«У СИБИНТЕК есть уникальные разработки»


Игорь ВАСИЛИАДИС

Игорь Василиадис — первый вице-президент СИБИНТЕК. Он возглавляет направление этой компании, связанное с коммерцией и развитием бизнеса, а также отвечает за стратегическое развитие, продажи и продвижение услуг. Г-н Василиадис — один из признанных экспертов российского рынка информационных технологий, по итогам 2001 года включен в топ-лист «100 лучших IT-менеджеров России». О современном состоянии отечественного рынка информационных технологий, о разработках и перспективах СИБИНТЕК Игорь Валентинович беседует с редактором отдела информационных технологий журнала Наталией ЕРМОЛАЕВОЙ.

— Игорь Валентинович, расскажите, пожалуйста, о структуре СИБИНТЕК, о том, какие направления деятельности являются для нее стратегически важными?

— Если говорить о структуре нашей компании, уместно будет сделать небольшой исторический экскурс. Она развивалась стремительно и шла в своем становлении непростым путем. Компания создана в 1999 году ЮКОСом. Основной сферой ее деятельности являлось обеспечение потребностей этой нефтяной компании в информационных технологиях. Убедившись в результативности нашей работы, ЮКОС, в рамках программы реорганизации, отдал нам все свои IT-направления.

В дальнейшем мы развивались по пути присоединения других фирм, слияния с ними, что позволило СИБИНТЕК существенно изменить профессиональный состав сотрудников и сосредоточиться не только на задачах, которые ранее приходилось решать внутри корпорации, но и выработать ориентацию на свободный рынок.

В первую очередь мы постарались собрать те ресурсы, что есть на рынке и сформировать центры компетенции по различным областям деятельности, которыми занимается компания. Так постепенно и сформировалась структура СИБИНТЕК: многие направления деятельности проистекают из тех задач, которые профессионал решал раньше, другие создавались заново, исходя из требований рынка.

Если попытаться выделить основные структурные компоненты компании, то это прежде всего подразделения, занимающиеся сервисным обслуживанием клиентов. Крайне сложно выстроить такую модель информационно-технологического сервиса, чтобы в ней были учтены все потребности клиентов. Поэтому сервисными функциями занимается достаточно большое количество персонала, функции эти постоянно совершенствуются, приводятся в соответствие с новыми технологическими веяниями.

Еще одно стратегически важное направление развития компании — проектная деятельность. Разработка, внедрение проектов требует очень серьезной, внимательной работы с заказчиком, оказание содействия в переводе его потребностей на язык бизнес-процессов, без чего невозможно внедрение информационных систем. Отсюда — тесная связь проектной деятельности с консалтингом. Для грамотного ведения проектов необходим очень хороший фронт-офис, а также формирование некоего профайла компании, где будут учтены специфические требования к проекту.

Совершенно новая для нас сторона проектной деятельности — сопровождение проекта на стороне заказчика при внедрении систем, разработанных другими компаниями.

Кроме того, СИБИНТЕК имеет уникальные отношения с рядом производителей и поставщиков оборудования и программного обеспечения, телекоммуникационными, технологическими компаниями, что позволяет нам многосторонне и наиболее качественно обслуживать своих клиентов.

Мы стремимся к созданию такой структуры компании, которая позволит охватить практически все актуальные аспекты рынка информационных технологий.

— Реально ли создание универсального набора IT-услуг для клиентов, действительно включающего все известные сегодня сервисы?

— Разумеется, ни одна компания не в состоянии обеспечить весь спектр потребностей. Но у нас есть серьезное преимущество: наша компания очень хорошо освоила схему взаимодействия «заказчик — подрядчик». СИБИНТЕК уже сегодня выступает генеральным подрядчиком по ряду крупных проектов, действуя по аутсорсинговым схемам, — мы знаем рынок и знаем, кого привлекать к исполнению отдельных направлений работ, исходя из оптимальных цен и гарантированного качества. Таким образом экономятся деньги клиента, а это и есть самое важное.

— Вы сказали, что оказываете услугу сопровождения внедрения информационной системы на стороне заказчика.

— Да, такое сопровождение подразумевает работу непосредственно на стороне компании, внедряющей у себя ту или иную систему. Ведь подрядчик, осуществляющий внедрение системы, заинтересован в увеличении продолжительности и стоимости работ и умеет это красиво обосновать. Заказчику, не являющемуся специалистом, бывает сложно разобраться в предложении. Участие стороннего консультанта в управлении проектом позволяет при умелом подходе, знании особенностей системы и требований клиента сокращать общую стоимость проекта до 50%.

— То есть это своеобразный «антиконсалтинг» — вы сохраняете деньги заказчика, тогда как внедренцы систем и их консалтинговые группы стараются обосновать максимальную стоимость проекта для клиента?

— Да, можно сформулировать и таким образом. Компании, внедряющие те или иные системы, завышают их реальную стоимость в 2—3 раза, что и позволяет им существовать на этом рынке. Поэтому внедрение ERP, CRM-систем для крупных корпораций-заказчиков может обойтись в десятки миллионов долларов. Экономия значительной суммы при внедрении — жизненно важный вопрос для любой компании.

Возникает закономерный вопрос, не должен ли будет заказчик заплатить за сопровождение проекта такую сумму, что ему это будет невыгодно? Наш опыт показывает, что стоимость услуг СИБИНТЕК все равно позволяет компании-заказчику экономить значительные суммы. Сами же мы считаем продвижение такого сервиса очень перспективным, думаю, что он будет адекватно воспринят рынком.

— Расскажите, пожалуйста, о деятельности СИБИНТЕК как системного интегратора.

— У нашей компании есть существенные преимущества перед другими игроками рынка системной интеграции практически по каждому направлению такой деятельности. Учитывая, что мы относительно недавно на рынке системной интеграции и он достаточно жесткий, это очень важно.

Во-первых, у СИБИНТЕК прекрасно налажена работа с вендорами, что связано с огромными поставками, которые идут для наших крупных корпоративных клиентов. Мы получаем оборудование от ведущих производителей со значительными скидками. Во-вторых, мы уже сейчас имеем очень неплохой опыт построения сетей. Согласитесь, сеть из двух компьютеров и двух тысяч — совершенно разные задачи.

У СИБИНТЕК есть богатый опыт именно масштабирования решений на более крупные проекты, в том числе целые регионы. Думаю, не многие компании имеют подобный опыт. Такие проекты требуют больших людских ресурсов, а в нашей компании уже сегодня работает более двух тысяч человек, причем именно в регионах, решая все проблемы на местах. Еще одно достоинство — у СИБИНТЕК устойчивое финансовое положение и мы имеем возможность гибко подходить к вопросам ценообразования и условий платежа, предлагать за счет всех перечисленных возможностей цены существенно ниже, чем у конкурентов. Это и есть наша стратегия: за счет разумных цен выстроить клиентскую базу и отношения с заказчиками на долгосрочной основе.

— У СИБИНТЕК мощная сеть филиалов по России. Каким образом удалось построить такую обширную систему?

— Это связано с тем кругом задач, которые мы решали изначально. Компания на первых порах не была ориентирована на открытый рынок, нам приходилось создавать в регионах структуру под обеспечение проектов, реализуемых в рамках наших тогдашних задач. И именно положительный опыт воплощения в жизнь данных проектов позволил выйти на рынок. Ведь для того чтобы внедрить какое-нибудь решение в территориально-распределенной корпорации, надо обязательно работать с ее региональными подразделениями. Таким естественным порядком и сформировалась наша региональная структура. Сейчас у СИБИНТЕК 15 филиалов по России, создаются еще три.

— У вашей компании богатый опыт работы в области автоматизации производства и технологических процессов в нефтегазовой и нефтехимических отраслях. Расскажите об этом направлении деятельности СИБИНТЕК.

— Я придерживаюсь той точки зрения, что ничего принципиально нового в области автоматизации изобрести уже не удастся. У нас есть набор услуг и систем, стандартных или индивидуальных разработок, которые полностью описывают производственные процессы клиента. Рынок также предлагает определенный набор соответствующих продуктов для решения этих задач. Оптимальный путь заключается в разумном сочетании этих компонентов, учитывая конкретные нужды заказчика.

СИБИНТЕК имеет опыт внедрения практически всех ведущих систем и продуктов, представленных на рынке, обладает необходимыми возможностями для создания интерфейсов между этими системами. У компании есть свои возможности, которые закрывают ниши, не учтенные данными системами. Наше преимущество в том, что мы обладаем большим опытом решения соответствующих задач на всех уровнях: добыча, транспортировка, хранение, розничные продажи нефтепродуктов. Мы работаем на уровне АСУ, АСУ ТП и в то же время создаем корпоративные информационные системы. У нас есть продукты, которые заполняют специфические ниши при автоматизации предприятий именно нефтехимической отрасли, например ГИС-разработки, системы управления сетями АЗК. Такие наработки позволяют нам достаточно уверенно браться за ведение крупных проектов и в данных, и во многих других отраслях.

— Насколько я знаю, одно из направлений деятельности СИБИНТЕК — внедрение интегрированных систем управления документооборотом. Почему это направление является для вас приоритетным?

— Переход на электронный документооборот — заслуга Михаила Борисовича Ходорковского, это была полностью его «прорывная» идея: ввести подобную систему несколько лет назад в ЮКОСе. Нужно отметить, что любая информационно-технологическая система будет внедряться и впоследствии работать только в случае, если есть поддержка высшего руководящего звена, а еще лучше — собственников компании, заинтересованных в получении достоверной информации на всех уровнях управления, прозрачности работы всех структурных подразделений.

Ведь нововведения могут быть невыгодны на более низких уровнях управления и встречать скрытое сопротивление. Существует даже такой термин — «спонсор проекта», обозначающий топ-менеджера, заинтересованного в его внедрении внутри компании.

Итак, у СИБИНТЕК давний опыт перевода документооборота на электронную основу, мы и сами внутри компании работаем с подобной системой уже несколько лет. Нам удалось создать схемы управления информационными процессами, которые существенно повышают эффективность документооборота. Успешные наработки мы перенесли на проекты своих клиентов, реализуя в схемах автоматизации предприятия.

— Есть ли у вашей компании разработки в области автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

— Внедрение систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности — очень тонкая, можно сказать, интимная сфера. Нельзя не признать, что привлечение сторонних разработчиков создает для компании некоторые риски. Это обстоятельство играет определенную сдерживающую роль. Но имеет место и другое: большинство компаний осознает, что сегодня работать по «серым» финансовым схемам невыгодно.

Конечно, финансовые механизмы предприятия не могут действовать по абсолютно прозрачным технологиям, всегда присутствуют элементы налоговой оптимизации, специфические учетные инструменты. Но без достаточного уровня автоматизации управлять этими процессами сегодня уже нельзя. Руководство предприятия должно иметь механизмы сбора и анализа финансовой информации для того, чтобы принимать стратегические решения, регулировать кредитную политику, осуществлять планирование. СИБИНТЕК готов уже сегодня предложить отработанные финансовые системы, которые прекрасно зарекомендовали себя в течение последних лет и реализованы во многих клиентских компаниях.

— Сейчас среди разработчиков актуальна тема автоматизации сетей АЗС. Что вы предлагаете в этом направлении?

— Количество компаний, занимающихся торговлей нефтепродуктами, ограничено, тем не менее они стремятся увеличить прибыль, повышая уровень и количество сервисов на АЗС. Когда СИБИНТЕК подошел вплотную к таким разработкам, нам было непросто. На рынке уже действовало немало компаний, успешно автоматизирующих данную сферу. Нам пришлось находить и привлекать профессионалов, которые смогли достаточно быстро создать конкурентоспособный продукт.

Главное отличие наших продуктов — комплексный подход. Мы идем от автоматизации и внедрения систем на нефтебазах и полностью по всему циклу до кассовых аппаратов на бензоколонках. Естественно, эти продукты совмещены по интерфейсу, что дает клиентам дополнительный комфорт в работе. Наше решение «СИБИНТЕК-АЗС» является уникальной разработкой, не имеющей аналогов на рынке. Решение применимо на уровне отдельного автозаправочного комплекса (АЗК), куста АЗК, куста региональной сети АЗК и т. д. Владелец сети может остановиться на любом уровне. «СИБИНТЕК-АЗС» обладает такими уникальными свойствами, как геоинформационная подложка, встроенная система оптимизации поставок, аудио- и видеосопровождение.

— Каковы перспективы компании в ближайшем будущем?

— Мы будем продолжать работать в уже выбранных направлениях, стремиться создать мультисервисную компанию, отвечающую запросам современного рынка информационных технологий. Станем еще активнее развивать региональную сеть компании. Задач великое множество, нужно просто спокойно работать.