«Мы создадим единое и эффективное информационное пространство»


Владимир ГОРБАЧЕВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Операторы связи Южного федерального округа объединились на базе ОАО «Южная телекоммуникационная компания» Краснодарского края не только потому, что это самая рентабельная и перспективная компания отрасли на юге России. Предприятие известно высокопрофессиональным коллективом и его сильным руководителем: генеральный директор Владимир Горбачев по праву входит в число лучших менеджеров России, он удостоен звания «Заслуженный связист Российской Федерации» и многих правительственных наград.

(Беседу ведет Наталия Ермолаева, фото предоставлено ОАО «ЮТК».)

— Владимир Лукич, ОАО «ЮТК» сегодня — ведущий оператор связи юга России. Расскажите, пожалуйста, об истории объединенной компании.

— В конце 90-х годов ОАО «Кубаньэлектросвязь», переименованное в июне 2001 года в ОАО «Южная телекоммуникационная компания», благодаря высоким экономическим и технологическим показателям было выбрано базовой компанией для объединения операторов электросвязи в Южном федеральном округе. Проект осуществлялся в рамках реорганизации акционерных обществ электросвязи России, входящих в телекоммуникационный холдинг ОАО «Связьинвест». Процесс присоединения завершился 1 ноября 2002 года. ОАО «ЮТК» стало одной из семи компаний связи России, объединенных по федеральным округам. В структуру телекоммуникационного холдинга входят 13 филиалов операторов ЮФО — «Электросвязь Республики Адыгея», «Связьинформ Астраханской области», «Волгоградэлектросвязь», «КабБалктелеком», «Электросвязь Республики Калмыкия», «Карачаево-Черкесскэлектросвязь», «Кубаньэлектросвязь», «Ростовэлектросвязь», «Севосетинэлектросвязь», «Электросвязь» Ставропольского края», «Югтаксофон», а также Центр новых технологий и учебно-производственный центр.

В августе 2002 года ФКЦБ России зарегистрирован выпуск дополнительных акций и облигаций ОАО «Южная телекоммуникационная компания», размещаемых путем конвертации в них ценных бумаг присоединенных обществ. Международное кредитное агентство Standart & Poor’s присвоило акционерному обществу «ЮТК» долгосрочный и краткосрочный рейтинг ССС+ (стабильный в местной и иностранной валюте).

В результате объединения образовалась новая, экономически мощная компания, сопоставимая по масштабам деятельности с ведущими зарубежными телекоммуникационными корпорациями, которая сможет реализовать проекты, направленные на создание единого инфокоммуникационного пространства региона, а также привлечь инвестиции, необходимые для развития средств связи. Надо отметить, что финансовые потоки, направленные на развитие инфокоммуникаций, пожалуй, как ни в какой другой отрасли, быстро окупаются и приносят высокую прибыль.

— Какие современные услуги и сервисы предлагает клиентам ваша компания?

— ОАО «ЮТК» является основным поставщиком услуг связи в южном регионе. Наравне с традиционными услугами связи компания успешно предоставляет новые сервисы, и их объем за последний год значительно вырос.

ОАО «ЮТК» предлагает своим клиентам широкий спектр услуг коммутируемого и выделенного доступа в сеть Интернет, который базируется на основе протоколов V.35 (до 2 Мбит/с) и оборудовании xDSL (до 8 Мбит/с).

Кроме того, возможен коммутируемый доступ для ISDN-абонентов. Отмечу, что ОАО «Южная телекоммуникационная компания» первой в России построила сеть на базе протокола IP, используя MPLS-технологию. При помощи этой технологии предоставляются услуги VPN (виртуальной частной сети) на территории Краснодарского края с гарантией качества обслуживания — QoS (Quality of Service). Сегодня многие наши клиенты пользуются такими услугами, как IP-телефония, интеллектуальная сеть, сервисная телефонная карта (СТК), голосовой почтовый ящик и факсимильная почта, видеотелефония. В Краснодаре уже почти все абоненты подключены к цифровым АТС.

В перспективе наши клиенты получат возможность внесения платы за все услуги, предлагаемые компанией, при помощи универсальной карты оплаты.

— Как вы считаете, не отразится ли пагубным образом отсутствие конкурентов на качестве предоставляемых услуг связи?

— Сказать, что у нас нет конкурентов, было бы не совсем верно. За последнее время в регионе сформировалась конкурентная среда с большим количеством независимых операторов, самостоятельно определяющих ценовую и производственную политику. Мы с ними успешно конкурируем и стремимся к оптимальному соотношению цены и качества. Одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность компании, является построение эффективной системы управления, позволяющей своевременно реагировать на изменение внутренних и внешних условий, вести активную работу по совершенствованию системы управления качеством.

— Сейчас усилия всех операторов связи будут сосредоточены на реализации ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 годы». Готова ли ваша компания к реализации этой программы?

— Для реализации программы предоставления доступа к сети Интернет образовательным и государственным учреждениям необходимо использовать в первую очередь технические возможности объединенной компании. В Ставропольском крае уже запущен проект ЕГСУПД («Единая государственная система управления и передачи данных»). Кроме того, подготовлена программа «Интернет — в школы» в Краснодаре, а также план совместного построения с представителями краевой налоговой инспекции единой сети передачи информации налоговых органов России.

— Насколько велика значимость работы ЮТК на юге России, на ваш взгляд? Каковы социальные аспекты деятельности компании?

— Для Южного федерального округа телекоммуникационная отрасль может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития региона. Южный округ занимает важное геополитическое положение и благодаря развитому производственно-промышленному комплексу, курортам и транспортным коридорам имеет огромный экономический потенциал. Естественно, что место телекоммуникационной отрасли, которая с учетом специфики региона является стратегической, нельзя недооценивать.

Развитие телекоммуникаций придает экономике новый импульс для движения вперед, позволяет создавать дополнительные рабочие места в высокотехнологичных отраслях промышленности и сфере услуг, увеличивать объем производства и продажи информационных продуктов, повышать их конкурентоспособность. В конечном счете это увеличит налоговые поступления, а следовательно, и повысит благосостояние жителей региона.

— Владимир Лукич, пожалуйста, расскажите о сотрудниках ЮТК: позволяет ли квалификация персонала осваивать новые, перспективные направления?

— Кадровую политику в сегодняшних условиях я ставлю на первый план. Если правильно решены задачи подбора, расстановки и обучения персонала, то можно грамотно строить и техническую политику компании, что, в свою очередь, приведет к повышению ее доходности. Взаимосвязь здесь прямая и четкая. У нас есть хороший Учебно-коммерческий центр телекоммуникаций и информатики, получивший высокий статус — он стал филиалом ОАО «ЮТК». На его базе в Краснодаре создан первый в России сервисный центр одной из словенских компаний. Ежегодно в учебном центре повышают свою квалификацию с отрывом от производства более 1,5 тыс. человек. Теперь УКЦ совместно с Кубанским государственным университетом готовит специалистов уже для всего региона.

Также сотрудники компании проходят стажировку за рубежом. В результате проводимой кадровой стратегии ОАО «ЮТК» занимает второе место среди операторов электросвязи России по кадровому потенциалу.

— Предусмотрены ли в компании изменения управленческой структуры, приведение ее в соответствие с современными требованиями?

— Наша задача состоит в том, чтобы каждый год увеличивать как доходы от новых услуг, так и их долю от общей выручки. К 2005 году мы должны выйти по данному показателю на уровень 20%. Это серьезная задача, которую можно решить только усилиями сплоченного коллектива профессионалов. Поэтому помимо подготовки и повышения квалификации рядовых сотрудников мы запланировали переподготовку топ-менеджеров компании по двухгодичной программе, переподготовку менеджеров высшего звена по курсу МВА, которую мы начали в октябре этого года.

— Чего вы ждете от компании в ближайшее время, какие задачи ставите перед собой и коллективом?

— Одна из важнейших задач, вставших после объединения операторов электросвязи юга России, — организация единого инфокоммуникационного пространства региона. Необходимо также добиться более высокого положения в рейтинге всех объединенных компаний. Сейчас внедрена автоматизированная система бухгалтерского и управленческого учета, ведется создание информационного хранилища данных с взаимоувязанными системами производственных процессов. Продолжается работа по унификации не только технологических подходов и решений в масштабах округа, но и типов внедряемого оборудования.

В ходе разработки планов перспективного развития мы учитывали как вопросы реорганизации холдинга, так и предстоящее вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, а также осуществление программы «Электронная Россия». Совместно с партнерами ОАО «ЮТК» предстоит построить корпоративную сеть передачи данных предприятий округа и обеспечить необходимый уровень услуг для предоставления доступа к сети на юге России. Другими словами, мы создадим современное информационное пространство: единое и эффективное.