«Основное богатство академии — квалифицированные сотрудники»


Юрий ГУСЕВ

Юрий Васильевич Гусев — доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, действительный член Академии менеджмента образования и культуры

Новосибирская государственная академия экономики и управления – один из крупнейших вузов и научных центров Сибири. Ее выпускники успешно работают в промышленности, кредитных и финансовых организациях, бизнесе, органах государственного управления. Ректор НГАЭиУ Юрий Васильевич Гусев рассказал корреспонденту журнала «БОСС» об истории учебного заведения, новых учебных и научных разработках и дальнейших планах вуза.

— Юрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о деятельности Новосибирской государственной академии экономики и управления. Когда она была основана? Сколько у вас сейчас факультетов? Какие выпускающие кафедры работают в академии? По каким формам обучения ведется преподавание?

— Вуз в нынешнем виде был основан в 1967 году как Новосибирский институт народного хозяйства (НИНХ) — на базе Новосибирского филиала Всесоюзного заочного финансово-экономического института, функционировавшего с 1958 года. Но еще раньше, в ноябре 1929 года, в Новосибирске первую страницу вузов города открыл Сибирский институт народного хозяйства, который после ряда реорганизаций прекратил свое существование в конце 30-х годов. Так что историю свою мы ведем с 1967 года, но не забываем и что ей предшествовало.

В 1994 году по решению Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию институт получил статус академии. Сегодня в НГАЭиУ шесть институтов: менеджмента и коммерции; экономики, учета и статистики; международных отношений и права; заочного образования; дистанционного обучения; переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов. Кроме того, в академии функционируют центр довузовской подготовки и бизнес-колледж, у нее семь представительств и два филиала в городах Сибири.

Из 28 кафедр академии 20 — выпускающие, в том числе такие, как кафедра управления; банковского дела; финансов; бухгалтерского учета; аудита; антикризисного управления; психологии и психофизиологии; ценных бумаг; экономики и предпринимательства; гражданского и хозяйственного права; государственно-правовых наук; уголовно-правовых наук; международных отношений и ряд других. При этом обучение ведется по очной и заочной формам, существует также экстернат.

— А по каким направлениям ведется обучение в академии? Специалистов какого профиля вы выпускаете? В каких областях работают ваши выпускники?

— Академия предоставляет широкий выбор профессий по 4 направлениям бакалавриата (менеджмент, экономика, коммерция, статистика); 16 специальностям практически всего перечня экономического, управленческого профиля, юриспруденции и международных отношений; магистерским программам. Тем самым академия реализует многоуровневую систему высшего образования, а ее выпускники получают квалификацию экономиста, менеджера, экономиста-менеджера, психолога, юриста, информатика, специалиста в области международных отношений, регионоведа, специалиста коммерции, бакалавра и магистра по тем или иным направлениям подготовки. Это позволяет им работать практически во всех сферах деятельности — в промышленности, кредитных организациях, финансовых органах, бизнесе, в органах управления муниципалитета, субъектов Федерации, областного совета и в аппарате представителя президента в федеральном округе. Среди наших выпускников могу назвать Виктора Толоконского, губернатора Новосибирской области, Сергея Мартусевича, руководителя Контрольно-ревизионного Управления Минфина РФ по Новосибирской области, Владимира Шлеева, начальника управления Федерального казначейства Минфина РФ по Новосибирской области, Надежду Стрельцову, президента Новосибирского Внешторгбанка, Екатерину Жаботинскую, начальника Главного управления Центрального банка РФ по Новосибирской области, Владимира Камышина, руководителя государственной налоговой инспекции по Новосибирской области. Да всех наших выпускников-знаменитостей и не перечислить. Кстати, и я сам, и большинство проректоров НГАЭиУ закончили этот вуз.

— Известно, что за последние годы в академии проведены реформы в системе обучения и структуре подготовки специалистов. Чем это вызвано? Какие именно шаги были сделаны руководством?

— Я бы не стал пользоваться термином «реформа». Дело в том, что, избираясь в 1998 году на пост ректора, я предложил коллективу академии программу деятельности. Именно ее основные целевые установки и положены в основу реализованных за эти годы мероприятий.

А идеи на первый взгляд достаточно простые. Во-первых, не оказаться на задворках в условиях обострившейся конкуренции. Для этого необходимо обеспечить высокое качество образовательных услуг и широкий их спектр, имея высококвалифицированные преподавательские кадры, современное методическое обеспечение и хорошую материально-техническую базу. Во-вторых, завершить формирование системы непрерывной подготовки посредством создания условий преемственности образования. Ну и конечно, всем этим двигали здоровые амбиции нынешнего руководства вуза, стремящегося сохранить достигнутое и преумножить его в условиях, требующих квалифицированного управления, определяющего успех принимаемых решений.

Так, для обеспечения достойной оплаты труда работников академии был пересмотрен подход к формированию надтарифной части заработной платы из внебюджетных средств; повышены почасовые ставки; введены оплата разрабатываемого методического обеспечения дисциплин, система стимулирования творческой и научной активности преподавателей. Вуз взял на себя оплату издания монографий, командировок аспирантов, докторантов и соискателей. При этом фонд оплаты труда из внебюджетных средств с 1998 года возрос в 3,5 раза.

Академия активизировала свою деятельность в представительствах. С целью поддержания высокого имиджа и уровня подготовки студентов НГАЭиУ был создан институт дистанционного обучения, призванный реализовывать дистанционные технологии в образовании, в том числе в иногородних структурных подразделениях. В ближайшем будущем студенты получат методическое обеспечение на электронных носителях по всем дисциплинам профессионально-образовательных программ, имеющихся в представительствах и филиалах.

Вуз вырос и количественно. Контингент студентов увеличился в 2,5 раза и достиг 12 тыс. Открыто семь новых специальностей, что позволило увеличить число профилей подготовки до четырех. При этом в академии сохранился высокий конкурс, несмотря на обострившуюся конкуренцию в связи с открытием экономических и бизнес-факультетов в технических вузах и появлением негосударственных образовательных учреждений. Приведу пример. Конкурс на традиционные для нашего вуза специальности, такие, как финансы и кредит, бухучет, держится на прежнем уровне — около шести человек на место. Я уже не говорю о новых для академии специальностях, конкурс на многие из которых не бывает ниже шести—семи человек на место. При этом и качественный состав набора достаточно высок: ежегодно принимаем более 30% медалистов.

Значительное внимание уделяется социально-экономическому развитию академии, улучшению ее финансового состояния. В первые два года был проведен комплекс мероприятий по оптимизации энергообеспеченности вуза и энергосбережения. Реконструирована библиотека, введен в эксплуатацию новый читальный зал, студенты дополнительно получили четыре компьютерных класса и шесть аудиторий. Впрочем, можно перечислить еще немало шагов, сделанных в области совершенствования управления академией.

— Какой материально-технической базой располагает Новосибирская государственная академия экономики и управления?

— Вуз располагает тремя учебными корпусами и общежитием. Все здания построены в 70–80-х годах и сегодня подвергаются лишь ремонту и частичной реконструкции. Но в настоящее время мы приступили к завершающей стадии проектирования учебного корпуса на 9,5 тыс кв. м и надеемся начать поэтапную реализацию проекта уже в текущем году.

— Расскажите, пожалуйста, о профессорско-преподавательском составе академии. Привлекаете ли вы специалистов со стороны, из различных отраслей народного хозяйства?

— Бесспорно, квалифицированные профессорско-преподавательские кадры и сотрудники – это основное богатство и потенциал любого учебного заведения, а высокий профессионализм преподавателей экономического вуза в особенности ценен, поскольку их востребованность известна. За 35-летнюю историю в НГАЭиУ сформировался коллектив, способный решать современные задачи. Более половины наших преподавателей имеют ученые степени и звания, численность докторов наук с 1998 года выросла в 1,7 раза. Вместе с тем к проведению учебных занятий и научным исследованиям, а также к работе в диссертационных советах мы охотно приглашаем специалистов-практиков. В последнем случае тех из них, кто имеет ученые звания.

— Дает ли академия возможность получить послевузовское и дополнительное образование?

— Конечно, система непрерывного образования, о которой я говорил, включает и послевузовское, и дополнительное обучение. Дополнительное образование представлено факультетом переподготовки и повышения квалификации, реализующим программы обучения различной продолжительности практически по всему профилю академии (среди них президентская программа переподготовки по финансам и кредиту), а также центрами подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, подготовки антикризисных управляющих, подготовки участников рынка ценных бумаг, центрами по эколого-экономической оценке природных ресурсов.

Кроме того, в полной мере реализуется цепочка «аспирантура (докторантура) – диссертационный совет». Сегодня в аспирантуре обучается 161 человек (в 1998 году – 82 человека), в докторантуре – 7, которые имеют возможность защищать свои работы в докторских советах по специальностям «Экономика и управление народным хозяйством» (номер специальности — 08.00.05), «Финансы, денежное обращение и кредит» (08.00.10), «Бухгалтерский учет, статистика» (08.00.12) и «Социология управления» (22.00.08).

Кафедра иностранных языков пошла по пути дополнительного профессионального обучения и начиная с 1998 года предоставила студентам академии возможность получить одновременно с основной специальностью и специализацию «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций».

— Сотрудничает ли академия с университетскими и научными центрами США и Европы, а также с вузами других стран СНГ?

— В качестве яркого примера программ и проектов сотрудничества с зарубежными партнерами я бы назвал совместный научный проект со Школой общественного здравоохранения и медицинского обслуживания населения Университета Вашингтона (г. Сиэтл, США). В рамках этого проекта в Новосибирске и США была проведена серия международных семинаров, посвященных современным методам управления здравоохранением, а в результате выполнения проекта в НГАЭиУ открылась специализация «Менеджмент в здравоохранении».

Также упомяну проект IREX, в рамках которого на базе НГАЭиУ был создан ресурсный центр российско-американской программы сотрудничества в области менеджмента в здравоохранении; двухнедельный научно-методический семинар на базе учебно-методического центра по обучению, переподготовке и аттестации аудиторов университета г. Фламборо (Великобритания); сотрудничество с немецкой консалтинговой фирмой GOLDEX OET GmbH в части оказания консультационной помощи российским фирмам, реализующим инвестиционные и лизинговые проекты; совместный проект с Институтом социальных исследований (г. Гаага, Нидерланды) «Инновационные методы эффективного городского развития»; программу сотрудничества со Школой юриспруденции Национального университета Республики Монголия и институтом IREEDUI (г. Улан-Батор, Монголии); программу сотрудничества с участием в отдельных программах TACIS, IREX, INTAS и др.; научные и учебные стажировки за рубежом (за последние годы на различных научных и учебных стажировках в странах Европы и США побывало более 20 преподавателей и аспирантов академии).

— Обучаются ли в Вашем учебном заведении иностранные студенты?

— Да, обучаются. В основном это студенты и аспиранты из Китайской Народной Республики, Республики Монголии и Южной Кореи. Сегодня их в академии около 30 человек. Половина из них занимаются на курсах русского языка, а другие проходят подготовку по специальностям.

— Применяете ли вы в образовательном процессе современные информационные технологии?

— Безусловно, поскольку современные информационные технологии являются составляющей компонентой качества обучения и органично вплетаются в учебный процесс академии.

— Сотрудничает ли академия с различными финансовыми, банковскими и коммерческими структурами? И если да, то в каких формах идет это сотрудничество?

— Да, непременно. Во-первых, в учебной сфере можно назвать такие формы сотрудничества, как производственная практика студентов, руководство выпускными и дипломными работами, членство в государственных аттестационных комиссиях и т. п. Во-вторых, выполнение преподавателями и сотрудниками академии научно-исследовательских работ по заказу этих организаций, а также совместное участие в реализации грантов, в том числе международных. И третье направление — Высшая школа предпринимательства, представляющая собой образовательный модуль с мастер-классами. Занятия со студентами старших курсов будут проводить предприниматели, способные осуществлять подготовку кадров, а также преподаватели, знакомые со сферой бизнеса не понаслышке. Одна из методик этих занятиях — вовлечение слушателей в реальные, перспективные бизнес-проекты.

При таком подходе появятся специалисты, из которых можно формировать команды для сопровождения проектов от бизнес-идей до реализации. Иначе говоря, предполагается индивидуальная подготовка кадров для предпринимателей с непосредственным участием их самих. Идея, конечно, не нова. Наша же задача состоит как в поиске партнеров, заинтересованных в реализации бизнес-идей для своего развития и внедрения эффективной формы образования, так и в создании образовательной структуры.

— Помогает ли академия своим выпускникам в трудоустройстве?

— Проблема трудоустройства для выпускников нашей академии, я бы сказал, ложная. И вот почему. Немало студентов получают предложения от работодателей уже на стадии прохождения практики. Другие на старших курсах создают со своими единомышленниками фирмы, в которых получают первый практический опыт. Третьих устраивают родители или знакомые, а четвертые поступают в аспирантуру. Бывает и так, что работодатели обращаются непосредственно к директорам институтов с просьбой найти специалиста на вакантную должность. И список вариантов можно продолжить. Но очевидно одно — студенты НГАЭиУ имеют высокую степень адаптивности и, как правило, хорошую подготовку по специальности.

— Есть ли у Новосибирской государственной академии экономики и управления государственные заказы? С какими государственными структурами вы сотрудничаете?

— В настоящее время НГАЭиУ имеет договоры с администрациями субъектов Федерации о целевом приеме студентов на места, финансируемые из федерального или местного бюджета, на основании договоров определяются квоты приема по специальностям. Такие отношения установлены с Хакасией, Республикой Саха (Якутия), Бурятией, Республикой Алтай, Новосибирской областью.

— Некоторое время назад в академии появились новые специальности. Не могли бы Вы их назвать. Чем было обусловлено их введение? Планируется ли в ближайшее время обучение по другим новым специальностям?

— Действительно, за последние три года были получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по семи специальностям. В ряде случаев побудительным мотивом оказывался высокий потенциал кафедр. Так, логическим развитием кафедры экономической информатики стало открытие специальности «Прикладная информатика (в экономике и юриспруденции)», кафедры территориальной организации производительных сил — «Экономика и управление на предприятиях (природопользование)», а кафедры экономики труда — «Управление персоналом». Продолжением деятельности Центра подготовки антикризисных управляющих, активно функционирующего с 1998 года, стала специальность «Антикризисное управление».

Но есть и такие специальности, открытие которых связано с желанием и возможностью НГАЭиУ осуществлять подготовку на высоком уровне. Это «Психология», «Связи с общественностью», «Социально-культурный сервис». Это обусловлено подбором квалифицированных кадров и формированием лабораторной базы, являющихся одними из приоритетных направлений в развитии нашего вуза.

— Новосибирская государственная академия экономики и управления выступает инициатором проведения различных научных семинаров и конференций. Какие темы для вас приоритетны? Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких мероприятиях.

— Начну с того, что ежегодно в академии проводится научная сессия преподавателей по широкому спектру социальных, экономических и некоторых других проблем. Три года назад НГАЭиУ выступила инициатором регулярного проведения межрегиональной научно-практической конференции «Вузовская книга в Сибири: координация и планирование научного и информационно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе». Думаю, излишне комментировать необходимость и актуальность такого мероприятия.

В рамках тематических семинаров молодые ученые (в первую очередь аспиранты) совместно с руководителями научных школ периодически участвуют в совместном «мозговом штурме» по проблемным направлениям деятельности организаций. Такие научные коллективы, например, успешно работали над материалами секции «Промышленность» Международной научно-практической конференции «Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности».