У региональных вузов формируются современные подходы к образованию


Анатолий ГАВРИКОВ

Президент (ректор) Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ) профессор Анатолий Гавриков поделился с нашим журналом соображениями о развитии этого университетского комплекса.

— Анатолий Леонидович, НовГУ появился в 1993 году и сразу заявил о себе как об учебном заведении нового времени, хотя бы потому, что в него вошли разноплановые вузы. Почему возникла идея создания единого университета? И еще читателям было бы интересно узнать, почему ваш вуз носит имя Ярослава Мудрого?

— Целью создания НовГУ было объединение разнообразного опыта обучения специалистов путем проведения фундаментальных научных исследований и подготовки на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования, по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений.

В состав университета вошли новгородские педагогический и политехнический институты, позже — сельскохозяйственная академия. До этого три вуза различной ведомственной принадлежности развивались совершенно независимо друг от друга, в некоторых направлениях непродуктивно конкурируя между собой. То же самое относилось и к системе средних специальных учебных заведений и ПТУ, связанных примерно с десятью ведомствами. Более того, различные образовательные учреждения одних и тех же министерств, но подчиненные разным главкам, часто находились в отношениях, близких к конфронтации. Местные же органы управления образованием до последнего времени могли оказывать лишь очень слабое воздействие на образовательные учреждения федерального подчинения.

Учитывая сложности первых пореформенных лет, совершенно реальной представлялась перспектива углубления деградации реального сектора экономики Новгородского региона, его социальных институтов, включая систему образования. В этой ситуации постепенно должны были деградировать, все больше и больше приобретая черты провинциализма, и три ведущих отраслевых вуза. Создание Новгородского государственного университета воспрепятствовало такому развитию событий.

Постановлению Правительства РФ об организации НовГУ предшествовала кропотливая многолетняя работа над концепцией нового вуза, которая сейчас успешно воплощается в жизнь. Согласно этой концепции, в Новгороде, относительно небольшом областном центре России, государственный университет (университетский комплекс) должен стать базовым центром образования на всех его уровнях, а также центром науки и культуры в регионе, проводником политики в области повышения качества профессионального образования, а деятельность университета — важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития региона.

В работе над концепцией университета пришлось углубиться в историю и ответить на вопрос: возможно ли создать в Новгороде серьезный и авторитетный университет, есть ли здесь культурно-исторические предпосылки, традиции образования? Ответ оказался утвердительным. Начало просвещения Новгородской земли было положено князем Ярославом Мудрым, открывшим в XI веке первые школы для обучения детей новгородцев. В берестяных грамотах и других исторических документах находим свидетельства развития образования в Новгороде. Это и Греко-славянское училище братьев Лихудов начала XVIII века, и духовная семинария. Идея же присвоения университету имени Ярослава Мудрого принадлежит знаменитому российскому археологу академику Валентину Янину. Случилось это в 1994 году, после того как руководимая Валентином Лаврентьевичем экспедиция нашла личную печать Ярослава Мудрого.

— Сегодня все больше говорится о фундаментализации образования. В современных условиях без серьезных знаний в области фундаментальных наук (естественных, математических, гуманитарных, социально-экономических) даже самый «глубокий» специалист быстро утратит свою квалификацию. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то что было сделано в НовГУ для фундаментализации образования?

— Для представителя научно-образовательной системы подобное утверждение — аксиома. Не случайно целью интеграции отраслевых вузов в нашем случае было создание университета классического типа, а значит, формирование университетских кафедр фундаментальных направлений (химия, биология, теоретическая и математическая физика, философия, филология, экономическая теория, юриспруденция и др.), переход на университетские учебные планы с созданием условий их реализации. Активно устанавливались научные и академические связи с признанными профессиональными школами Московского и Санкт-Петербургского университетов, были приглашены на постоянную работу доктора наук, профессора, в других университетах для нас велась подготовка аспирантов, кандидатов и докторов наук. Таким образом сформировались собственные научные школы разных фундаментальных направлений.

В НовГУ работают десять диссертационных советов, в основном докторских. Ежегодно на базе университета проводятся десятки научных конференций, симпозиумов, семинаров. Нашими сотрудниками ведутся и прикладные исследования — в области микроэлектроники, информационных технологий, машиностроения, экологии, прикладной экономики. Это особенно важно с учетом того, что в сфере прикладных разработок быстрее находятся заказчики.

Новгородский университет в концептуальном и практическом плане сделал серьезный шаг к тому, чтобы стать университетом гуманитарно-техническим. Большой проблемой было научить специалистов разных профилей общаться друг с другом, находить базу для научных, профессиональных дискуссий. С первых же месяцев существования НовГУ на нашем собственном факультете повышения квалификации прошли переподготовку в области гуманитарных, психолого-педагогических наук практически все преподаватели естественнонаучных и технических кафедр. И наоборот, гуманитариев активно готовили в области информационных технологий.

Реализована концепция информатизации вуза, в рамках которой проведена информатизация процесса обучения, научных исследований, процессов управления вузом; создана современная телекоммуникационная и информационная среда и организационная структура обеспечения процесса информатизации; университет оснащен техническими средствами информатизации; осуществлена информационная интеграция университета в мировую вузовскую систему. Главным результатом работ является создание мощной университетской телекоммуникационной инфраструктуры, ставшей основой для региональной сети образования, науки, культуры и здравоохранения.

— В идее создания региональных университетских комплексов заложена и их социальная миссия?

— Безусловно. Социальная роль университета предполагает приобщение молодежи к жизни общества, социальную опеку, формирование у молодого поколения нравственных, общечеловеческих ценностей, приобщение к культурным ценностям страны, а также расширение культурного наследия общества с помощью научных исследований, социальных проектов, подготовки интеллектуально-элитных профессиональных кадров региона.

Важнейшим фактором выхода России из затянувшегося социально-экономического кризиса является способность и готовность населения к модернизации экономики, демократизации общественной жизни и преодолению многих профессиональных и бытовых стереотипов. При этом технологические и социальные инновации должны осуществляться, не разрушая глубинных народных традиций, не унижая достоинства людей, по разным причинам оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Исходя из этого, региональные университеты, действующие, как наш университетский комплекс, осознавшие свою роль, социальную и гражданскую ответственность за социум в регионе, должны будут искать пути и возможности для создания обучающего сообщества и активизации работы по многим направлениям. Среди них — повышение квалификации и переподготовка кадров, научно-методическое сопровождение внутрифирменного обучения, образование взрослых, в том числе на селе, а также обучение лиц с ограниченными физическими возможностями, образование мигрантов, развертывание форм и видов открытого образования и широкого применения информационных технологий.

— Социальные функции вуз осуществляет еще и за счет научно-исследовательской работы. Известно, что НовГУ — крупный научный центр. Какие исследования ведут сотрудники университета, какие потребности Новгородского региона они восполняют с помощью своих научных разработок ?

— Отличительной особенностью НовГУ является комплексный характер проведения исследований в широком спектре областей. Это группа образовательных и психологических проблем: концептуальное и программно-методическое обеспечение непрерывного образования, разработка так называемых акмеологических технологий обучения; изучение проблем качества подготовки специалистов; исследования в области психофизиологии и общей психологии, психологического обеспечения подготовки специалистов, конструирования образовательного процесса, дидактики высшей школы и социологии образования. Кроме того, группа исторических, культурологических и философских проблем: изучение различных аспектов российской истории и археологии, фольклора, фразеологии и диалектологии, этнокультурологии, философии и аксиологии культуры, проблем возрождения культурного наследия, народных традиций и ремесел малых и средних городов России. Большое значение имеет экономическая группа исследовательских проблем, прежде всего анализ проблем экономики и управления в переходный период.

Много внимания уделяем технической проблематике: изучению информационных систем и сетевых технологий; разработке алгоритмов вычислительных устройств и систем обработки информации; проектированию и разработке оптико-электронных устройств; разработке технологии полупроводниковых, диэлектрических и магнитных материалов и приборов на их основе; проблемам сертификации услуг на автомобильном транспорте, строительных конструкций и материалов. Также следует отметить группу исследований аграрных и экологических проблем: это вопросы повышения эффективности агропромышленного комплекса, разработки мероприятий по оздоровлению экологической обстановки региона. А в медицинской сфере университетские ученые активно занимаются прежде всего созданием технических систем раннего прогнозирования заболеваний.

Особо отмечу, что важнейшим направлением деятельности университетских исследователей является выработка научных основ концепции социально-экономического развития Новгородского региона.

— К социальной роли вузов можно отнести и расширение межнациональных связей, развитие диалога различных национальных культур. Как развиваются ваши межрегионаьне и международные связи?

— Если говорить о российских вузах, то вне территории Новгородской области университет поддерживает контакты с университетами — членами Евразийской ассоциации университетов, вузами Санкт-Петербурга и северо-запада России. Наиболее активно строятся отношения с санкт-петербургскими университетами: государственным, электротехническим и государственным педагогическим. В проектах, посвященных различным аспектам региональной политики, наш университет сотрудничает с Тверским и Петрозаводским государственными университетами.

Интенсивно развиваются наши международные связи. Активно работаем на основе долгосрочных договоров с почти двумя десятками иностранных вузов, а также с зарубежными правительственными, неправительственными и общественными организациями.

— Университетский комплекс — явление для нашей страны новое. В то же время это сложная многоуровневая организация, и единых стандартов для ее функционирования и управления ею не существует. Расскажите, пожалуйста, подробнее об организационной системе НовГУ.

— В состав университета входят четыре института (гуманитарный; непрерывного педагогического образования; медицинского образования; экономики и управления), академия сельского хозяйства и природных ресурсов, четыре общеуниверситетских факультета (физико-технический; математики и информатики; инженерно-технологический; архитектуры, искусств и строительства), Самарский филиал университета, Боровичский филиал, пять колледжей (экономики и права; педагогический; медицинский; политехнический; Старорусский многопрофильный — на правах филиала), факультет повышения квалификации, фундаментальная библиотека, научно-исследовательский центр, центр новых информационных технологий, университетский интернет-центр, издательско-полиграфический центр, опытно-конструкторское бюро «Омега», опытно-экспериментальный завод. А также газета «Новгородский университет», научный журнал «Вестник Новгородского университета», литературно-публицистический журнал «Чело», центр творческой интеллигенции, центр культуры и досуга, телевизионное творческое объединение «Университет» и другие тематические лаборатории и центры, профилакторий, базы отдыха студентов и сотрудников.

В соответствии с уставом НовГУ непосредственное руководство университетом осуществляет президент (ректор) университета. Часть полномочий переданы проректорам по учебной работе, научно-производственной работе, информатизации, международной деятельности и связям с общественностью, административно-хозяйственной работе.

В структуре Новгородского университета созданы специальные подразделения для осуществления оперативного управления деятельностью по группам постоянно решаемых задач и выполняемых функций. Эти управления поддерживают инфраструктуру университета на основе единых согласованных подходов и принципов.

На штатной основе работают более тысячи преподавателей, среди них — 14% докторов наук, профессоров. Всего преподавателей с учеными степенями и званиями — более 60%. Необходимо отметить положительную динамику в увеличении числа преподавателей с более высокими учеными степенями и званиями: за 5 лет их число возросло с 93 до 151, а кандидатов наук, доцентов — с 440 до 501. За это время 29 преподавателей защитили докторские диссертации и 165 — кандидатские. К преподаванию привлечены действительные члены и члены-корреспонденты РАМН, заслуженные деятели науки, заслуженные работники высшей школы, просвещения, культуры и других сфер, лауреаты Государственных премий. Многие преподаватели и сотрудники университета награждены различными орденами и медалями, нагрудными знаками почетных работников высшего профессионального образования.

— Сегодня все говорят о введении единого экзамена как части реформы системы высшего и среднего образования. Нам было бы интересно узнать ваше отношение к этому вопросу. Согласны ли вы с теми, кто опасается, что платное образование и единый экзамен могут искусственно ограничить число поступающих в вузы? Эксперимент по введению единого экзамена проходит в нескольких регионах России, и в вашем в том числе. Готов ли НовГУ к этому?

— Я убежден, что обществу, стране сегодня необходим объективный срез уровня знаний по единой шкале и при независимой экспертизе. Образование личности только частично является результатом обучения в учебном заведении, и обществу чрезвычайно важно знать, каков потенциал каждого нового поколения. Вместе с тем масштабы России, ее многонациональность и многоукладность требуют выравнивания регионов по образовательному уровню, чтобы, в свою очередь, обеспечить равные возможности экономического развития и выравнивание уровня жизни населения. Таким образом, напрашивается вывод о целесообразности введения единой по всей стране итоговой государственной аттестации выпускников школ. А когда они становятся абитуриентами вузов, им необходимо предоставить возможность примерить себя к требованиям и условиям любого вуза.

В Новгородской области ответственны за проведение единого экзамена Комитет образования области и Новгородский университет. За более чем пятилетний период накоплен солидный организационно-технологический опыт испытаний в тестовой форме. Это и централизованное тестирование, и вступительные экзамены по многим специальностям, репетиционное тестирование всех желающих школьников и, наконец, аттестационное тестирование школ области. Подготовлены кадры экспертов, переподготовлены университетские и школьные преподаватели. Создана весьма разветвленная, мощная информационно-технологическая база университета, способная принять и эти дополнительные потоки экзаменационных оценок. Думаю, эксперимент у нас пройдет успешно.

— Головной болью для многих вузов стала аттестация. Известно, что в 2002 году ваш университетский комплекс прошел полную аттестацию. Как НовГУ готовился к этому? Какие результаты вы получили?

— Я занимался организацией подготовки уже трех государственных аттестаций нашего вуза (один раз еще в политехническом институте и дважды уже в НовГУ), и всякий раз это была хорошо продуманная методически и длительная процедура самообследования. В итоге мы пришли к выводу о необходимости создания в университете единой системы контроля качества, обеспеченной нормативно, методически и организационно.

Комиссия по комплексной оценке отметила соответствие вуза требованиям и статусу университета, существенный рост многих показателей его развития и повторно лицензировала по более чем 200 образовательным профессиональным программам начального, среднего, высшего, дополнительного и последипломного образования. Проверка знаний студентов выявила большой процент хороших и отличных оценок.

— Университетский комплекс — это сложная структура, на содержание которой нужны значительные денежные средства. Как в НовГУ решается вопрос финансирования? Довольны ли вы государственной политикой в данной области?

— Новгородский университет — крупный хозяйственный комплекс с общим числом сотрудников и студентов более 27 тыс. человек, общей площадью более 170 тыс. кв. м, с многомиллионным по стоимости комплексом оборудования и транспортных средств. Годовой бюджет в прошлом, 2001 году составил свыше 250 млн. руб. При этом на долю федерального финансирования образования приходилось 49%, платных услуг — 17%, средств, поступивших от НИОКР, — 17%, средств от грантов — 5,5%, остальное — из менее значительных источников. Важно отметить появление проектов с финансированием со стороны представителей российского бизнеса. Блестящий пример — проект «Поколение.ru» Федерации интернет-образования, финансируемый нефтяной компанией «ЮКОС». Университетом создан мощный региональный центр, уже подготовивший более тысячи преподавателей информатики для школ, а также специалистов для городов и районов Новгородской области. Не остаются в стороне и крупные производители товаров и услуг, банковские структуры, поддерживающие университет поставками материалов, оборудования, оказывающие финансовую помощь.

Позитивной тенденцией последнего времени следует признать финансирование государством основной части коммунальных затрат, капитального ремонта и части прочих расходов. По государственным программам удается приобретать оборудование. Вместе с тем появились ограничения автономии и тех свобод, которых добивалась высшая школа, начиная с середины 80-х. Введенный налог на прибыль по внебюджетным средствам, отдельный учет внебюджетных средств, засчитывание их в покрытие бюджетных расходов и лишение ректора права на утверждение сметы расходов — все это существенно осложняет решение вопросов функционирования и развития вуза. Есть хороший принцип: «Не можешь дать денег — дай свободу». Ему и должно следовать государство.

— В последние годы создается впечатление, что самые значимые события в области отечественного образования происходят в регионах. И в то же время столичные вузы, даже самые именитые, поражают своей инертностью. С чем это связано, на ваш взгляд? Не возникнет ли через десять лет ситуация, когда престижнее будет учиться в каком-нибудь региональном университетском комплексе, нежели в прославленном столичном вузе?

— В силу того, что прежде не было региональной политики в смысле социокультурного самоопределения территорий, оценки собственного потенциала и возможностей развития, теперь, действительно, в субъектах Федерации демонстрируются инновационные подходы в управлении. Создаются мощные университетские комплексы, уровень региональных высших учебных заведений заметно растет.

Именно в таких вузах проводятся реформы системы образования, приближающие ее к требованиям современных условий рынка труда и продукции, здесь идет поиск новых форм сотрудничества вузов с научными центрами, государственными учреждениями, предприятиями, компаниями. Пример Новгородского региона интересен еще и тем, что в нем реализуется уже третья комплексная программа развития образования, с выделением приоритетов, определением ответственности органов управления, требований ко всем уровням образования и самим образовательным учреждениям.

А в крупных столичных центрах всегда были и более вольготные условия и очень широкий спектр возможностей. Это порой излишне успокаивает и расслабляет.