“Как повяжешь галстук, береги его…”


Георгий МИХАЙЛЕЦ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10Давным-давно, а точнее, в середине XVII века в тридевятом царстве тридесятом государстве, а вернее, во Франции жил-был славный, а может, и не очень славный король. Имя же его вошло в историю потому, что он подарил миру галстук.

Так начинается один из множества рассказов, за давностью лет ставших чуть ли не легендами, о знаковом символе современной цивилизации — галстуке. Якобы во время военного парада 25-летний Людовик XIV был потрясен не столько выправкой и доблестью маршировавших перед ним войск, сколько яркими шейными платками, являющимися частью униформы хорватского конного полка. Именно этот король ввел галстуки в европейскую моду и даже дал им имя, созвучное с немецким словом «хорват».

Однако на самом деле Людовик XIV, вероятно сам того не подозревая, просто реанимировал галстук, потому что за полторы тысячи лет до знаменательного военного парада такие же шейные платки носили римские легионеры. И хотя прадеды современного галстука тогда назывались совершенно иначе — фокалес, то есть «узелки», глядя на рисунки и скульптуры, дошедшие до наших дней, мы можем убедиться в их явно «родственных отношениях»: на шеях римских воинов видны вполне знакомые очертания будущего галстука. Безусловно, римские галстуки не имели ничего общего с модой и украшательством. Эти платки воины носили в чисто практических целях: чтобы защитить шею от холода, зноя и трения жестких доспехов. После распада великой империи многие римские традиции и обычаи, включая ношение шейных платков, унаследовали румыны, а от них фокалес перешли к хорватам, чей конный полк в свое время и сразил наповал молодого Людовика ХIV.

Но и древнеримские фокалес нельзя считать первыми в мире галстуками. В 70-х годах XX века в Китае сделано сенсационное археологическое открытие: неподалеку от древней столицы при рытье колодца крестьяне нашли статуи воинов из армии императора Ши Хуан Ци, правившего около 220 года до нашей эры. Они прекрасно сохранились, и точно так же прекрасно сохранились аналоги галстуков, повязанные вокруг шей древних китайских воинов. В истории разных стран и народов существует множество доказательств того, что предшественники галстука были весьма популярны с самых давних времен, но нельзя не признать величайшую заслугу Людовика XIV в том, что и в начале XXI века мы носим галстуки.

«Королю-солнцу» настолько понравилось это украшение, что он тут же назначил себе личного «галстучного», в обязанности которого входила забота о королевских шейных платках. Людовик XIV несколькими указами сделал галстук знаком принадлежности к дворянству. Придворные кутюрье разрабатывали новые фасоны шейных платков, лучшие кружевницы придумывали для них специальное кружево, а знаменитые французские белошвейки вышивали их поистине фантастическими узорами. Как всегда, и здесь не обошлось без прекрасной дамы. Одна из фавориток короля, герцогиня Луиза де Лавальер, то ли во время любовной игры, то ли просто забавляясь с шейным платком, научилась завязывать его особым способом — в виде пышной бабочки с развевающимися длинными концами. Так возник бант лавальер, в модифицированном виде не вышедший из моды и по сей день. Разумеется, он претерпел со временем существенные изменения. Современный лавальер продается уже завязанным в аккуратный небольшой узел и имеет широкие ко-роткие концы, которые элегантно драпируются.

«НОВОМУ ВРЕМЕНИ — НОВЫЕ ГАЛСТУКИ!»

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10Следующая эпоха в истории развития галстуков наступила через 100 лет, и, разумеется, случилось это снова во Франции, являющейся, как известно, законодательницей мод. А где же еще? Ведь во Франции мода не исчезала даже во времена кровавых войн и разрушительных революций. Великая французская революция рубила не только головы с плеч, но и шейные платки с шей. Исчезали старомодные галстучные узлы. Исчез кокетливый бант лавальер. Один из лозунгов революции — «Новому времени — новые галстуки!» Так появился революционный шейный платок анкруайабл, то есть «невероятный», драпируемый от груди до самого подбородка и искусно завязанный несколькими сложными узлами. В столичных европейских городах конца XVIII — начала XIX века возникла новая престижная и высоко оплачиваемая профессия — учитель по завязыванию галстуков.

Великое изобретение не скрыть — и вскоре «невероятный» галстук пересек Ла-Манш. В Англии эти огромные шейные платки получили название «салфеточная мода». Основателем британской галстучной эпохи стал легендарный «галстучный лорд» — Джордж Брайан Браммель, прославленный наперсник принца-регента Георга и признанный родоначальник английских денди. Он эпатировал публику мыслимыми и немыслимыми шейными платками и сто одним способом их завязывания, и в итоге чопорные британцы не устояли. Лорд придумывал все новые и новые шейные украшения, пока не умер в 1840 году. Но дело его продолжало жить и успешно развиваться в кругах британских денди. Галстуки шили из шелка, шерсти, атласа, с разнообразнейшими узорами и без них. В Европе издавались учебники по завязыванию галстуков, в числе их авторов был неимоверный модник и щеголь Оноре де Бальзак. Великий французский романист так и не сумел стать лучшим учителем по галстучному делу, но одно его высказывание по этому поводу вошло в века: «Мужчина стоит того же, что и его галстук».

К середине XIX века в Англию пришла мода на отложные воротнички, и именно тогда появился длинный цветной галстук — прототип современного. В те времена он был очень популярен в морской и спортивной среде, а потому и названия получил соответствующие: регат или four-in-hand (спортивный термин, обозначающий управление четверкой лошадей). Богема продолжала носить романтический лавальер, но мужественный и лаконичный регат постепенно завоевывал все более прочные позиции. Говорят, что его придумал один молодой яхтсмен. Не желая тратить время перед соревнованием на мучительное завязывание галстука, он просто разрезал его сзади и пришил на месте разреза петлю и пуговицу, которых не было видно из-под воротничка рубашки. Между прочим, практичный регат по сей день является частью военной униформы во многих странах мира.

Вскоре подошло время пластрона — платка, который завязывался узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой. Его британский вариант — эскот, получивший свое имя по названию знаменитого виндзорского ипподрома.

Боже, каких только галстуков не носили тогдашние модники! Знаменитый лорд Байрон ввел моду на свободно завязанные и не стягивающие горло платки, они так и назывались — а-ля Байрон. Кстати, эти галстуки обожал Александр Пушкин. Пылкие художественные натуры оставались верны лавальеру. «Трагические» черные галстуки надевали не только в дни похорон и траура, но и как скорбный символ неразделенной любви, а белоснежные считались уместны либо на дипломатических приемах высокого уровня, либо на балах, но ни в коем случае не с пиджаком: белому галстуку соответствовали лишь фрак или смокинг. После одной печально завершившейся парижской дуэли по поводу оскорбления владельца алого галстука модным стал ярко-красный цвет. Галстук «Вальтер Скотт», названный в честь английского писателя, шился из клетчатой ткани, подобно клетчатым одеждам его героев-шотландцев. Были и ярко-лимонные галстуки, их носили любители эпатажа.

Шло время. Мужской костюм становился все менее вычурным, что, безусловно, влияло на форму и цвет галстуков, делая их более сдержанными и лаконичными. Темп жизни стремительно возрастал. Мужчины уже не могли позволить себе часами простаивать перед зеркалом, завязывая затейливые узлы. Им некогда было читать учебники Бальзака и прочих мэтров галстучного дела. Сама жизнь требовала перемен. Галстук нуждался в великой революции — и она наступила в 1924 году, когда американский бизнесмен Джесс Лангсдорф придумал и запатентовал «идеальный галстук», который и по сей день шьется из трех частей, скроенных по косой. Именно он вытеснил практически все остальные модели.

ЧТО ФРАНЦУЗУ ЛАВАЛЬЕР, ТО РУССКОМУ ФОФОЧКА

В Россию галстук пришел с Запада, и у нас ему на первых порах пришлось несладко. Большую роль в «русификации» галстуков сыграл Петр I. Он изучал западную моду не столько на балах и приемах, сколько на верфях и шхунах, поэтому галстук в России ведет свой род скорее от демократичного шейного платка голландского матроса, чем от кружевного придворного банта. Россия отчаянно сопротивлялась подобному новшеству, но Петр I настаивал, применял репрессивные меры, карал не меньше, чем за бороду, — и униженные бояре, сбрив бороды, надели и шейные платки. Причем поначалу возникла жуткая путаница. Россияне никак не могли отличить шейный платок от носового, который тоже был для них в диковинку, и великий царь был вынужден издать специальное пояснение о том, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Русское купечество не признавало галстуки еще и потому, что придерживалось в одежде традиционного русского стиля, к которому эта элегантная деталь костюма совершенно не подходила. Короче, Россия галстук невзлюбила. Недаром на Руси он получил такое количество презрительных имен: и гаврилка, и удавка, и петелька, и змеюка, и даже фофочка.

Ревнители православного благочестия видели в галстуке символ еретической моды, легкомысленное западничество и даже богоотступничество, объясняя свою неприязнь следующим образом. Пояс, являющийся непременным атрибутом старовера, условно разделяет бренное тело человека на две половины: нижнюю, грешно-плотскую, и верхнюю, светло-духовную. Галстук же делит его в совершенно иной пропорции: к нижней, приземленной части отходят не только гениталии, но и сердце, а подобное деление постыдно и греховно. Так ли это — не нам судить, но галстук, тем не менее, постепенно завоевывал бескрайние российские просторы, украшая шеи российских щеголей, которым и дела не было до богобоязненных взглядов староверов.

Так продолжалось вплоть до 1917 года. Революция заклеймила галстук как буржуазный пережиток, сделав исключение только для его пионерской разновидности. Но тут подоспел нэп, и галстук опять «легализовали». В 60-х годах в моду вошло уникальное приспособление. Галстуком тот предмет назвать просто неловко, однако мы носили это Нечто — из непонятного материала, невнятного цвета, с вечным узлом, на резиночке, а для особого шика еще и со впаянным бутылочным стеклом вместо галстучной булавки. Правда, нет худа без добра: цена такого «шедевра» была вполне посильной — от рубля до полутора. Может, именно здесь кроется причина того печального обстоятельства, что мы так и не научились по-настоящему любить галстук, относимся к нему, как бояре петровских времен, и продолжаем снимать его вечером через голову, чтобы, не дай бог, не повредить узел…

ГАЛСТУК И ДЖИНСЫ

В каком же порядке джентльмен покупает одежду? Этот порядок вечен, потому что верен. Костюм, галстук, рубашка — и никак иначе! Правда, история знает несколько случаев, когда сей магический ритуал нарушался. Например, герцог Виндзорский, подаривший имя галстучному виндзорскому узлу, как-то раз получил романтический подарок от… не будем называть имен, скажем, не от жены. Это был очень затейливый, красивый галстук, который не подходил ни к одному из многочисленных его костюмов. Тогда он сшил несколько костюмов и рубашек, соответствующих презенту по стилю и цвету, а кроме того, приобрел подходящие именно к нему обувь, шляпу, трость и пальто. Герцог планировал еще купить гармонирующих с галстуком лошадей, но так и не смог найти нужной масти. Подобный вариант, безусловно, тоже возможен. Недаром знаменитая маркиза де Помпадур сшила шикарное платье, а к нему подбитый мехом плащ к найденной ею в парке… красивой пуговице!

Однако стандартный порядок — это все же костюм, галстук, рубашка. Стилевое и цветовое решение при покупке костюма и рубашки в достаточной степени регламентировано направлением моды и функциональным предназначением, но выбор галстука позволяет в полной мере проявиться нашей индивидуальности. Нет, разумеется, в данном вопросе тоже существуют ограничения, но степень свободы значительно выше. А ведь настоящему мужчине необходимо ощущать определенную степень свободы при принятии решений, даже если они касаются выбора одежды.

Галстуков надо иметь много, гораздо больше, чем костюмов и рубашек, причем обязательно хорошего качества — а его видно невооруженным глазом. Правильный галстук должен быть сшит из правильного, а значит, натурального материала. Правильный галстук должен быть сшит правильным, а значит, ручным способом. Правильный галстук должен стоить правильных, а значит, немалых денег. Обойдется такой галстук в сумму от 50 до 150. Он, конечно, может стоить и 300, и 500, и даже многие тысячи долларов, особенно если расшит платиновой нитью и бриллиантами (подобные экземпляры действительно существуют!), поскольку, как известно, нет пределов для совершенства, но здесь уже явный перебор, а вот галстук дешевле 30—40, пользуясь той же терминологией, — явный недобор. Дешевый галстук на весь белый свет вопиет о своей дешевизне, и в этом случае лучше достичь качества за счет количества. Так или иначе, одной из основных его функций является создание образа успешного человека, а следовательно экономить на нем просто бессмысленно.

Некоторые полагают, что галстук принято носить лишь с деловыми костюмами, но это неверно. Он может прекрасно сочетаться и с демократичной по своему характеру одеждой. Кстати, многие ненавистники деловых костюмов именно таким образом выходят из положения, надевая в офис джинсы, джинсовую рубашку и спортивный пиджак с простым лаконичным галстуком. В подобном сочетании есть и свой шарм, и определенный шарм, и дань официальному стилю одежды, принятому в большинстве офисов.

Сейчас цвет, рисунок, форма галстука выбираются по двум критериям: вкус и чувство меры; четких правил, как таковых, нет. Интересно, что выбор галстука ярчайшим образом характеризует его владельца, и особенное внимание в этом вопросе психологи уделяют даже не расцветке, а длине. Считается, что застенчивый человек оставляет галстук слишком коротким, а самоуверенный — чересчур длинным. В действительности же истина, как водится, лежит посередине. Вообще же при правильном завязывании его конец должен касаться верхней части или середины поясного ремня. Развязывать галстук следует каждый день — метод «вынимания головы из петли» быстро калечит даже самый качественный галстук. По статистике, в гардеробе преуспевающего западного бизнесмена имеется около 100 (!) галстуков. Признанными законодателями моды в данной области являются Hugo Boss, Windsor, Ermano, Otto Kern, Duke, Joop. Своей несравненной цветовой палитрой знамениты Ben Barton, Jacques Ploenes, Guy Laroche. Галстуки этих фирм насчитывают до 60—80 различных цветовых оттенков в одном изделии.

90 СПОСОБОВ МУЖСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10По способу завязывания галстуки разделяются на регат, бабочку и самовяз. Регат, как уже говорилось, имеет готовый узел фабричного производства. Бабочка надевается в торжественных случаях. Наиболее распространенный вариант — самовяз, и уже название этого типа галстука указывает на основную проблему наших с ним взаимоотношений: завязывать его придется самому.

Но как? Галстучных узлов великое множество, и каждый из них способен многое сказать о своем владельце. Законодатели галстучной моды полагают, что настоящий мужчина должен знать по меньшей мере десять основных типов узлов. Наиболее элементарный — вышеупомянутый four-in-hand. Это легкий, демократичный узел, его быстро освоит любой новичок галстучного мира. Самый универсальный, а потому и самый популярный — half windsor, половинный виндзор, прекрасно подходящий для традиционных галстуков. Он тоже завязывается довольно просто, и, немного потренировавшись, можно обходиться даже без зеркала. Добавив еще один виток со стороны правого уголка воротника, получим элегантный windsor. Его нетрудно узнать по характерной треугольной форме, причем наиболее популярен он в среде дипломатов. Узел christensen имеет множество названий. Мы привыкли его называть квадратным, двойным или итальянским. Он идеально подходит для высоких воротничков и шерстяных галстуков из зимних коллекций. Процесс его завязывания начинается как у half windsor, но завершается двойным витком спереди. Существуют еще и новый узел, американский узел, фристайл, нью-классик, скрещенный узел, диагональный узел — всего и не перечислишь. Но эти узлы — для эстетов. Они имеют особые приемы завязывания и подходят к определенному типу воротника и определенному материалу галстука.

Однако вот что интересно: оказывается, галстучные узлы изобретают до сих пор! Например, в 1989 году «Нью-Йорк таймс» организовала торжественную презентацию нового узла, изобретенного неким Праттом. А не так давно в лаборатории Кавендиша Кембриджского университета был выпущен труд «Математическая модель галстучных узлов», в котором ученые Томас Финк и Йонг Мао описали шесть новых способов завязывания галстука, а всего они насчитали около 90 способов!

Для тех, кто носит галстук скорее по обязанности, чем ради удовольствия, существует два основных типа узла. Это деление значительно более прозаично, но, тем не менее, приведем и его. Первый — крупный объемный узел при укороченной длине галстука, применяемый для широких и, как правило, пестрых галстуков. Он подходит крупным мужчинам с широким лицом и мощной шеей. Второй тип — тоненький аккуратный узелок на удлиненном галстуке. Его рекомендуют для нешироких галстуков и в основном худым мужчинам.