«Мы сумели интегрировать науку, производство и сферу потребления»


Татьяна НОВОСЕЛОВА:

Генеральный директор Научно-производственной фирмы «Новь» Татьяна Новоселова стала бизнесменом во многом по необходимости. Желая продолжать научное направление, которым занималась в геологическом НИИ, вместе с коллегами она нашла перспективный вариант коммерческого использования цеолитов (продуктов минерального происхождения, обладающих свойством селективного ионного обмена). Под руководством ведущих российских ученых рядом научных учреждений и компанией «Новь» была создана технология получения стандартного образца активной составляющей цеолита, на основе которой изготавливаются биологически активные добавки к пище (БАД) и косметические средства. Эта работа получила широкое международное признание и позволила фирме «Новь» стать одним из лидеров российского рынка биологически активных добавок и косметических препаратов, о чем Татьяна Ивановна рассказала вице-президенту издательства Валентине ЖУКОВОЙ и главному редактору журнала Александру ПОЛЯНСКОМУ. (Фото Александра ТОКАРЕВА.)

— Татьяна Ивановна, в товарном знаке фирмы «Новь» присутствует эмблема Международного Красного Креста — этого мы не видели ни в одном товарном знаке аналогичных Вашей фирм.

— Российский комитет Красного Креста дал нам в 1996 году право использовать свою эмблему. Сегодня мы единственная компания, специализирующаяся на БАДах и косметических средствах, которая обладает таким правом. Это признание заслуг фирмы «Новь» в развитии новых технологий продукции оздоровительного питания. Наша добродетель нам зачлась.

Ведь «Новь» была первой в мире, получившей разрешение использовать уникальные свойства цеолитов с целью коррекции минерального обмена человеческого организма, профилактики и оздоровления населения. Нам было очень тяжело. Несмотря на то, что «камнеедение» — добавление минеральных составляющих в пищу для оздоровления организма — самобытно распространено во многих странах, официального разрешения на промышленное производство продукции с использованием цеолитов в мире не было, то есть аналогов не существовало. А наличие аналогов является одним из условий сертификации и регистрации производства.

В ряду биоактивных минералов, используемых человеком в различных целях, цеолитам принадлежит лидерство по совокупности полезных свойств: каталитические, сорбционные, ионообменные, молекулярно-ситовые… Микро-, макроэлементы в составе цеолитов являются одной из наиболее доступных форм для живого организма как человека, так и животных. Недаром даже при полном природном рационе животные обязательно употребляют достаточно большие количества цеолитов для восстановления минерального гомеостаза и сохранения своего здоровья. О феномене нормализации минерального обмена животных, практикующих литофагию («камнеедение») с помощью цеолитов, свидетельствуют многочисленные научные работы.

В последние десятилетия в России были проведены цикловые работы по изучению свойств различных минералов в рамках программ «Цеолиты России» и «Цеолиты Сибири». Огромное число трудов опубликовано в открытой печати, получены авторские свидетельства, патенты.

Тем не менее, давая нам разрешение на использование нашей разработки — «Литовита» в качестве биологически активной добавки, медицинские инстанции шли на большой риск. Поэтому сначала разрешение выдали на полгода, потом на год. А вы представляете себе, что такое открывать производственные цеха, не зная точно, можно будет выпускать продукцию через полгода или нет? В этом году мы отмечаем десятилетие фирмы «Новь», а в конце прошлого праздновали пятилетие промышленного производства БАД «Литовит». Предыдущая дата для меня, пожалуй, более значима, чем нынешняя.

Наряду с производственным у нас в компании развивается и исследовательско-консультационное направление. В структуре фирмы действует Центр оздоровительного питания и психофизиологической реабилитации, созданный совместно с Новосибирской государственной медицинской академией (НГМА). На базе него с января этого года работает Сибирский центр оздоровительного питания: он организован совместным решением Института питания РАМН, Сибирского отделения РАМН, НГМА и Ассоциации отечественных разработчиков и изготовителей биологически активных добавок к пище и специализированных продуктов питания с целью реализации «Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года». Этот центр возглавляет молодой ученый, кандидат медицинских наук Яков Новоселов — мой сын. Центр находится на хозрасчете и полностью окупается, несмотря на то, что консультации там недороги. Эксперты, должна заметить, внедряют методики здорового питания, включающие не только «Литовит», но и другие продукты специализированного питания и косметические средства.

— То есть рекламируете чужую продукцию?

— Просто мы продвигаем определенные методы, технологии, подходы к здоровому питанию организма. Фирма «Новь» никогда не продавала «Литовит» ради самой продажи. И всегда активно участвовала в формировании отношений с потребителями вместе с партнерами по реализации (у нас создана франчайзинговая сеть). Были аннулированы несколько крупных контрактов, когда мы узнали, что используются некорректные методы информационного сопровождения для улучшения коммерческих показателей.

— Мол, средство помогает от всех болезней, лечит рак?

— Вот-вот. Мы очень трепетно относимся к репутации продукции и фирмы. Я считаю, что западный сетевой маркетинг, который распространился у нас вместе с гербалайфом и другой иностранной продукцией, не очень соответствует российским условиям.

— Как, кстати, Вы оцениваете гербалайф?

— На мой взгляд, первые коктейли были весьма достойными и соответствовали обещаниям продавцов. Но потом номенклатура продуктов стала столь широкой, что трудно разобраться. Коммерческие соображения вышли на первый план.

— Какова сейчас ситуация на отечественном рынке пищевых добавок? Российских добавок все так же намного меньше, чем иностранных?

— Нет, сейчас положение выправляется. В прошлом году в реестре БАДов зарегистрировано около 2 тыс. БАДов. Сейчас готовится новая редакция реестра: я думаю, что количество российских БАДов будет еще больше, и это хорошо. Происходит это благодаря хорошим российским разработкам и пониманию того, что в Отечестве нужно пользоваться добавками, сделанными на нашем сырье, произрастающем в наших геохимических провинциях.

— А кто играл главенствующую роль в разработке «Литовита» — минералоги или медики?

— И те, и другие, но зачинателями были минералоги. Открытие свойств, разработка технологии приготовления стандартного состава и возможности применения природных цеолитов в питании явились открытием на стыке наук (геология, физика, медицина, биология и экология), как и многие другие крупнейшие открытия.

Долгое время российским и зарубежным ученым не удавалось найти способ очистки и обогащения природных цеолитов, позволяющий использовать их в пищевой и медицинской промышленности. Применять необработанные или некачественно очищенные природные цеолиты опасно — они могут содержать токсичные вещества, канцерогенные примеси, наконец, просто не обладать полезным эффектом. Однако в 1990—1995 годах такой способ был разработан и запатентован новосибирскими учеными и специалистами. С тех пор продукция на основе природных цеолитов получила широкое распространение. Работы по созданию БАД «Литовит» благословлял и фактически курировал российский ученый мирового уровня академик РАН Александр Леонидович Яншин.

Создание продукции осуществлялось в моем родном Сибирском НИИ геологии, геофизики и минерального сырья Министерства природных ресурсов РФ (в прошлом Министерства геологии СССР) с привлечением специалистов СО РАМН и ряда новосибирских медицинских учреждений. Большое значение в исследованиях по использованию цеолита в дерматологии и косметологии имеют работы специалистов Института последипломного образования врачей в Москве. Благодаря содружеству ученых, специалистов проведен полный цикл доклинических и клинических испытаний стандартной формы цеолитов. Работа выполнена с целью получения глубоких доказательных результатов по использованию цеолитосодержащей продукции в программах коррекции различных состояний человека, а также определения обязательных нормативных требований по подготовке стандартного состава. Дело в том, что субстанция иного состава может являться небезопасной при использовании в пищевой и медицинской промышленности. Выполненные работы позволяют с полной уверенностью рекомендовать использование «Литовита» по соответствующим назначениям.

БАД «Литовит» является регулятором всех обменных процессов посредством нормализации соотношения микро- и макроэлементов, что позволяет использовать его для стабилизации общего состояния организма.

— То есть профилактика?

— Вот именно. Он обладает свойствами селективного ионного обмена, уникальной способностью к избирательному обмену с организмом любыми микро-, макроэлементами, то есть элементы таблицы Менделеева, которых в организме не хватает, добавлять, а те, которых в избытке, забирать.

— Существует ли интерес к цеолитам за рубежом?

— Да, конечно. Сейчас активно работает международная ассоциация «Цеолиты». Есть информация, что в июне этого года планируется проведение конференции по проблеме цеолитов в США, под руководством НАТО.

Результаты патентных исследований показывают, что медицинские разработки по цеолитам есть в разных странах, но промышленного применения цеолитов в пищевой и медицинской отраслях не было. Потому что не было технологии доведения цеолитосодержащей породы до стандартного состояния, в котором можно было бы рекомендовать ее для внутреннего применения.

— То есть приоритет остается у нас?

— Да, и он признан на международном уровне. Наше предприятие имеет патенты не только российские, но и зарубежные, в том числе патенты США.

— Как могут совмещаться цеолиты, то есть, по сути, камни, и косметика? Скрабы с камешками?

— Конечно! Дело в том, что цеолиты имеют овальную (тетраэдрическую) кристаллическую структуру — они не могут механически повредить поверхность кожи. До наших средств в косметике использовались только продукты растительного происхождения и глины.

— То есть «Литовит» – это революция в косметологии и диетологии?

— Не «Литовит», а активная составляющая цеолита, из которой производятся БАД «Литовит» и косметика «Кия» — главная наша косметическая линия. Защищаются медицинские и минералогические диссертации по этой тематике. Мы активно участвуем в таких исследованиях.

— Фирма «Новь» начиналась как исследовательская организация?

— Как попытка продолжить разработки, которыми мы занимались долгие годы, но с привлечением рыночного финансирования.

Потом возникло производство. Причем сами мы стали производить не от хорошей жизни — просто не было денег, чтобы заплатить по счетам, которые выставляли предприятия пищевой промышленности. Да и времени у нас тоже не было, а нам предлагали внедрение не ранее, чем через 10—12 месяцев.

Открыли производство в маленькой комнатке 6 кв. м на одном из новосибирских предприятий — заводе НОЭМА, выпускающем электромузыкальную аппаратуру. Завод возглавляет мой супруг Борис Яковлевич Новоселов. Муж принял живое участие в создании «Литовита», в разработке технологии, в конструировании специального оборудования.

Сейчас производство продукции, в технологиях которой применяются цеолиты, целиком занимает одну из промплощадок НОЭМА — 2000 кв. м. Фирма «Новь» активно расширяется и развивается. Ныне в ней работает более 300 человек.

Я считаю, нам удалось создать работающую модель взаимосвязи науки, производства и сферы потребления. Этот опыт может быть использован в решении экономических проблем нашей страны, которые во многом являются следствием того, что наука в России — сама по себе, производство — само по себе, а потребление — само по себе. Уверена: только соединив эти три составляющие, мы получим устойчивый экономический рост. И еще, вы знаете, важно понимать, что бизнес — это организация, стратегия и системы (точно в соответствии с названием вашего журнала). Нужно осознать, что без системы любое дело обречено на неудачу. Сложно создать систему, но еще сложнее ее реализовать, точно так же трудно стать первым, но еще труднее оставаться им.

— Вам, наверное, тяжело пришлось бы без Ваших мужчин – мужа и сына?

— Конечно. Знаете, теме взаимоотношений мужчины и женщины в предпринимательской деятельности была посвящена моя дипломная работа в канадской школе MBA, в которой я училась в 1989 году. Проведя исследование, я пришла к выводу, что невозможно сказать, кто в бизнесе должен играть первую скрипку — мужчина или женщина. Важно только, чтобы в руководстве компании присутствовали и мужчина, и женщина, сочетающиеся как две половинки, и вообще здоровым может быть только человек, имеющий рядом понимающего его человека.

— Вы с мужем – два генеральных директора. А дома кто из вас первое лицо?

— Мы равнозначны. Вообще, я считаю, что в союзе двух людей нужно не отказываться от чего-то — от свободы, например, а приобретать что-то новое. Мы с мужем уже 30 лет живем именно по этой формуле. Девиз женщины, мне кажется, должен быть: «Сметь, знать, молчать, желать». Не бояться сметь, не бояться желать, стремиться знать, и при этом быть целомудренной, скромной, не разбрасывающей попусту свои слова и чувства.

— Каковы перспективы фирмы «Новь»?

— Мы будем развиваться, формировать новые поколения исследователей и экспертов, осваивать российский и международные рынки. Очень скоро мы предложим рынку совершенно новый продукт, надеюсь, такой же перспективный, как «Литовит».