“Россия стала обладательницей уникального технического университета”

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) имеет более чем столетнюю историю и гордится своими выпускниками. Ему выпала счастливая судьба — служить развитию оптического приборостроения и компьютерных технологий.

Здесь возникли авторитетные научные школы, которые на протяжении десятилетий лидируют в важнейших областях техники. ИТМО превратился в политехнический вуз, деятельность которого охватывает практически все актуальные области науки.

В годы существования СССР институт входил в число 37 ведущих вузов страны и являлся базовым в приборостроительной отрасли. Основные задачи того времени были связаны с повышением обороноспособности страны, и ИТМО вносил весомый вклад в их решение. До Великой Отечественной войны главной задачей для института было создание единых комплексов управления артиллерийской стрельбой и авиационным бомбометанием.

Политические преобразования последних лет изменили рыночную ситуацию и приоритеты развития российской науки и промышленности. Но не смогли изменить ход истории: по общему мнению ученых и аналитиков, на смену XX веку —

веку микроэлектроники, пришел XXI век, который станет веком оптоэлектроники и компьютерных технологий. В этом отношении институту повезло: все направления подготовки специалистов оказались созвучны потребностям общества конца прошлого века и начала нынешнего.

«Наш вуз, — рассказывает ректор института доктор технических наук, член-корреспондент РАН, профессор Владимир Николаевич Васильев, — готовит студентов по 35 образовательным программам высшего профессионального образования. Это оптика и оптоэлектроника, информатика и программирование, компьютерные технологии и телекоммуникационные системы. Век, в который мы перешли, иногда называют веком информационного общества. А информационное общество с его системами получения, передачи, обработки и хранения информации будет стоять именно на таких китах, как оптика и оптоэлектроника, информатика и компьютерная техника. В этом смысле наш технический университет оказался призван готовить специалистов XXI века.

Волею судеб Россия стала обладательницей уникального оптико-компьютерного технического университета. Такое замечательное сочетание и широкая международная известность вызвали у множества зарубежных вузов и фирм большой интерес и позволили нашему вузу в экстремальных финансовых условиях 90-х годов не только не свернуть свою учебно-научную деятельность, но и развиваться дальше. Мы легко трансформировали учебные планы и всю систему подготовки для того, чтобы наши выпускники были востребованы обществом, востребованы на рынке труда. Университет сумел, например, в обстановке лавинообразного развития компьютерных технологий последнего десятилетия стать одним из известнейших научно-образовательных международных центров в этой области.

— Не опасаетесь конкуренции со стороны своих выпускников?

— Мне приятно, что наши студенты не приторговывают в ларьках, а пишут книги и публикуются в солидных журналах, целыми коллективами работают в серьезных фирмах. За последние четыре года бывшие студенты нашего вуза выпустили в центральных издательствах шесть книг по новейшим направлениям компьютерных технологий. Это уникальный в российской высшей школе результат.

И, конечно, в некоторых областях студенты пошли дальше своих учителей. Выпускники приходят, приносят свои решения, консультируются, обогащают нас в процессе этих консультаций и помогают в подготовке своих младших товарищей.

Сотрудники университета составили ядро группы российских специалистов, создавших Российскую федеральную университетскую компьютерную сеть RUNNet. Студенты факультета информационных технологий и программирования, в котором собраны самые способные молодые российские программисты, первыми из российских команд, выиграв в 1995 году соревнования в Амстердаме, пробились в финал чемпионата мира по программированию. Этот чемпионат является самым престижным в мире интеллектуальным состязанием будущих компьютерных звезд. Наш университет входит в десятку ведущих университетов мира, команды которых являются постоянными участниками финала чемпионата мира. Это очень высокий показатель. Студенческая команда нашего института стала в 1996 году первым чемпионом России по программированию. И в дальнейшем, участвуя в этих чемпионатах, мы всегда занимали призовые места.

В этом году наша команда завоевала золотые медали мирового первенства в борьбе более чем с 2000 команд из 70 стран мира.

— Как в нелегких современных условиях Вашему университету удается готовить специалистов такого уровня?

— В университете сформирован высококвалифицированный педагогический коллектив: каждый пятый — доктор наук, профессор.

Обучение ведется на серьезной и современной технической базе, которая напрямую связана с информационными областями. Достаточно сказать, что у нас на каждый компьютер приходится не больше четырех студентов.

Сегодня дело не только в числе компьютеров (материально-техническая база высшей школы России серьезно улучшилась), но в наполнении содержанием компьютерных сетей. И в этом наш вуз выгодно отличается от других российских высших учебных заведений. Созданы уникальные сетевые образовательные ресурсы, не только для высшей школы, но и для средней. Если кто интересуется, то может обратиться на головной сайт нашего университета www.ifmo.ru.

Наш институт является признанным лидером среди вузов в области сетевых и телекоммуникационных технологий. Более тысячи компьютеров университета объединены в единую оптоволоконную сеть и обладают прямым широкополосным доступом в Интернет.

— Как удается поддерживать техническую базу института на столь серьезном современном уровне?

— Помогает постоянная научно-исследовательская работа, контакты с ведущими отечественными и зарубежными фирмами и востребованность наших специалистов.

Университет является базовой организацией для крупнейшей российской научно-образовательной сети RUNNet, имеет две собственные спутниковые станции, мы связаны с миром оптоволоконными кабелями через Хельсинки и Стокгольм.

— Наверное, от желающих учиться в таком вузе нет отбоя?

— В этом году конкурс в наш университет составил около трех человек на место. Каждый четвертый студент первого курса является золотым медалистом. Около 100 студентов — призеры международных и российских олимпиад по информатике, математики, физике и программированию. Ряд студентов к шестому курсу имеют до 30 научных публикаций в реферируемых журналах и выступлений на международных «взрослых» конференциях.

— А какие формы работы используются в университете, чтобы привлечь в науку молодежь?

— Способные к творческому поиску студенты привлекаются к решению реальных непростых научных задач уже с младших курсов.

С одной стороны, к концу второго курса в вузе студенты уже овладевают всем багажом общефизических знаний и значительной частью курса высшей математики. С другой стороны, как показывает опыт, начинать приобщение их к науке на старших курсах часто поздно, так как наиболее талантливые параллельно с учебой к этому времени уже работают вне сферы образования и науки. Кроме того, поставить интересную и актуальную научную задачу, вклад в решение которой может внести студент младшего курса, способен только специалист очень высокой квалификации. Поэтому для поддержки собственной научной работы таких специалистов и стимулирования их научного руководства студентами и аспирантами в университете воссоздана система проблемных лабораторий.

Студентов и аспирантов, имеющих весомые результаты и выступающих на международных научных конференциях, объединяют студенческая научная ассоциация «Оптика XXI век», молодежные секции оптического общества имени Д. С. Рождественского, Оптического общества Америки OSA, Международного общества инженеров-оптиков SPIE… Особо важная роль этих объединений заключается в организации финансовой поддержки студенческой научной работы и финансирования их участия в различных научных форумах. Так, за 2000 год только членами ассоциации «Оптика XXI век» было получено свыше 30 индивидуальных международных и российских грантов и именных стипендий на сумму более полутора миллионов рублей.

— Какие виды дополнительного образования и в каких условиях можно получить в Вашем университете?

— На факультете компьютерных технологий и управления, факультете информационных технологий и программирования готовят профессиональных программистов и сетевиков, на естественно-научном факультете — педагогов компьютерных технологий для средних школ, лицеев и вузов, на гуманитарном — специалистов по информационным компьютерным системам и экономике.

Можно получить второе образование и в зарубежных университетах — наших партнерах в странах Западной Европы и в США. При этом обучение может идти как очно, так и заочно с использованием сетевых технологий. Если человек работает в науке или в какой-либо иной области, он так же может работать по контракту виртуально, практически не отставая при этом от той информации, которая определяет новизну в его специальности. Развитие системы дистанционного обучения с использованием сетевых технологий для нас очень важно, ведь благодаря этому специалисты с нашими дипломами легко находят работу.

Беседу вела Ванда РИСС