированный минимум их прироста, или обратиться к сулящим б’ольшую выгоду негосударственным фондам.

По значимости такой шаг со стороны власти можно сравнить с созданием в начале 90-х годов негосударственной банковской системы, которую теперь приходится мучительно перестраивать. Тогда открытие шлагбаума для коммерческих предприятий сопровождалось возникновением финансовых пирамид. Боязнь спекуляций на трудовых денежках была одним из тормозящих факторов в подготовке текста поправок в пенсионный закон. Сейчас законодатели утверждают, что приняли меры, позволяющие избежать пенсионного пирамидостроительства. Однако, учитывая, что огромные объемы денежных средств размещаются сегодня, а возврату подлежат через десятилетия, соблазн мошенничества слишком велик.

Поправки к пенсионному законодательству должны усовершенствовать правила создания и функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Согласно внесенным изменениям, государство сохраняет за собой функции регулирования, надзора и контроля над их деятельностью. Предполагается, что именно этот пункт позволит обеспечить чистоту пенсионного бизнеса. Кроме того, закон теперь определяет состав пенсионных накоплений, а также вопросы их аккумулирования, инвестирования и учета.

Одно из наиболее болезненных мест закона «О негосударственных пенсионных фондах» — принципы лицензирования компаний, берущихся за эту нелегкую работу. Как пояснил министр труда Александр Починок, с 2004 года все НПФ будут допущены к работе с пенсионным страхованием. Но… только до 1 июля 2009 года. После этого срока они начнут работу по новым правилам. Уже с 1 января 2005 года уставный капитал НПФ обязан составлять не менее 30 млн руб., а к 1 июля 2009 года эта сумма увеличится до 50 млн руб. В законе оговаривается также, что опыт работы фонда на рынке пенсионных услуг должен быть не менее трех лет. Починок подчеркнул, что выданные ранее фондам лицензии действительны до июля 2009 года. Так что в стране четыре года будут существовать параллельно старые и новые организации. Как всегда, власть имущие хотели «как лучше» — чтобы малые НПФ успели подготовиться к новым требованиям закона. Однако эксперты считают, что планка слишком высока и для большинства пенсионных фондов отсрочка означает лишь одно: возможность завершить выплаты и благополучно закрыться.

Кстати, уже к апрелю в интернет-представительстве Минтруда, согласно заявлениям Александра Починка, появится «калькулятор для расчета пенсий». Кроме того, каждый желающий может прийти в приемную министерства или в приемные отделения пенсионных фондов, где ему в индивидуальном порядке определят величину пенсии.

ГАРАНТИРОВАНИЕ ВКЛАДОВ ЧАСТНЫХ ЛИЦ

Гарантирование вкладов должно решить три задачи: защиту интересов вкладчиков, стимулирование перетока наличных сбережений населения в банковскую систему и усиление контроля за коммерческими банками, работающими с вкладами населения. По крайней мере, в таком виде они ставятся Министерством экономического развития и торговли. После принятия законопроекта «О страховании банковских вкладов физических лиц», подготовленного этим ведомством, глава Минэкономразвития Герман Греф обещает выплату компенсаций вкладчикам прогоревших банков в течение 17 дней с момента наступления страхового случая. Запустить закон в действие планируется уже в 2005 году.

Правительство рассмотрело этот документ 28 ноября. Казалось бы, чиновники утрясли все спорные вопросы, но неожиданно всплыл главный недостаток: критерии, по которым банки будут допускаться в систему страхования, остаются крайне расплывчатыми. В результате законопроект был отправлен на доработку, с тем чтобы ответственные министерства в пятидневный срок вернули его на рассмотрение в правительство.

2 декабря Минэкономразвития, Минфин и Центробанк завершили работу над поправками к многострадальному документу. В середине декабря он наконец поступил в Госдуму. Однако, несмотря на все усилия, субъективизм принципов допуска банков к страхованию физических лиц в нем по-прежнему присутствует.

Напомним, что «билет» в систему должен выдавать ЦБ на основании анализа деятельности банков. Вопрос в том, как будет проводиться этот анализ. В частности, ЦБ предписано оценивать «удовлетворительность качества» текущего и стратегического управления. Непонятно, может ли считаться приемлемой оценка «более или менее удовлетворительно». Также не определены полномочия и функции Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО; оно будет управлять системой) и порядок покрытия дефицита фонда страхования вкладов.

После доработки Минэкономразвития внесло в документ только технические изменения, добавив пункт об отчислении банками в фонд страхования до 0,15% объема привлеченных вкладов. Отчетность с банкиров должен собирать ЦБ. Кроме того, АРКО получило право повышать норму отчислений до 0,3%, но только в случае дефицита средств для расплаты с вкладчиками. В этом же случае правительству разрешено занимать у Центробанка в пределах суммы, заложенной в бюджете.

Неоднозначность критериев оценки банков способна привести к тому, что ряд из них попросту окажется не допущен к работе с физическими лицами из-за натянутых отношений с ЦБ. На роль «оценщиков» могли бы претендовать рейтинговые агентства, но на организацию их деятельности в этой области потребуется не один год.