«Успешное предприятие может стать лучшим»

Вице-президент Группы компаний TopS Business Integrator Борис Коновалов утверждает, что установке системы управления, в том числе SAP R/3, о которой мы рассказывали в прошлом номере, должна предшествовать мощная подготовка информационно-вычислительной инфраструктуры предприятия и инфраструктуры электронной коммерции. Потому что система эта берет в свои руки бразды правления и в случае ее выхода из строя в компании останавливаются важнейшие бизнес-процессы.

— Борис Матвеевич, как компании TopS BI удается совмещать в своей деятельности столь различные, а порой конкурирующие направления? Известно, что, с одной стороны, компания предлагает ERP-системы BAAN и Oracle Application, а с другой — ее имя связывают с SAP R/3.

— Прежде всего несколько слов о компании TopS BI. Наша компания объединяет различные направления деятельности. В нее входят подразделение, занимающееся внедрением ERP-систем, подразделение, ориентированное на системы электронной коммерции, и руководимое мной подразделение системной интеграции. В компании — учебный центр «Training Line» и тольятинская компания «Бизнес-системы». Есть также филиалы в Волгограде и Мирном.

Любой крупный системный интегратор, к которым относится компания TOPS BI, предлагая своим клиентам различные решения в области компьютерных технологий, обязательно сталкивается с проблемой пересечения интересов поставщиков этих решений. Задача системного интегратора — не превратить это пересечение интересов в конфликт. Избежать же пересечения не удается, поскольку в противном случае страдают интересы наших заказчиков.

Дело в том, что невозможно всерьез заниматься компьютерным бизнесом, ограничив круг предлагаемых решений даже в отдельной области деятельности одним поставщиком. Такой ограниченности наши заказчики не простят. Они, и совершенно справедливо, будут считать, что мы в ответ на их запросы предлагаем им не то решение, которое наилучшим образом подходит к их требованиям и условиям, а просто то единственное, которое имеем и знаем.

Наш подход заключается в максимальном внимании к интересам клиентов. Мы стараемся обогатить спектр предлагаемых нами решений наиболее современными и эффективными средствами. Ваш вопрос можно расценить и так: как не поссориться с партнерами? Мне кажется, единственное средство — тщательно соблюдать корректность по отношению к партнерам, вести честную игру, следовать методам цивилизованного бизнеса.

Именно подобным подходом к бизнесу, к взаимоотношениям с партнерами и клиентами и гордится наша компания.

Да, подразделение ERP-систем давно и плодотворно занимается внедрением системы BAAN и заняло достойное место на рынке корпоративных информационных систем. В последнее время мы расширили область деятельности за счет системы Oracle Application. Это нормальный процесс развития направления.

Наш департамент системной интеграции видит свои основные задачи в создании инфраструктуры современных предприятий, поставке и внедрении средств управления такой инфраструктурой и ее оптимизации, интеграции программных приложений, создании и внедрении систем сетевого и системного мониторинга, систем обеспечения безопасности и управления сервисами, систем автоматизации служб эксплуатации.

Внедрение крупной корпоративной системы невозможно без серьезной подготовки. Такая подготовка, несомненно, должна касаться всех сторон жизни предприятия: от кадровой политики до финансовых вопросов. Одним из центральных элементов подобного процесса является проектирование и внедрение инфраструктуры, представляющей собой программно-аппаратный комплекс, в который входят серверы, сетевое оборудование, устройства хранения и резервного копирования, а также поддерживающее это обрудование программное обеспечение и системы, автоматизирующие службу эксплуатации. Грамотное создание такой инфраструктуры на начальном этапе проекта является необходимым условием успешного его завершения. Компания TopS BI выполнила несколько проектов по созданию подобной инфраструктуры. В частности, для системы R/3. Я могу назвать клиентов, для которых мы выполняли такие проекты: Пермская приборостроительная компания, «Славнефть», «Сибнефть», АЛРОСА и другие. Мы не видим здесь никакого ущемления интересов других подразделений нашей компании и наших партнеров.

— Означает ли это, что подразделения компания TopS BI ведут независимую политику?

— Если бы это было так, наша компания не смогла бы уже десять лет успешно заниматься компьютерным бизнесом и завоевать в нем столь успешные позиции. У нас есть удачный опыт в реализации комплексных проектов. К таким проектам можно отнести нижегородскую фармацевтическую компанию «Нижфарм». Этот проект часто называют классическим примером внедрения ERP-системы на российском предприятии. Но мы-то знаем, сколько сил вложили в этот проект наши специалисты. Успех проекта был бы невозможен не только без грамотного и серьезного подхода к нему со стороны руководства и сотрудников предприятия «Нижфарм», но и без обусловленного подобным подходом внимания к вопросам выбора инфраструктуры. Внедряемая и особенно внедренная корпоративная система накладывают свои требования на надежность, гибкость, масштабируемость и управляемость инфраструктуры, которая является основой, кровеносной системой ее функционирования. В тесном контакте со специалистами отдела ИТ компании «Нижфарм» (а только таким образом можно достичь необходимых результатов) мы постоянно развивали и совершенствовали технические средства. И такой подход стал одной из составляющих успеха проекта.

— Почему же в таком случае ERP-системы считаются невнедряемыми на отечественных предприятиях?

— Понятие внедряемости и, соответственно, невнедряемости по отношению к ERP-системам не является прерогативой отечественного бизнеса. Это общемировая беда. Поэтому, пускаясь в проект внедрения корпоративной системы, надо серьезно взвесить все «за» и «против». Грамотный подход к вопросам инфраструктуры является необходимым, но не достаточным условием успеха проекта внедрения. Другие составляющие, по моему мнению: руководство проектом со стороны верхнего звена менеджмента компании (то есть тех, кто имеет возможность влиять на принятие не только тактических, но и стратегических решений); организационные и администативные мероприятия, поддерживающие процесс внедрения, точный выбор команды внедрения, постоянный анализ результатов проекта, этапность внедрения и многое другое. Вместе с тем хотел бы отметить положительные сдвиги на российском рынке по внедряемости ERP-систем и привести в пример уже упоминавшуюся компанию «Нижфарм». Я думаю, что современные крупные и средние предприятия, в том числе отечественные, все яснее осознают, что без ERP-систем их бизнес дальше развиваться не может, или, по крайней мере, такое развитие затруднено и ограничено.

— Есть ли у Вас какие-то предпочтения при выборе инфраструктуры для ваших заказчиков?

— Не секрет, что мы являемся давними партнерами компании Hewlett-Packard, у которой сейчас имеем статус «мастера-реселлера». В соответствии с этим статусом мы оказываем партнерскую помощь региональным системным интеграторам при реализации сложных комплексных проектов, в том числе и создания инфраструктуры корпоративных систем. У компании HP в семействе продуктов Open View есть специальные решения для поддержки ERP-систем, в том числе для SAP R/3.

Однако это не означает, что в наших предложениях мы что-либо навязываем заказчикам.

К каждому заказчику мы подходим индивидуально, с учетом его потребностей и возможностей. Хочу, однако, отметить, что инфраструктура не лучшая область для экономии. Например, стоимость системы безопасности должна соответствовать стоимости сохраняемой информации.

— Что Вы можете сказать о новой моде на рынке систем управления, а именно — о CRM-системах?

— Прежде всего TopS BI решил начать с себя. Мы внедряем в нашей компании управление взаимоотношениями с клиентами. Начали мы с системы поддержки клиентов, которая частично уже введена в промышленную эксплуатацию. В опытной эксплуатации — система управления контактами с клиентами и система поддержки качества наших программных разработок. Внедрение первой из них — системы поддержки — позволило нам стать первым уровнем поддержки по продуктам Open Vew компании Hewlett Packard. Мы единственные из партнеров этой компании в России удостоились подобной чести и оказались готовыми к подобной ответственности.

Бизнес поворачивается лицом к клиентам. Те компании, которые не примут подобного подхода, несомненно, окажутся в проигрыше. Автоматизация взаимоотношений с клиентами необходима хотя бы просто потому, что современное предприятие имеет много клиентов. Клиенты зачастую представляют собой компании с большим числом сотрудников с разнообразными интересами и разными ожиданиями от компании-поставщика. Последняя в свою очередь состоит из разных подразделений и разных специалистов. Мой образ CRM —единое лицо компании-поставщика для компании- клиента и единое лицо компании-клиента для компании-поставщика.

Вопрос: «внедряется — не внедряется» и тут стоит достаточно остро. CRM-системы также нуждаются в грамотной архитектуре и технологии внедрения, которые мы рады предложить нашим заказчикам. Из всего спектра предлагаемых нами решений для создания CRM-систем у наших заказчиков наибольшей популярностью пользуются продукты нашего партнера — компании Remedy (Peregrine). Именно с помощью созданного этой компанией средства разработки мы построили собственную CRM-систему.

— Каким образом координируется работа с клиентом различных подразделений компании.

— Прежде всего, мы стараемся, чтобы наши клиенты как можно лучше представляли, чем занимается компания и отдельные подразделения внутри ее. Для этого используются выставки, семинары, конференции, презентации и публикации. Вместе с тем каждое подразделение участвует в специализированных выставках, например отдел системной интеграции принимал участие в выставке «Связь-Экспокомм», поскольку у нас есть несколько решений для телекома и достаточно внушительный список клиентов в этой отрасли. Клиенты приходят к нам как за отдельными решениями, так и за комплексными проектами. Наше правило: не навязывать клиентам дополнительные услуги, но информировать их о возможности развития отношений. Хочу отметить, что в последнее время, вероятно в связи с возросшим уровнем компьютерной грамотности руководителей и менеджеров компаний, число запросов на реализацию комплексных проектов возросло. Именно это заставляет нас расширять сферу предлагаемых решений. Чтобы не пытаться объять необъятное (я имею в виду все отрасли автоматизации и компьютеризации), мы включаем в наши предложения области деятельности коллег-партнеров.

Другое новое направление деятельности компании — аналитический бизнес-консалтинг, поскольку сегодня уже недостаточно предлагать тактически грамотные решения. Речь идет о стратегическом подходе к автоматизации предприятия — автоматизации «на вырост». Автоматизация все чаще становится едва ли не основным орудием бизнеса.

Беседу вел Иван ПЕТРОВ

Фото Ивана КУРИННОГО