Бизнес с российской спецификой


Елена БОЛОТОВА, Елена СВИРКОВА

Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: «Предпринимать — решиться исполнить какое-нибудь новое дело, приступать к совершению чего-либо значимого. Предприимчивый — способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дело этого рода. Предприимчивость — свойство, качество и способность эта». Роберт Хизрич, создатель современной теории предпринимательства, предлагает такую трактовку: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Елена БОЛОТОВА, консультант компании «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги»

Елена СВИРКОВА, ассистент консультанта компании «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги», axima@comail.ru

Другими словами, предпринимательство можно рассматривать не только как создание нового дела, бизнеса, но и как процесс постоянного совершенствования уже действующего предприятия. На различных этапах развития компании осуществляют предпринимательство как во внешней среде — создавая новый товар, используя новый маркетинговый ход, привлекая новых потребителей — так и во внутренней — совершенствуя управление и бизнес-процессы. Например, изменение старой технологии производства или введение новой способно помочь предприятию во много раз снизить себестоимость и соответственно увеличить прибыль. Естественно, что выгода эта временная — пока конкуренты не сделают то же самое. Поэтому кто был более предприимчив и успел первым, тот и оказывается в выигрыше.

Предпринимательство в России существует и будет существовать как явление до тех пор, пока работает энергия социального развития. Ведь постоянно возникают новые идеи, проекты… Да, нужны люди, которые, обладая рядом исключительных качеств, сначала эти идеи породят (уловив социальную потребность), а потом смело предъявят миру. Это с одной стороны. А с другой — нам, консультантам, приходится сталкиваться с многочисленными особенностями российской действительности.

Главная проблема, являющаяся у нас в стране камнем преткновения, — неумение трезво рассчитывать выгоды и риски инициативы, что связано с отсутствием в России глубокой рыночной культуры.

Еще один немаловажный момент. Те, кто способен порождать новое, зачастую не обладают качествами, необходимыми для воплощения задуманного. Как правило, это люди творческие, с сильно развитой интуицией, энергичные, но не всегда организованные. Однако в России склонность к риску, некоторая эксцентричность, бесшабашность являются предметом скрытого восхищения. Хорошо, если рядом с «генератором идей» есть люди, умеющие «нудно» и последовательно «встраивать» эти идеи в существующий мир.

Кроме того, нередко отсутствие необходимого объема профессиональных знаний и навыков. Мы знакомы с одним американским бизнесменом, уже несколько лет успешно работающим в России. Прежде чем решиться на этот отчаянный, по его выражению, шаг, он поступил в бизнес-школу в США и окончил ее. Однако профессора, его обучавшие, сказали, что у него пока недостаточно способностей и знаний для самостоятельного ведения бизнеса. Тогда он прошел еще несколько курсов. И лишь когда получил подтверждение своей квалификации, открыл собственное дело в Америке, а затем и в нашей стране.

Не будем утверждать, что все западные предприниматели столь настойчивы, но существующая там бизнес-культура предполагает обязательное обучение предпринимательству в том или ином виде. В последнее время и у нас постепенно приходят к пониманию, что специальное образование необходимо для успешного предпринимательства. Развитие рынка требует повышения уровня менеджмента, и без специальных знаний становится все труднее.

Другая сложность заключается в следующем: среда постоянно меняется, то, что актуально сегодня, завтра окажется безнадежно устаревшим. Мы встречали довольно успешных в прошлом предпринимателей, ныне испытывающих значительные трудности. Почему? Потому, что они не дали себе труда отслеживать и анализировать изменение тенденций и веяний. Они чересчур увлеклись решением текущих задач.

Не менее серьезная проблема — угасание предпринимательства по мере роста компании. Чем меньше предприятие, тем больше там предпринимательского духа и инноваций. Когда же оно переходит в разряд крупных, увеличивается доля «политики». То есть начинают действовать отличные от типичного предпринимательства мотивы.