Власти заботятся о чистых руках


Ирина СКЛЯРОВА

В мае в структурах законодательной и исполнительной власти появился ряд законопроектов, касающихся борьбы с коррупцией и воровством.

ЧИНОВНИКИ БУДУТ
ВЕСТИ СЕБЯ ПРИЛИЧНО

Госдума приняла в первом чтении проект кодекса поведения государственных служащих. Кодекс вводит понятие добросовестного служебного поведения и ответственность за его нарушение. Добросовестным, согласно кодексу, признается такое поведение, которое обеспечивает исполнение и соблюдение установленных обязанностей и позволяет избежать возникновения коррупционно опасных ситуаций.

Главная цель принятия кодекса — профилактика коррупции среди чиновников. Именно профилактика, а не пресечение: пресечение — сфера УК. Кодекс же поведения призван предотвратить ситуации, когда чиновники могут быть вольно или невольно спровоцированы на совершение действий, способных привести к коррупции. Несмотря на столь благие цели, критических замечаний в адрес документа высказано немало.

Крайне негативно на идею создания подобного кодекса отреагировало Правительство РФ. Оно считает, что этические нормы, которыми должны руководствоваться государственныме служащие, не следует регламентировать законодательными актами. В то же время Администрация президента к проекту документа отнеслась весьма позитивно.

Положения кодекса на первый взгляд выглядят утопично, однако аналогичные кодексы действуют во многих европейских странах. Европейский Совет министров в мае 2000 года утвердил рекомендации странам — членам Совета Европы принять модельный кодекс поведения госслужащих.

Российский проект кодекса поведения государственного служащего предусматривает, что до подписания трудового контракта чиновник будет обязан изучить свод правил, которыми ему впредь придется руководствоваться в своей повседневной трудовой деятельности. За нарушение норм кодекса предусмотрено наложение дисциплинарного или даже административного взыскания, вплоть до увольнения. По мнению разработчиков проекта, документ не будет сводом этических норм, поскольку он вводит ряд точных юридических понятий, восполняя тем самым законодательный пробел в сфере регулирования отношений, возникающих на государственной службе.

Кодекс должен ввести принципиально новое для российского законодательства понятие — «конфликт интересов». Данное понятие давно существует в законодательстве европейских стран и дает возможность во многих случаях предотвратить или установить факт коррупции. Конфликт интересов может возникать, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, влияющую на объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей. В законопроекте отмечается, что любое служебное поведение, когда чиновник действует (или бездействует) в условиях «столкновения интересов», коррупционно опасно. Кроме того, законопроект устанавливает запрет для госслужащих использовать принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами. Уволившийся чиновник не должен в течение определенного периода выступать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени государственной службы.

Весьма спорно внесение в кодекс таких положений, как вменение государственным служащим в обязанность сообщать начальству или уполномоченным органам о любых известных им нарушениях настоящего кодекса другими служащими, равно как и «сообщать компетентным государственным органам любые доказательства, утверждения или подозрения относительно незаконной или преступной деятельности в отношении государственной службы». Довольно странно в российской практике будет выглядеть и требование исполнения нормы кодекса о запрете чиновнику «давать преимущественный доступ» в свое госучреждение бывшим коллегам.

Кодекс поведения государственных служащих для России несколько опережает время. Однако главная задача законопроекта заключается именно в том, чтобы сформировать такое отношение к проблеме коррупции, при котором терпимость к ней в чиновничьей среде сменится непримиримостью.

С ВОРАМИ
СТАНУТ ПОСТУПАТЬ
БОЛЕЕ ГУМАННО

Депутаты приняли законопроект, вносящий поправки в статью 158 Уголовного кодекса РФ (воровство). Более половины всех заключенных, отбывающих наказание в российских тюрьмах, осуждены именно за это преступление. Как отмечал при рассмотрении поправок к кодексу член комитета Госдумы по законодательству Александр Баранников, каждый год в России регистрируется около 1,5 млн краж, однако часто наказание не вполне соответствует тяжести преступления, чересчур сурово.

Законопроект вводит дифференцированный подход к решению проблемы наказания за кражу. Предлагается выделить в отдельную статью кражи с проникновением в жилище, что будет предусматривать срок наказания до шести лет лишения свободы. Наказание за так называемые простые составы преступлений, предусмотренные этой статьей (без отягчающих обстоятельств), предлагается снизить до пяти лет лишения свободы.

Одобрив данные поправки, депутаты отметили, что в дальнейшем необходимо будет ввести в действие альтернативные меры наказания за кражи.

ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ — ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ

Совет Федерации одобрил законопроект о гражданстве Российской Федерации. Проект закона устанавливает основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством.

Что изменится в порядке приобретения гражданства по сравнению с нормами, определенными ныне действующими законами? Не предусматривается приобретение гражданства «в результате его признания» и «в порядке его регистрации».

Проект закона разделяет прием в гражданство на «прием в общем порядке» и «прием в упрощенном порядке». Будут установлены при приеме в гражданство РФ такие обязательные условия, как владение русским языком, наличие законных источников и средств к существованию, а также срок непрерывного проживания на территории РФ в течение пяти лет. Кроме того, документом расширяется перечень оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство. Законопроект учитывает положения Европейской конвенции о гражданстве.

ЗЕМЛЮ — В ОБОРОТ

В процессе принятия в Государственной думе находится законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Первоначально было представлено семь альтернативных законопроектов об обороте земель, однако по результатам рейтингового голосования прошел правительственный законопроект.

Если отстраниться от политической составляющей законопроекта, то суть документа — в закреплении де-юре оборота земель на всей территории страны, то есть того, что уже несколько лет существует де-факто. В 30 субъектах Федерации приняты и действуют свои земельные законы. Теперь все нормотворчество касательно земли объединится в рамочном федеральном законе. Закон закрепит право региональных властей на регулирование оборота сельскохозяйственных земель.

Региональные власти станут самостоятельно решать, сколько земли может находиться в собственности одного лица и аффилированных лиц, зарегистрированных на территории одного административного района. Дозволенный в данном случае размер владения будет устанавливаться законодательством субъекта Федерации в размере не менее 35% от площади сельхозугодий в данном районе. Таким образом, собственник земли должен как минимум иметь право на приобретение около трети всех угодий в одном районе. Тем самым, как считает правительство, создаются условия для развития крупного товарного производства.

Субъект Федерации сможет выкупать у собственников образовавшиеся сверхнормативные гектары по ценам, которые устанавливает правительство. Изъятие участка может производиться только по решению суда. Законопроектом предлагается упрощенный порядок определения земельной доли на местности.

Закон предписывает использовать сельскохозяйственные земли целевым образом, критерии же нецелевого характера работы на земле устанавливает правительство. В случае использования земель нецелевым образом участок может быть изъят у собственника принудительно, в судебном порядке.

Законопроект предусматривает порядок продажи и вывода доли собственника из общей собственности на земельный участок. Это касается в первую очередь нынешних крестьян, имеющих земельный пай в собственности бывших колхозов и совхозов, которые в начале 90-х годов были преобразованы в акционерные общества.

Собственник при продаже доли должен известить участников долевой собственности и, если в течение месяца заявок на покупку от них не поступит, он вправе продать свою долю третьему лицу.