Национализация для конкуренции


Ирина СКЛЯРОВА

Не исключено, что в ближайшее время в российском законодательстве появится старое, но не забытое понятие — национализация. Подготовка соответствующего закона включена в программу первоочередных действий правительства.

ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ

В Госдуме представлены к рассмотрению пять вариантов соответствующего закона (один из них принят в первом чтении, но будет серьезно дорабатываться). Несмотря на то что национализировать имущество в форме реквизиций не предполагается (предусмотрен выкуп с полной компенсацией), бизнес отнесся к подобной законодательной инициативе настороженно. Если закон будет принят в предлагаемом ныне виде, есть опасения, что национализация может стать средством недобросовестной конкурентной борьбы.

Национализация в современном мире отнюдь не уникальное явление, в других странах она используется как инструмент возмездного изъятия предприятия у неэффективного собственника с возможной последующей повторной приватизацией. Закон о национализации мог бы способствовать переходу хозяйственных операций в «белый» сектор. К примеру, если собственник для налогообложения декларирует цену своего бизнеса на одном уровне, но отказывается продать предприятие по близкой к данному уровню цене, то государство должно иметь право купить этот бизнес по декларируемой цене. Кроме того, в российских условиях национализация могла бы стать инструментом, создающим правовые основы для возврата в собственность государства имущества «оборонки».

Идея законопроекта в том, что государство начнет приобретать предприятия, в коих появилась стратегическая необходимость. По словам разработчика одного из вариантов законопроекта зампредседателя Комитета Госдумы по собственности Григория Томчина, если вдруг стране понадобится большое количество подводных лодок, то возможна станет национализация соответствующего ремонтного завода. Дабы не создавать владельцам убыточных предприятий стимула передать их государству, чтобы выручить хоть какие-то деньги, законопроект устанавливает ограничения на национализацию имущества, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Рыночную стоимость национализируемого имущества предполагается определять с использованием института независимых оценщиков.

При всем этом чиновникам вновь будет отдано право пересмотра приватизационных процессов. Стратегическую значимость в принципе можно приписать любому предприятию, в том числе и СМИ. Несмотря на то что национализация конкретного предприятия должна проводиться отдельным законом, а упущенная выгода закладывается в компенсацию собственнику, существует масса возможностей для злоупотреблений. Если правительство выпустило постановление о намерении национализировать предприятие, то деятельность компании практически замораживается. Она не может получать кредиты, проводить эмиссию, совершать сделки стоимостью более 5% от размера активов. Окончательное же решение о необходимости деприватизации должна принимать правительственная комиссия, на это ей отводится полгода. За это время, если национализация предприятия будет все же признана нецелесообразной, на грани развала окажется любое производство. Таким образом, инициируя начало процесса национализации, можно свести счеты с любым крупным собственником.

Вряд ли улучшит инвестиционный климат положение законопроекта о том, что имущество, которое принадлежит иностранным инвесторам, может национализироваться на общих основаниях, «если иное не предусмотрено международными договорами».

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Прошлый год Дума завершила на подъеме. Принят такой колоссальный по своей значимости документ, как законопроект «О приватизации государственного и муниципального имущества». Этот проект, принятый в третьем чтении, установил, что решение о продаже акций стратегически важных предприятий будет принимать лично Президент РФ. Правительство станет ежегодно утверждать программу приватизации федерального имущества на очередной год и представлять в Госдуму отчет о результатах приватизации. Решение о продаже акций естественных монополий будет принимать нижняя палата парламента путем утверждения отдельных законов.

Законопроект дает перечень способов приватизации. Это преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций ОАО на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО; продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества путем публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО; продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Банк России в начале года обнародовал свою новую стратегию — ступенчатого снижения курса рубля. Большинство экономистов считают плавное снижение курса рубля в темпе инфляции наиболее адекватной политикой, сохраняющей условия для экономического роста. Нерациональным признано и завышение, и занижение курса рубля. К примеру, если Центробанк установит курс 20 руб. за доллар, то большинство предприятий в России станут неконкурентоспособными, поскольку цены на их продукцию в долларах вырастут в полтора раза, случится экономический спад, а следом и финансовый кризис. Разбогатевшее на покупке долларов на короткое время население обнищает за несколько недель. Если же ЦБ установит курс в 50 руб. за доллар, население не сможет покупать в полтора раза подорожавшие импортные товары. Долларовые издержки отечественных предприятий резко сократятся, и мы увидим мощный экономический рост, как в 1999 году, вызванный эффектом девальвации. В первом случае будут страдать предприятия, во втором — население. Если же рубль будет дешеветь в соответствии с темпом инфляции (примерно 1 — 2% в месяц), то шока не будут испытывать ни предприятия, ни граждане. Пока внешнеторговое сальдо сохраняется положительным и обеспечивается приток валюты в страну, для масштабной девальвации нет никаких оснований.

ПОШЛИНЫ

В феврале вступит в силу новая шкала экспортных пошлин на нефть. В России будет впервые использована шкала таможенных пошлин, устанавливаемая не по желанию чиновников из правительства, а в соответствии с федеральным законом.

Еще с начала 2000 года правительство Касьянова пытается установить прозрачный механизм корректировки ставок экспортных пошлин, устойчивый к давлению со стороны нефтяных компаний. Сначала правительство объявило, что собирается придерживаться ступенчатой шкалы пошлин, ставки которой вычисляются в зависимости от средних цен на российскую нефть за два прошедших месяца. В 2000 и 2001 годах, несмотря на долговую проблему и колебания мировых цен, чиновники в целом выполнили взятые на себя обязательства не менять пошлины по своему усмотрению.

Осенью 2001 года был сделан следующий шаг к цивилизованным условиям ведения бизнеса: в законе «О таможенном тарифе» подробно рассмотрен механизм расчета ставок таможенных пошлин. После его подписания президентом экспортные пошлины на сырую нефть стали прозрачными и прогнозируемыми, как любой налог. В этих условиях нефтяникам грех будет жаловаться на «нестабильный налоговый режим», оправдывая свои хитроумные схемы уклонения от платежей в бюджет.

Новая шкала увеличивает экспортные пошлины начиная с цены $20 за баррель российской нефти. Но уменьшает пошлины для интервала низких цен примерно с $15 за баррель. В интервале $15—20 за баррель ставки пошлин меняются не очень значительно.

ПОШЛИНЫ
НА ИНОМАРКИ

Премьер Михаил Касьянов выступил в январе в роли защитника потребителей, отказавшись подписывать готовое правительственное постановление о повышении пошлин на подержанные иномарки. Вопрос о введении запретительных пошлин на старые импортные автомобили правительство муссирует уже полгода, и в начале января было принято, казалось, окончательное решение правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле о повышении в 2,5—3 раза пошлин на машины старше 7 лет и на 10% — на 3—5-летние автомобили. Как объяснил премьер, к рассмотрению вопроса о повышении пошлин на иномарки правительство намерено вернуться летом.

Тема о введении запретительных пошлин была поднята в августе 2001 года. Ее спровоцировало, скорее всего, лоббистское влияние российских автозаводов. Дело в том, что подержанные иномарки малого литража по цене традиционно являются основными конкурентами российских «восьмерок» и «девяток». Однако под нажимом общественного мнения правительство решило повременить с таким непопулярным нововведением.

СМИ

Депутаты одобрили законопроект, касающийся названий СМИ. Дополнениями в закон «О средствах массовой информации» установлено, что упоминать в названии печатного издания слова «Россия» и «Российская Федерация» можно только с разрешения властей. Использование этих слов в названиях допускается лишь с согласия органа, уполномоченного Правительством РФ выдавать соответствующие разрешения. Как считают разработчики законопроекта, использование в названии СМИ подобных наименований может означать для граждан и организаций, что данные издания выступают в качестве государственных и что информация, распространяемая посредством данного СМИ, носит официальный характер. Обратной силы закон не имеет, поэтому тем, у кого в названии уже есть слово «Россия», переименовываться не придется.

Законопроект устанавливает невозможность использования в названии СМИ фамилий, имен, псевдонимов лиц без их согласия или без согласия их наследников. Запрещено использование в названиях жаргонных слов.