Сто в одном


Иван ПЕТРОВ

Схождение, сближение, совмещение —все это варианты перевода слова «конвергенция». Cлово это не случайно приобрело такую популярность в последнее время, когда вокруг много говорят об IP-телефонии. Конвергенция, или мультисервисные сетевые технологии, — это интеграция данных, голоса и видео в единой сети, работающей под управлением протокола IP. IP-телефония является этапом перехода к полной конвергенции голоса, видео и данных. И в первую очередь процесс затрагивает корпоративный рынок.

IP-телефония переносит телефон — самый привычный и распространенный деловой инструмент — в мир Интернета. IP-телефон Cisco представляет собой небольшой компьютер со встроенным XML-браузером для выполнения различных XML-приложений. Таким образом, телефон становится материализованной мечтой руководителя, когда, нажав на одну кнопку, он может увидеть всю оперативную информацию, отследить критические параметры и отдать необходимые распоряжения. Ведь не секрет, что зачастую у топ-менеджера нет времени работать с компьютером, а телефоном он пользуется всегда, это его первейший рабочий инструмент. Сегодня существует обширный набор функций IP-телефонии: интеграция с электронной почтой, с корпоративным календарем, с системой управления заданиями. На заказ создаются системы взаимодействия с внутренними корпоративными порталами и бизнес-приложениями. В частности, менеджеру бывает необходимо отслеживать какие-то критические параметры и, если они превысили допустимые пределы, осуществлять срочные действия. IP-телефон является для этого просто великолепным инструментом. Скажем, если в банке один из рисковых показателей выходит за определенные границы на конец дня (например, плановые изменения активов и пассивов), то на экране IP-телефона руководителя управления появляется надпись: «Параметр превысил предел, нажмите такую-то кнопку, чтобы позвонить менеджеру, отвечающему за данный участок работы». Благодаря этому, существенно упрощается ежедневный оперативный менеджмент и облегчается работа с корпоративными приложениями.

На некоторых рабочих местах компьютер вовсе не требуется, вполне достаточно IP-телефона, позволяющего запускать простейшие приложения. В качестве примера может служить работа диспетчера на заводе или транспортном узле. Все, что ему нужно сделать, когда проезжает машина или происходит какое-либо технологическое событие, это ввести в телефонный аппарат соответствующий номер или подтвердить выполнение действия.

Даже если кратко перечислить приложения для IP-телефонов, список получится весьма внушительным. Однако главное заключается в том, что IP-телефон позволяет решать конкретные бизнес-задачи. Не случайно в конкурсе XML-приложений для IP-телефонов Cisco приз получило решение, предназначенное для организации гостиничного сервиса. IP-телефоны Cisco, установленные в номерах отелей, могут использоваться как информационно-справочный терминал для постояльцев, желающих, например, заказать в номер ужин из гостиничного ресторана или билет на самолет, и как терминал ввода информации в автоматизированную систему управления гостиничным хозяйством. Скажем, горничная может ввести через экранное меню телефона заявку на замену перегоревшей лампочки, вызов сантехника или сообщить, что номер готов к приему нового гостя. Это решение призвано повысить качество обслуживания клиентов за счет уникальной функциональности системы, увеличить доходы гостиницы за счет заказов, осуществляемых гостями непосредственно из номера, и сократить операционные расходы предприятия.

Применение IP-телефонии в бизнес-среде значительно упрощает процесс смены рабочего места или офиса. Внутри корпоративной IP-сети телефон подключается к другой розетке, и сеть сама идентифицирует его. Для территориально распределенных сетей с офисами в разных городах или странах Cisco Systems разработала систему Extension Mobility: после того как пользователь вводит свой pin-код, система «опознает» его и присваивает этому аппарату его телефонный номер, а также индивидуальные настройки и сервисы. В результате рабочее место становится мобильным в пределах сети, появляется возможность пользоваться «своим» телефоном и в Москве, и в Волгограде; при этом не следует забывать, что значительно сокращается стоимость междугородных разговоров.

Кроме того, ничто не мешает интегрировать IP-телефон в корпоративную систему управления: общаясь с ней, аппарат «ведет» расписание сотрудника и напоминает ему о запланированных встречах, важных звонках, оповещает о будущих мероприятиях. Задав определенную программу обработки входящих звонков, можно, например, составить список абонентов, для которых ваш телефон будет все время занят, или они смогут услышать только автоответчик, либо, наоборот, абонентов, которые всегда смогут дозвониться. Звонок таких абонентов будет перенаправляться на мобильный телефон или, в зависимости от времени суток, на домашний.

Таким образом, IP-телефония дает множество преимуществ — от сокращения расходов до повышения производительности труда. В частности, она позволяет создавать виртуальные центры обработки вызовов (call-центры), с их помощью удается более адресно и оперативно решать проблемы заказчиков. Благодаря упрощению сети происходит сокращение оперативных расходов, что приводит к быстрой окупаемости внедренной технологии.

Уже сегодня IP-телефония применяется во многих российских организациях и на предприятиях; она используется в сетях операторов связи и интернет-провайдеров, на заводах и в банках. Похоже, что буйное развитие этого рынка в скором времени приведет к полному исчезновению инфраструктуры и элементов традиционной телефонии. Процесс конвергенции голоса и данных еще только набирает обороты…

Процесс конвергенции среди 2000 крупнейших компаний мира