“По долгам надо платить”


Владимир МАУ

Руководитель Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ Владимир Мау поделился с журналом «БОСС» своими соображениями о сегодняшней ситуации в российской экономике.

— В последнее время все чаще раздаются голоса — экономистов, политиков, чиновников — о том, что в экономике страны не все так гладко, как это представлялось совсем недавно: инфляция вышла за прогнозируемые пределы, к налоговой реформе много вопросов. Реально ли стимулировать рост экономики?

— Бюджетная политика имеет самые разные действенные механизмы для стимулирования экономического роста. Однако использование некоторых мер может стать весьма опасным. Теоретически рост реально стимулировать двумя способами. Можно сделать ставку на увеличение бюджетного дефицита, но это приведет к крайне негативным последствиям. Существует и другой вариант: перераспределить и рационализировать бюджетные расходы. В бюджете заведомо заложены «лишние» деньги, их примерно 10 — 20%. Если их переместить в отрасли экономики, способные стать «точками роста», то таким путем стимулировать экономический рост вполне вероятно.

Другое дело, что прежде чем применять данный метод, необходимо сформулировать, в какие отрасли мы будем направлять деньги. Надо иметь гарантии, что эти деньги пойдут отраслям на пользу, не будут разворованы чиновниками и коррупционерами, не будут бессмысленно потрачены.

Стимулировать экономический рост вполне реально. Не следует забывать, что в экономике за прошедшие два года наблюдается экономический рост, невиданный в последние десятилетия. Это значит, что структурные реформы в России, в том числе и налоговая, все-таки дают результат. Вместе с тем наши финансовые рынки еще слабы, структурное реформирование в этой сфере пока не началось.

— Как Вы относитесь к появившейся недавно идее отказаться от выплаты некоторых внешних долгов?

— Признанные правительством долги платить нужно обязательно. Исключением может стать только ситуация дефолта, при котором возврат денег даже теоретически невозможен. Если же в обществе разворачивается дискуссия о том, что долги несправедливы и поэтому их не надо платить, что прежнее правительство использовало взятые кредиты нерационально, то это уже называется политическими играми.

Платить надо, даже если речь идет о МВФ и МБРР, которые обусловливали выдачу денег выполнением своих рекомендаций, оказавшихся впоследствии ошибочными.

Неверным было бы напрямую связывать выполнение обязательств по выплате долгов с состоянием экономического роста. Однозначной зависимости здесь нет. Ведь выплата долгов может оказаться для экономики благоприятным фактором, если рассматривать ее в роли инструмента для стерилизации избыточной денежной массы.

— Как необходимо действовать России в приближении 2003-го, «пикового» для выплат долга, года?

— Ни в коем случае нельзя ставить вопрос об одностороннем отказе от выплаты долга. Пока не упущено время, нужно успеть принять меры, способные «разрулить» ситуацию в пользу России. Не мешало бы возобновить прерванные ранее переговоры с кредиторами о возможности списания части советского долга. Нелишней может оказаться осторожная девальвация рубля: она должна способствовать повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя.

— Целесообразны ли новые заимствования?

— О новых заимствованиях станет возможно говорить только тогда, когда для этого появятся конкретные обоснования и будет сформулировано, для реализации каких экономических преобразований берется долг. В заимствованиях в принципе нет ничего предосудительного: все государства используют этот инструмент регулирования экономических процессов, в первую очередь для проведения денежно-кредитной политики в стране. Но России на данном этапе крайне нежелательны заимствования на покрытие бюджетного дефицита.

Недавно появились сведения о намерении Минфина досрочно выкупить российские долговые обязательства. Так это будет или не так, трудно сказать, однако идея имеет совершенно очевидное обоснование — сейчас у нас профицит бюджета, поэтому в досрочном выкупе нет ничего невозможного.