Агенты влияния


Георгий МИХАЙЛЕЦ

Франчайзинг — одна из наиболее распространенных во всем мире разновидностей организации бизнеса, однако до недавнего времени в России она была в новинку.

Юридической базой франчайзинга является договор, подписываемый франчайзером и покупателем франшизы. Будучи, по сути, обычным контрактом, франчайзинговый договор имеет и некоторые индивидуальные особенности. Так, в отличие от многих контрактов, заключаемых на краткий промежуток времени, он подписывается на весьма длительный срок. Важный момент: этот договор должен быть единым для всех франчайзи — в противном случае гарантировано недовольство тех, чьи условия окажутся менее выгодными. Франчайзинговый договор обычно включает определение интеллектуальной собственности франчайзера на торговый знак, ноу-хау, специальные дета-ли производственного процесса, торговые секреты и другую конфиденциальную информацию», — говорит Филипп Камардин, сотрудник адвокатской фирмы, в последние годы активно занимающийся правовым обеспечением франчайзинговых сетей. По его словам, не следует забывать о том, что любая франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзером, конкретным франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем, причем права и обязанности всех заинтересованных сторон должны найти четкое отражение в документе.

Франчайзинговые системы бывают весьма разнообразными. Они могут объединять производителя с производителем, производителя с оптовым или розничным торговцем, двух оптовых торговцев, оптового торговца с розничным. Международная франчайзинговая ассоциация выделяет 75 отраслей бизнеса, в которых успешно используется франчайзинг. Реклама и строительство, компьютеры и системы безопасности, продажа и сдача в аренду недвижимости, гостиничный и туристический бизнес, прачечные и химчистки, пункты автосервиса и рестораны, салоны красоты и ночные клубы — список можно продолжать еще долго.

«Интересно, что компания Pepsico активно использовала франчайзинг еще в СССР — при производстве столь популярной в советские годы пепси-колы. Однако считается, что в России первопроходцем франчайзинга является фирма Baskin Robbins, открывшая свои кафе-мороженое в Москве в 1994 году. С тех пор на российском рынке появилось немало компаний, использующих эту систему, — как международные гиганты вроде Pizza Hut, McDonald»s или KFC, так и отечественные предприятия, например ЛУКОЙЛ», — отмечает доцент СПбГУ Никита Комиссаров, специализирующийся на исследовании франчайзинга в России.

Франчайзинг очень хорошо зарекомендовал себя именно в странах с развивающимся рынком, поскольку компании предоставляется возможность стать владельцем независимого бизнеса под торговой маркой известной компании и получать от нее консультации и поддержку. Развитие франчайзинга в России позволит решить многие вопросы, стоящие перед предпринимателями, — такие, как овладение современными технологиями, финансирование, маркетинг, менеджмент, современные методы ведения бизнеса.

Но к сожалению, развитие франчайзинга в России идет не столь быстрыми темпами, как того бы хотелось. «Причин тому несколько, — отмечает Никита Комиссаров. — Во-первых, фактически отсутствуют приемлемые схемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, а стартовый капитал, как уже говорилось, необходим. Во-вторых, отсутствует государственная поддержка, без которой начинающему предпринимателю выжить очень непросто. Наконец, имеется ощутимая нехватка квалифицированных кадров».

Главное достоинство франчайзинга — возможность быстрого увеличения рынков сбыта и объема продаж, территориального расширения бизнеса, при низком уровне затрат на персонал и иных издержек, весьма существенный доход от продажи лицензии, сдачи в аренду недвижимости и оборудования. Бизнесмен же, покупающий франшизу, получает фактически готовое в маркетинговом плане предприятие при относительно небольших стартовых расходах, пользуется всеми плюсами раскрученного брэнда, имеет гарантированное снабжение.