Бесценные не в цене


Георгий МИХАЙЛЕЦ

Одним из важнейших показателей экономической эффективности, адекватно отображающим не только текущее финансовое благополучие предприятия, но и его перспективы, является рыночная стоимость компании. Она чувствительна к любому изменению ситуации. Снижение рентабельности, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска, потеря конкурентоспособности — все это приводит к ее уменьшению. И напротив, улучшение ситуации незамедлительно вызовет рост стоимости предприятия.

Во многих успешно действующих зарубежных компаниях рыночная стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все важнейшие управленческие решения — от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений — принимаются с целью ее увеличения. Но, согласитесь, для того чтобы стремиться к увеличению стоимости предприятия, сначала ее надо каким-то образом измерить, или оценить.

Кроме того, необходимость в оценке компании может возникать в момент ее продажи или покупки; на начальной стадии крупных инвестиционных проектов — для представления инвесторам; при внесении активов в уставный капитал совместного предприятия; привлечении заемного финансирования под выпущенные акции; определении налогооблагаемой базы. Как правило, заказ на оценку стоимости компании поступает от ее руководства или основного акционера, иногда от потенциального инвестора.

На первый взгляд может показаться, что оценить стоимость предприятия невозможно. Ведь помимо банковских счетов, а также оборудования, недвижимости, ценных бумаг и прочих материальных ценностей, явно имеющих денежный эквивалент, каждая фирма обладает набором нематериальных активов, денежный эквивалент которых совсем не очевиден. На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы: в частности, ценовая политика, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране. И если торговую марку или интеллектуальную собственность еще реально оценить, то кадровый потенциал и деловую репутацию, казалось бы, невозможно.

Тем не менее существуют методики, позволяющие с достаточно высокой степенью достоверности определить стоимость предприятия. Правда, они весьма сложны, поэтому не стоит и пытаться ими воспользоваться, не будучи профессионалом именно в этой сфере. Оценка бизнеса требует глубоких знаний в области стратегического менеджмента, способностей к анализу наряду с финансовой отчетностью и неколичественной информации, характеризующей эффективность избранной предприятием стратегии и его способность эту стратегию успешно реализовать. Кроме того, существует множество факторов, затрудняющих определение стоимости: использование конечных горизонтов прогнозирования, различие между постоянными и единовременными доходами, а также влияние учетной и управленческой политики на будущие денежные потоки, доходы и дивиденды. Именно потому во всем мире оценкой стоимости компаний занимаются специализирующиеся на этом фирмы. Есть и еще одна причина, по которой предпочитают приглашать экспертов со стороны: ведь только в этом случае можно быть уверенным в объективности полученного результата. Независимая фирма не стремится к искажению результатов в ту или иную сторону, зато в высшей степени заинтересована в сохранении своего доброго имени, что является гарантией объективности. Помимо фирм, специализирующихся на оценке, подобной деятельностью нередко занимаются инвестиционные банки — как в своих интересах, так и по заказу клиентов.

Сроки, которые требуются для такой экспертизы, существенно зависят от размера компании, масштабов ее деятельности и сложности оценки. Как правило, на это уходит не менее трех недель, а в некоторых случаях работа может занять несколько месяцев.

Методы, используемые при оценке стоимости предприятий, можно подразделить на три основные группы: рыночный подход, затратный подход и доходный подход.

Идея рыночного подхода состоит в том, что при определении стоимости объекта, например компании или пакета акций, участники рынка ориентируются на цены продажи или предложения аналогичных объектов. Стоимость предприятия оценивается путем сравнения ее со стоимостью аналогичных компаний, чьи акции котируются на бирже, или компаний, которые были недавно проданы. Затем в цену продажи вносятся корректировки на отличия между оцениваемой фирмой и компаниями-аналогами. Рыночный подход позволяет определить цену, которую инвесторы в сложившихся экономических условиях готовы заплатить нынешним акционерам за предприятие.

Затратный подход основан на предпосылке, что покупатель не заплатит за объект больше суммы затрат на создание такого же объекта. Применительно к оценке бизнеса стоимость компании равна суммарной рыночной стоимости ее активов и пассивов.

Доходный подход предполагает, что стоимость предприятия определяется будущими доходами, которые рассчитывает получить его собственник. Доходный метод учитывает не только сами доходы, но и время их получения, и возможные риски. Результат использования методов доходного подхода, отражает величину денежных средств, которые предприятие способно заработать для своих владельцев в будущем.

И конечно, не следует забывать, что для получения достоверной оценки недостаточно просто взять итог одного из примененных методов или среднее арифметическое результатов разных методов. Необходимо тщательно сопоставить все данные и понять причины возможных расхождений, прежде чем делать окончательный вывод о стоимости компании.

Редакция благодарит Джеральда Гейджа, партнера компании «Андерсен» и руководителя отдела оценки и консультаций по недвижимости, за помощь в подготовке материала.