Экономические факультеты в неэкономических вузах – это неизбежное зло


Михаил ЭСКИНДАРОВ

Первый проректор по учебной работе Финансовой академии при Правительстве России доктор экономических наук, профессор Михаил Эскиндаров является признанным специалистом в области методики подготовки экономистов. Участвуя в работе нескольких учебно-методических объединений, которыми руководит Финансовая академия, он не понаслышке знает, каково состояние высшего экономического образования в России.

— Михаил Абдурахманович, как вы оцениваете нынешнее состояние подготовки экономистов в России?

— Если оценивать ситуацию в целом по стране, то она, безусловно, ухудшается с каждым годом. Это связано с тем, что огромное количество непрофильных вузов с некоторых пор готовят экономистов. Появились полуофициальные, методически незрелые учебные заведения, обещающие и якобы дающие высшее образование в сфере экономики. Кроме того, к сожалению, кадровый состав государственных экономических вузов слабо пополняется молодыми и талантливыми преподавателями из-за известных трудностей высшей школы.

Для решения проблем требуется жесткий контроль со стороны органов управления образованием за выдачей лицензий и аккредитацией вузов. Нужен независимый орган государственного надзора за образовательной деятельностью. Кроме того, необходимо сделать все, чтобы заново поднять авторитет учителя, педагога.

— Как проходили преобразования в сфере экономического образования в пореформенные годы? В какой мере нашему экономическому образованию пришлось адаптироваться к необходимости нового содержания обучения и рыночной его организации?

— Преобразования шли достаточно тяжело — по той простой причине, что фактически пришлось менять программы, учебные планы, методические рекомендации, учебники и учебные пособия по всем предметам. Учитывая отсутствие на первом этапе качественных учебников и учебных пособий, преподавателям и студентам пришлось трудно. Выручило то, что появилась возможность пройти стажировку в зарубежных учебных заведениях, получить иностранные материалы. Но ведущие экономические вузы достаточно быстро адаптировались к новым условиям.

— Как формировался новый «класс» профессорско-преподавательского состава, способный читать курсы по рыночной экономике?

— Вероятно, еще потребуется немало времени для окончательного решения проблемы его формирования. В вузах преподают в основном люди со стажем 20 и более лет. Их средний возраст приближается к 60-ти годам. Однако адаптировались, приноровились, переучились… Но далеко не все сложности преодолены.

Я сейчас говорю не только о нашей академии, сколько о всех экономических вузах страны: учитывая, что мы возглавляем учебно-методические объединения по четырем специальностям, я знаю ситуацию.

— Как вы оцениваете уровень подготовки и деятельность экономических факультетов в неэкономических вузах?

— Как неизбежное зло, связанное с реагированием на потребности рынка в кадрах экономистов. В вузах, где ранее были экономические факультеты, подготовка более или менее нормальная. А там, где формировали новые факультеты, чтобы выжить, ситуация совсем иная.

— Министерство образования сейчас ужесточает контроль за обучением по экономическим специальностям. Как вы оцениваете эти меры и какими вам видятся основные задачи этого контроля?

— Это справедливая акция, хотя и несколько запоздалая. Контроль со стороны государства в лице Минобразования должен быть ужесточен. Ведь на рынке труда огромное количество малограмотных экономистов.

— Какое место занимает Финансовая академия в системе экономического образования России, каким образом ей удалось в пореформенные годы стать лидером в этой сфере образования?

— Мы были лидером и до радикальных экономических преобразований, готовились к реформам тщательно оценивали потребности рынка. И оказались в выигрыше, сумели сохранить преимущество.

Лидерам всегда тяжелее. Они должны постоянно развиваться, совершенствоваться, иначе их обойдут. Лидерство в экономическом образовании удерживается за счет квалифицированных кадров, хорошей материально-технической базы, методического обеспечения учебного процесса.

Все 14 выпускающих кафедр Финансовой академии укомплектованы в основном докторами и кандидатами наук. Я занимаюсь учебным процессом в качестве проректора более 11 лет, и могу сказать, что за это время из преподавательского состава академию покинули по разным причинам единицы, а пришли десятки высококвалифицированных преподавателей, таких как профессора: Мельник М.В., Смитиенко Б.М., Гетьман В.Г., Федотова М.А., Миркин Я.М., Беляева И.Ю., Дрогобыцкий И.Н. и другие.

Наряду с опытными работниками академии, эти педагоги и создают условия для лидерства. Другие вузы, осуществляющие подготовку экономистов, с огромным удовольствием используют разработки ученых Финансовой академии, регулярно присылают своих представителей на конференции, проводимые ею. Свыше 500 вузов участвуют в работе ежегодной мартовской научно-методической конференции, проводимой академией.

Еще один показатель лидерства — востребованность выпускников. В течение первых месяцев они трудоустраиваются в крупнейших учреждениях финансово-банковской системы.

— Как происходило ваше становление в качестве ученого и администратора в Финансовой академии?

— Я прошел все ступени: студент, аспирант, преподаватель, заместитель декана факультета, начальник отдела кадров института, декан факультета международных экономических отношений, руководитель группы советских преподавателей в Аденском университете (Йемен), проректор, первый проректор по учебной работе.

Защитил кандидатскую диссертацию в начале 80-х годов и докторскую уже в начале нового века.

— Каков ваш стиль управления?

— Я бы сказал, единолично-коллективный. Там, где требуется принять решение срочно, не боюсь брать ответственность на себя. Но никогда не стесняюсь посоветоваться с коллегами.

— Расскажите о перспективных направлениях развития Финансовой академии.

— До сих пор мы развивались в пределах Москвы. В ближайшее время будем расширять региональное сотрудничество. А также увеличим роль академии в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих.