Мэр должен быть политической доминантой в системе местного самоуправления


Валерий МУРЗАКОВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Когалым называют жемчужиной Западной Сибири. Причем дали это название не местные жители, а приезжие журналисты, которые, попав сюда впервые, бывают буквально ошеломлены увиденным. В Когалым они ездили и ездят до сих пор для того, чтобы убедиться самим и убедить своих читателей, зрителей и слушателей, что даже в сложнейших экономических условиях пореформенной России можно, оказывается, строить, жить и отдыхать вполне нормально.

Первое, о чем спрашивают дотошные гости: «Как, скажите на милость, вы смогли добиться всего этого? Ведь многие регионы страны тоже богатые, там тоже есть умные головы и работящие руки». И тогда приходится мэру Когалыма Георгию Михайловичу Кирадиеву в который раз объяснять, что чуда никакого нет, а есть только одно, заложенное в свое время отцами-основателями Когалыма, незыблемое правило: в городе должно быть сделано все, чтобы его жители были не только обеспечены хорошим, добротным жильем, но и такими же качественными объектами социально-культурного назначения и жизнеобеспечения.

Спрашивают мэра и о том, кто же построил такую красоту. Тот же храмовый комплекс, сделанный в псковско-новгородском стиле, на освещение которого приезжал глава Русской Православной церкви Алексий II; ледовый Дворец спорта «Айсберг»; школу искусств. В этой школе, как с гордостью рассказывал мне ее директор Николай Велижанин, неоднократно выступал Владимир Спиваков, высказавший замечательную мысль о том, что, именно отсюда, из таких городов Западной Сибири, как Когалым, должна возрождаться в России истинно музыкальная культура и музыкальный вкус…

На все эти вопросы Георгий Кирадиев неизменно отвечает, что для города нет разницы, кто и сколько вложил в строительство и создание городской инфраструктуры. Администрация Когалыма и нефтяники, составляющие градообразующее ядро города, всегда и все делали вместе. Хотя, добавляет мэр, не надо забывать и то, что значительную часть объектов нефтяники построили и подарили городу безвозмездно. Один из таких подарков — рябиновый бульвар, ставший любимейшим местом отдыха когалымчан.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12«Мы, — продолжает мой собеседник, — не только вместе строили и благоустраивали наш город, но совместно решали и решаем все городские проблемы. Мы никогда не делили власть, не доказывали друг другу, кто же из нас главнее и важнее, составляя единое целое, тандем, обеспечивающий в городе торжество государственной власти и умелого, крепкого хозяйственного менеджмента. Кроме того, нас всегда и во всем поддерживал губернатор и правительство округа».

В этом, на мой взгляд, и кроется успех регионов и муниципальных образований, работающих по такому же принципу. Именно здесь и надо искать рациональное зерно предстоящей реформы местного самоуправления.

Безусловно, муниципальная реформа давно назрела. И ее, конечно же, надо проводить. Но настораживает другое. Настораживает, как я выяснил для себя из разговора с главой Когалыма, поспешность и шумиха вокруг нее. У всех на виду и на слуху жилищно-коммунальная реформа, чьи итоги хорошо известны и в ходе которой уже слетела не одна муниципальная головушка. Поэтому, говорит мой собеседник, сначала надо все как следует взвесить и продумать.

А то ведь может получиться и так: наделили тебя, допустим, соответствующей властью, расписали лучше некуда полномочия, определили твою территорию, а денег подо все это не дали. Мол, добывай где и как хочешь. И помни, что ты — хозяин, что помощи тебе ждать неоткуда, тем более от федерального центра и региона.

Все. Приехали. Остался ты один на один со своими проблемами и избирателями, которым, оказывается, надо жилье, у кого-то из них прохудилась крыша в доме, кому-то требуется устроить ребенка в садик и так далее, и тому подобное. А тут еще коммуналка, благоустройство и тысяча других проблем, составляющих нашу каждодневную жизнь. Словом, крутись, глава муниципального образования, проявляй свою извечную русскую смекалку, вари кашу из топора.

Кстати, можно будет и не крутиться. И все потому, что в законопроекте по реформе местного самоуправления мэра предлагается не избирать всенародным голосованием, а брать на работу по найму, на контрактной основе. Так сказать, в качестве управленца, не более того. Стало быть, никакого единоначалия, никакой ответственности, ведь за тебя отвечает нанявший тебя представительный орган. Не получилось ничего — ну и бог с ним! Пойду искать себе другое место работы.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12У Георгия Михайловича есть собственный взгляд на данную проблему. В его основе — богатый личный опыт. «В большинстве случаев, — говорит он, — если не во всех, мне, да и другим главам муниципальных образований, приходилось принимать решения самостоятельно, на свой страх и риск, балансируя между возможным и невозможным. Если мэр будет назначаться, наниматься представительным органом, то не превратится ли он из политической доминанты в местном самоуправлении в обыкновенного технического исполнителя воли избирателя, причем не всех горожан, а нескольких десятков законодателей?»

И вот что еще мне удалось почерпнуть из беседы с Георгием Кирадиевым. Реформирование местного самоуправления должно идти в ногу с реформированием социально-экономических отношений. Если мы всему миру объявили, что наша экономика стала рыночной, то государство обязано сделать все необходимое, чтобы рынок властвовал повсеместно, без исключения.

На практике же нередко бывает по-другому. Так, например, даже благополучный Когалым испытывает на себе последствия введения ряда небезызвестных глав Налогового кодекса: бюджет города значительно сократился, теперь его хватает только на обеспечение социально-защищенных статей. О новом строительстве и речи не идет.

Но и это еще не все. Как выяснилось, в результате проводимых реформ в богатейшем Ханты-Мансийском автономном округе еще вчера самодостаточные города, такие, как Когалым, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие «нефтяные кормильцы» России, стали дотационными. Получается, богатые беднеют, а бедные тихо и чинно выстраиваются в очередь к кассе федеральной казны, исправно пополняемой субъектами-донорами, которых, в свою очередь, становится с каждым годом все меньше и меньше. Вот и выходит, что не так уж и сладок хлеб у глав муниципальных образований…