Виртуальный тамагочи

Знакомство с театром начинается с вешалки, о человеке судят по одежке, а визитной карточкой компании вполне можно считать корпоративный сайт. Произвести хорошее впечатление на посетителей вашего сайта не очень трудно: надо только придерживаться простых правил.

ПОДУМАЙТЕ О ПОСЕТИТЕЛЯХ

Информация о деятельности организации обширна и разнообразна: официальные документы, профиль деятельности, аналитические статьи, данные о товарах, дилерах, партнерах. Сайт может включать ссылки на другие ресурсы Сети, архив, финансовую информацию…

Прежде чем помещать все эти сведения, следует подумать о том, как представить их в максимально удобном для пользователя виде. То есть нужно решить не только, что сказать, но и как сказать. Основное свойство информации, содержащейся на сайте, как ни парадоксально, — не ее полнота, актуальность, а соответствие запросам пользователя.

Представьте, кто может заинтересоваться вашей страницей в Интернете? Какая информация была бы интересна этому посетителю, как привлечь его внимание и заставить приходить снова и снова?

В условиях, когда информация определяет выбор сетевого ресурса, старайтесь дать своим виртуальным «зрителям» нечто большее, чем просто контент. Что именно — зависит от вашей фантазии.

Организуйте на сайте какой-либо интересный опрос или конкурс, предложите посетителям увлекательную историю или анекдот.

Не забывайте, что большинство ваших потенциальных посетителей для выхода в Интернет используют обычный модем и телефонную линию, что делает время загрузки страницы критическим показателем. Изобилие графики часто ведет к тому, что многие просто не дожидаются ее загрузки.

Некоторое время назад считалось правилом хорошего тона начинать сайт с «увертюры»: посетитель видел перед собой окно с текстом «Добро пожаловать на сайт компании «Иванов и Петров», нажмите «да» для входа». Только после нажатия на ссылку он мог ознакомиться с содержимым.

Гость вашей страницы не былинный богатырь на распутье, а человек, ищущий конкретную информацию. Преграды на пути к ней раздражают его. «Увертюра» имеет смысл лишь для согласования каких-то параметров: языка на двуязычных сайтах, кодировки и т.д.

Информация на сайте — ни в коем случае не виртуальный роман и даже не рассказ. Это набор связей. Не лишайте пользователя возможности «попутешествовать» по виртуальному пространству и самостоятельно выбрать путь, которому следовать.

При этом следует помнить золотое правило «трех кликов»: посетитель должен иметь возможность добраться до интересующей его информации не более чем за три перемещения по структуре сайта. Слишком сложная структура всегда отпугивает посетителей.

ОБНОВЛЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ

Информацию на сайте необходимо постоянно обновлять. Одно из достоинств Интернета — оперативность. Понятно, что в первую очередь вопрос обновления касается информационных сайтов. Но в любом случае, если информация «прокисает», страница перестает интересовать посетителей, а это смерть для виртуального ресурса.

Технология поддержания сайта в «свежем виде» напрямую зависит от его внутреннего устройства. В современном веб-дизайне различают статические и динамические сайты.

Статические представляют собой набор страниц, информация на которых меняется программным путем. Обновление такого сайта требует привлечения как минимум двух человек — специалиста, отвечающего за контент (тексты, картинки), и программиста, размещающего подготовленную информацию на сайте.

Архитектура динамических сайтов сложнее, но она позволяет передать права администрирования от разработчика к заказчику. В этом случае помимо так называемых html-страниц разрабатывается еще и база данных, откуда происходит пополнение содержимого. То есть данные отделены от их визуального представления. Благодаря такому подходу верстка html-текстов происходит автоматически, на основе правил, зафиксированных в шаблонах страниц. От владельца страницы требуется лишь соблюдать правила внесения информации в базу данных.

Использование динамической архитектуры позволяет помимо оперативного обновления информации сократить текущие расходы на содержание сайта. В конечном счете такой сайт обойдется дешевле по сравнению со статическим, хотя первоначальные вложения значительно больше.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ САЙТ ДЛЯ МАРКЕТИНГА

Значительную пользу приносят разного рода счетчики на сайтах. Ведь интернет-представительство — прекрасная возможность получать маркетинговую информацию.

Счетчики позволяют определить не только рейтинг страницы в Сети, но и пути перемещения пользователей по сайту, технические характеристики компьютера пользователя, параметры его подключения к Интернету и некоторые другие данные. Таким образом, у компании появляется возможность больше узнать о посетителях своего сайта, среди которых наверняка есть потенциальные клиенты.

Можно проводить и непосредственные маркетинговые исследования. Например, предложить посетителям заполнить анкету. Впрочем, узнать то, что клиенты думают о деятельности компании, можно и с помощью гостевой книги — электронного аналога «Книги жалоб и предложений», где каждый может написать то, что душа пожелает.

НЕ ПЕРЕСКАКИВАЙТЕ ЧЕРЕЗ ЭТАПЫ

Очень важно при создании сайта соблюдать очередность этапов. Специалисты выделяют следующие:

1. Аналитические исследования целевого сегмента в Интернете, разработка концепции сайта, согласование целей и задач предприятия со стратегией их представительства в Интернете. Здесь главное — определить профиль аудитории в Сети и выбрать правильные методы воздействия на нее. Одна из распространенных ошибок при создании корпоративного сайта — оторванность виртуального представительства от реального бизнеса компании. Сайт неразрывно связан с конкретной деятельностью предприятия и является инструментом для развития именно этой деятельности, а не «вещью в себе».

2. Разработка структуры сайта, технологическое обеспечение его функционирования (включая систему управления контентом).

3. Информационное наполнение сайта, постоянное обновление контента.

4. Продвижение сайта. Очень важно своевременно донести до потенциального потребителя информацию о появлении нового интернет-ресурса. При этом следует помнить, что для рекламы «виртуальных объектов», к каковым сайт и относится, интернет-каналы (рассылки, баннеры, рейтинговые системы) гораздо эффективнее традиционных офлайновых СМИ.

5. Поддержка и развитие сайта, которая включает в себя периодические изменения сайта с учетом изменений окружающей среды.

ВЫБЕРИТЕ ПРОВЕРЕННОГО ПАРТНЕРА

Как правило, для создания корпоративного сайта компании обращаются к фирмам, специализирующимся на веб-дизайне. Это может быть небольшая веб-мастерская или солидная компания в области создания интернет- и интранет-приложений. В любом случае следует помнить о том, что эффективный сайт может быть создан лишь совместными усилиями сотрудников вашей организации и представителей фирмы-разработчика.

«Правильная» веб-мастерская не приступит к работе над сайтом, пока не побеседует с ключевыми сотрудниками компании, не составит представление об информационных потоках предприятия и не поймет, какого рода информация предназначена разным пользователям. Поэтому, решив создать свой сайт, планируйте не только материальные затраты, но и временные — на встречи с дизайнерами, на корпоративное обсуждения концепции сайта, на постоянное обновление содержимого.

Ведь сайт очень напоминает тамагочи — его нужно постоянно «кормить» новой информацией, поддерживать и развивать.

ТРИ ВИРТУАЛЬНЫХ ОФИСА

Front office — видимая пользователю часть сайта, по которой осуществляется навигация

Middle office — набор интерфейсов, позволяющих предприятию управлять содержимым сайта, регулировать права доступа, обновлять его

Back office — набор программ, организующих информационные потоки между сайтом и информационной системой предприятия (ERP-системой).

САЙТ В АССОРТИМЕНТЕ

Интернет-проекты компаний можно разделить на информационные, имиджевые, сервисные.

Информационные сайты — это своеобразная «визитная карточка» компании в прямом смысле этого слова. В российском сегменте Сети таких сайтов большинство. Они рассказывают посетителям о деятельности компании, информируют о товарах и услугах, сообщают новости.

Имиджевые сайты стимулируют продажи, формируют и закрепляют брэнды, формируют у потребителей верность той или иной марке, выстраивают маркетинговые коммуникации. О высокой эффективности Интернета при построении маркетинговых коммуникаций свидетельствуют данные многочисленных исследований и устойчивый рост доходов от рекламы в Сети, а также статистика посещений таких имиджевых сайтов, как Nescafe, Procter&Gamble, L’Oreal.

Сервисные сайты свойственны компаниям, для которых бизнес в Интернете — основной. Такие сайты позволяют организовать электронную торговлю.

Сайт может выполнять также внутрикорпоративные функции: обеспечивать информационный обмен между сотрудниками, реализовывать возможность «удаленного доступа» к архиву и многое другое.

БАЗОВЫЕ МОДУЛИ САЙТОВ
Новостной канал
Система публикаций
Система навигации
Система анкетирования
Система ротации баннеров
Счетчик посещений
Система поиска
Карта сайта или развернутое меню
Форум
Новостная рассылка
Гостевая книга
Обратная связь
Чат

Кристиан ЛАФОНТ:

«САЙТ — ЭТО НЕ ЗАВОД»

Управляющий директор компании Himalaya Vostok призывает проще относиться к возможности переделки сайта.

— Одной из серьезных ошибок при разработке и развитии корпоративного сайта я считаю чрезмерную «монументальность». Сайт — это не завод, он не должен строиться «раз и навсегда». Технологическая реальность быстро меняется, информация постоянно обновляется. Почему же сайт, созданный несколько лет назад, должен оставаться постоянным по своей структуре и информационному наполнению?

Я считаю, что сначала нужно создать первую версию сайта, сделать ее публичной, проанализировать динамику посещаемости, отклики, проверить работу всех «движков» и опций, понаблюдать за поведением посетителей с помощью cookies и лишь потом приступить к созданию новой, усовершенствованной версии сайта. А затем совершенствовать его еще и еще. Интернет — очень живая среда, он любит перемены.

Еще одним важным свойством информации в Интернете является ее персонализация. Вы должны предоставлять пользователям контент, который они ждут, профилировать информацию в зависимости от статуса и настроек пользователя. Современные технологии Интернета позволяют управлять контентом практически в режиме реального времени. С их помощью можно «мотивировать» человека следовать по сайту, отслеживать его перемещения, собирать и анализировать статистику.

С одной стороны, современные компании просто не могут позволить себе не иметь сайта. С другой — я считаю, лучше не иметь никакого сайта, чем иметь сайт неудачный, который не согласуется с долгосрочной стратегией компании. Ведь корреляция целей и задач сайта с его исполнением — один из важнейших «секретов» успеха любого виртуального представительства.

Дмитрий ЧУРСИН:

«КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Руководитель департамента интернет-проектов компании «РосБизнесКонсалтинг» считает, что эпоха сайтов-«визитных карточек» прошла.

— Первая волна массового появления сайтов у отечественных компаний прошла в середине 90-х годов. Правда, это были не сайты в современном понимании, а странички в Интернете, визитные карточки с минимумом программных изысков. Позже начали появляться серьезные корпоративные сайты.

Постепенно они стали мощным маркетинговым инструментом, позволили экономить ресурсы предприятия, зарабатывать деньги и эффективно взаимодействовать с клиентами. Многие компании, создавшие свои виртуальные представительства на первой волне интереса к глобальной сети, сейчас пересматривают концепции сайтов и модернизируют их.

Сайт позволяет уменьшить расходы на донесение информации до потенциальных клиентов. Информирование клиентов является главной функцией корпоративного сайта, и, следовательно, информация должна регулярно обновляться, быть актуальной. Эффективное решение этой задачи — использование системы обновления информации на сайте.

На мой взгляд, одним из важных свойств сайтов c большим количеством посетителей является возможность показывать нужный контент в нужное время нужным клиентам. Система «запоминает» пользователя и круг его интересов, определяет, из какой баннерной сети он пришел, и пытается «предугадать», какая информация его заинтересует. В следующий раз, когда посетитель появится в Сети, система распознает его с помощью файлов cookies и покажет релевантную информацию.

Алексей КОВАЛЕВ, главный редактор сайта Интернет.Ру

ЧТО МОЖЕТ И ЧЕГО НЕ МОЖЕТ САЙТ

Главная ошибка при создании интернет-сайта — отсутствие серьезной концепции. Начиная любой новый проект, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Интернет-сайт будет весьма полезен вам:

  1. Он поможет вам устанавливать новые и поддерживать старые связи на рынке.

    Интернет как информационная среда в состоянии оптимизировать процесс деловой переписки, а сам факт существования у компании интернет-сайта зачастую упрощает процесс общения, позволяя избежать стандартных процедур ознакомления с деятельностью компании.

  2. Сайт станет действенным инструментом распространения информации.

    Полноценное интернет-представительство компании может дать всем желающим документы, фото-, аудио- и даже видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях компании.

  3. С помощью сайта можно осуществлять информационную и сервисную поддержку клиентов и партнеров.
  4. Он поможет не только оперативно отвечать на вопросы, возникающие у покупателей ваших продуктов и услуг, но и формировать базу часто задаваемых вопросов, избегая тем самым многократных разъяснений по решению одних и тех же задач.
  5. Сайт даст возможность увеличить количество продаж и найти новых покупателей продуктов вашей компании.

    Компания, успешно работающая на традиционном рынке, с помощью интернет-сайта может охватить большую целевую аудиторию, в частности и потому, что расстояния не имеют в Сети такого принципиального значения, как вне ее.

  6. С помощью сайта компания получает возможность реализовать удаленную демонстрацию товара, то есть организовать и расширить активность компании в направлении продвижения продаж (sales-promotion).

    Сайт компании может предоставлять развернутую информацию о товарах и услугах, выполняя таким образом функции менеджера по продажам.

  7. Он может стать инструментом обучения и повышения квалификации сотрудников компании и партнеров.

    Методики дистанционного обучения с появлением Интернета обрели новый смысл, поскольку Сеть позволяет не только передавать информацию, но и инициировать живое общение, в том числе и на сайте.

  8. Сайт может быть каналом обмена информацией с удаленными представительствами и торговыми точками, а в идеале — инструментом управления ими.

    Для компании с региональными представительствами или даже для компании с несколькими торговыми точками в одном городе Интернет может стать альтернативным каналом обмена информацией, в том числе документацией, презентационными материалами, инструкциями и внутренними документами.

  9. Он даст возможность обеспечить круглосуточное предоставление услуг клиентам и партнерам.

    В Интернете не бывает перерывов на обед и сон, сайт не нуждается в санитарной обработке, поэтому он может функционировать круглосуточно. Таким образом, вы не потеряете клиента, которому потребуются услуги или информация о вашем бизнесе в три часа ночи.

  10. Сайт способен реализовать оперативную обратную связь с клиентами в любой точке мира.

    Интернет-сайт позволяет не только давать информацию посетителям, но и проводить маркетинговые исследования. Опросы, анкеты, анализ статистики посещений и другие формы интерактивного общения помогут вам скорректировать вашу работу и максимально приблизить ее результаты к запросам целевых аудиторий.

  11.  

  12.  

  13.  

  14.  

  15.  

  16.  

  17.  

Сайт не даст вам возможности:

  1. Превратить убыточное предприятие в прибыльное.

    Интернет не панацея от неудач. Более того, предоставляя широкие возможности, Интернет требует от владельцев сетевого ресурса высокого профессионализма и понимания бизнес-процессов. Неэффективное и убыточное предприятие не станет приносить прибыль от одного лишь факта переноса бизнеса в интернет-пространство.

  2. Быстро собрать большую аудиторию потенциальных клиентов или партнеров и потратить на это мало денег.

    Привлечение целевых аудиторий — затратное мероприятие, требующее не только серьезных финансовых вложений, но и времени. Это утверждение справедливо и для Интернета.

  3. Открыть новый бизнес в Интернете и стать лидером рынка.

    Время дешевых решений прошло, так толком и не наступив. Большинство задач по формированию серьезных проектов в Сети сегодня можно решить только при весьма внушительных трудовых и финансовых вложениях. При этом необходимо изначально настроиться на серьезную конкурентную борьбу.

  4. Не отстать от конкурентов или опередить их.

    Вопреки распространенному заблуждению, сам факт наличия у фирмы интернет-сайта не решает никаких проблем. Более того, сегодня корпоративная визитка с адресом сайта уже не является предметом престижа. Если за созданием сайта не стоит точный расчет и серьезная аргументация, он рискует превратиться в убыточное предприятие.

  5.  

  6.  

  7.