“Российский пользователь наиболее подготовлен к внедрению ERP-систем”

Один из консультантов по внедрению решений SAP R/3 в России — консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers. Партнер компании, специалист по консалтинговым услугам в области управления Сергей Базоев считает, что внедрению ERP-систем в России мешает, во-первых, непонимание того, что решения класса SAP R/3 требуют значительных ресурсов, и, во-вторых, недооценка руководствителями организаций роли своего личного участия в этом процессе.

— Давно ли PricewaterhouseCoopers работает с SAP?

— Практически всегда работала с этой системой. У нас есть глобальное соглашение с SAP о сотрудничестве, в рамках которого мы имеем право использовать торговую марку SAP R/3, часть их методологии, PricewaterhouseCoopers проводит учебные программы с одобрения центра SAP. Мы работаем во многих регионах, в том числе в Америке и в Европе, которые всегда были основными рынками SAP. Компания PricewaterhouseCoopers практически ежегодно получает премию SAP как лучший партнер и одна из лучших компаний по внедрению решений SAP R/3.

— Кто ваши клиенты?

— Среди наших клиентов есть крупные международные компании, которые имеют действующие представительства и в России. Это Gillette, Cadburry, несколько крупных табачных компаний, пивоваренные компании, несколько больших международных нефтяных компаний, подписавших соглашения о разделе продукции в России. Наш новый партнер, итальянский концерн по производству бытовой техники, занимающийся в том числе производством в России. У нас также много клиентов среди крупных российских компаний, например «Северное морское пароходство», «Газпром», «ЛУКойл-Пермь».

— В чем основная сложность внедрения SAP R/3 в России?

— На мой взгляд, в России далеко не каждая компания в прошлом думала об информационных технологиях с точки зрения больших затрат. Системы типа SAP R/3 требуют серьезных капиталовложений. Как правило, во многих компаниях ожидают, что внедрение ERP-системы будет стоить столько же, сколько, например, внедрение системы «1С» в бухгалтерии, и затраты будут приблизительно такие же. На самом деле все оказывается не так.

Правда, сейчас в России многие начинают понимать, что системы класса SAP R/3, гораздо сложнее, чем простые бухгалтерские пакеты, потому что увязывают все процессы компании воедино. Поэтому и затраты на их внедрение достаточно высокие. Несоответствие ожидаемых и фактических затрат — основное, что мешает внедрению решений SAP R/3 в России. Но там, где руководство компании приняло решение использовать стандарты SAP R/3 и поняло, что проект внедрения такой системы сопоставим с крупными капиталовложениями, — там, я считаю, реализация проекта, как правило, идет достаточно успешно.

Второй фактор, мешающий внедрению SAP R/3 в России, на мой взгляд, связан с неготовностью руководства участвовать в этом процессе. В России руководители признают, что внедрять SAP R/3 необходимо, но сами не уделяют достаточного внимания этой программе.

— А психологический фактор? Многие российские граждане, ранее не имевшие дела с ERP-системами, возможно, с трудом приспосабливаются к работе с решениями SAP R/3.

— Я считаю, что это не так уж значимо. По опыту нашей компании могу сказать, что российский человек как раз наиболее приспособлен к тому, чтобы обучиться чему-то новому. При правильной постановке процесс обучения и серьезном отношении к методологии внедрения SAP R/3, проблем здесь не будет. Конечно для американцев перейти от одной ERP-системы к другой — например, SAP R/3 проще. Но если бы мы взяли американского пользователя, который не имел раньше опыта работы с ERP-системой, как это бывает в случаях внедрения SAP R/3 в России, то, я считаю, ему было бы намного тяжелее. Персонал российских компаний более приспособлен к применению таких крупных систем.

— Как компании построить организационную структуру, чтобы эффективно внедрить систему SAP R/3, а потом ее поддерживать?

— Этот вопрос нам часто задают клиенты; иногда они интересуются опытом международных компаний. Надо сказать, что здесь нет стандартного решения, подходящего для всех фирм. У всех компаний в мире разные IT-структуры.

В некоторых странах SAP R/3 полностью отдается консультанту по внедрению. У некоторых наших клиентов это записано даже в политике организации: у огромной компании в штате только 15 человек, которые отвечают за информационные технологии, а все остальное обеспечивается консультантами. Другие компании, напротив, создают свои крупные группы (от 150 до 300 человек) для внедрения и поддержки ERP-системы. Это характерно, например, для компаний, работающих на рынках, где очень сильная конкуренция, в частности для табачных компаний.

Многие не хотят, чтобы один консультант обслуживал и их, и другие компании, поэтому в целях безопасности организуют свои бизнес-единицы. Я считаю, что самое главное в организационной структуре — это то, что надо четко определить место группы разработчиков SAP R/3 внутри организации. Отсутствие такой четкости — одна из ошибок российских компаний. У нас часто не могут разобраться, к чему должна относиться и кому подчиняться бизнес-единица, отвечающая за информационные технологии. Тогда возникают большие проблемы, потому что смысл системы SAP R/3 как раз в том и заключается, что она связывает все звенья организации воедино и требует, чтобы IT-группа не подчинялась какому-то одному подразделению и соответственно обслуживала только его. Компании нужно осознать, что IT-группа выполняет корпоративную функцию и обслуживает все функциональные подразделения внутри компании. Она может подчиняться какому-то подразделению или вице-президенту по информационным технологиям, но при этом должна обладать определенной самостоятельностью. Их руководитель — вице-президент должен иметь равное положение среди своих коллег, что, кстати, не всегда характерно для российских компаний.

Приведу один положительный пример. Мы работали с Тюменской нефтяной компанией (ТНК) и там приняли решение, что в организации должна быть введена должность вице-президента по информационным технологиям, который бы и курировал IT-группу. Я думаю, что тенденция хорошая и скоро она распространится и в других крупных российских компаниях. Кстати, PricewaterhouseCoopers принимает активное участие в процессе их развития. Вместе с МГУ мы разработали и проспонсировали программу создания магистратуры для вице-президентов по информационным технологиям, чтобы руководители могли получить степень магистра. На базе МГУ были созданы курсы, которые начали работать с этого года.

— Ваши клиенты работают только с PricewaterhouseCoopers SAP R/3 или могут обращаться за помощью к другим консультантам?

— Конечно, могут — рынок свободный. Но при этом они не должны забывать о том, что SAP R/3 — сложная программа, она очень сильно завязана и на технических решениях, и на будущем расширении своей функциональности. Поэтому надо учитывать возможности других компаний по обеспечению многогранных консультаций по всем направлениям работы ERP-системы.

У PricewaterhouseCoopers огромный опыт по внедрению решений SAP R/3 и большие возможности. Совсем недавно к нам пришел запрос от российского клиента об определенной узкой функции SAP R/3: от российских компаний они не смогли получить ответа. Ответ не знали даже мы, российкий офис PricewaterhouseCoopers, в России, потому что направление, которое интересовало, только начало внедряться. Но я связался с двумя нашими коллегами за границей (один находился в Ирландии, другой — в Великобритании), и они четко ответили на поставленный вопрос и более того, готовы были прилететь и помочь клиенту. Мы гарантируем высокое качество выполнения этих работ.

— Решения SAP R/3 в России популярны?

— Вы можете найти немало людей, которые скажут, что они очень популярны, и ровно столько же ответят отрицательно. В России целый ряд компаний, так или иначе использующих функциональность SAP R/3. Я знаю массу людей, которых во многом не устраивают функциональные особенности решений Microsoft, однако продукты Microsoft работают практически на каждом рабочем столе. Можно долго спорить о преимуществах и недостатках систем класса SAP R/3. Но у меня есть один аргумент: когда мы спрашиваем крупных российских клиентов, у которых нет ERP-систем о том, когда они подготовят свою финансовую отчетность, нам отвечают — через несколько месяцев (а иногда и через год) после окончания отчетного периода.

Как правило, крупным российским компаниям надо шесть-семь месяцев для консолидации финансовой информации. И нужно учесть, что эти шесть-семь месяцев — время непрерывной работы группы по консолидации. Вместо того чтобы заниматься анализом экономической деятельности, люди тратят время на то, что может сделать R/3.

Мы же говорим таким клиентам, что многие еще более крупные международные компании, с большим количеством подразделений, во всем мире готовят свою отчетность в течение трех дней. И это позволяют делать решения SAP R/3.

Беседу вела
Анaстасия САЛОМЕЕВА