Надежды маленький оркестрик

Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова существует восьмой год. На фоне действия многочисленных благотворительных организаций работа этого фонда — ежедневная, кропотливая и самоотверженная — зачастую не выражается в пышных акциях. Это постоянная и разнообразная поддержка одаренных детей, музыкантов и художников — выделение стипендий, поиск и покупка музыкальных инструментов мирового класса, а также помощь не только творческая, но и социальная, медицинская. Кроме того, организация семинаров, гастролей, летних мастер-классов, концертов и выставок…

Знаменитый маэстро и его верные помощники не преследуют амбициозных целей открывать таланты, поскольку убеждены, что талант «откроется» сам.

А вот вовремя услышать и окружить заботой — это и есть задача работников фонда, людей неравнодушных к судьбам отечественного искусства.

Владимир Спиваков, несмотря на свою безумную занятость, печется о своих талантливых питомцах и по-отечески внимателен к каждому их шагу и успеху. А в том, что они одарены от природы выдающимися способностями, сомнений нет ни у кого, кто попадает на концерты молодых звезд будущего.

Из восьмисот стипендиатов фонда 350 — лауреаты международных конкурсов и фестивалей. За годы существования фонда две тысячи детей получили разнообразную помощь, причем это касается не только талантливых дебютантов, но и больных или просто нуждающихся детей.

Как-то при организации первого в перестроечной России благотворительного концерта Владимир Спиваков обнаружил, что слово «благотворительность», имеющееся в Толковом словаре Даля, таинственным образом исчезло из Большой советской энциклопедии. Возрождением этого понятия и возвращением ему первоначального благородного смысла и занимается организованный маэстро фонд. Старинные традиции русской благотворительности приобретают в современном обществе разнообразную форму, в том числе и такую — ненавязчивую и очень выразительную.

Стипендиаты фонда пользуются известностью и на родине, и за рубежом. Интенсивность концертной деятельности воспитанников фонда (до десяти концертов в неделю) сравнима по нагрузке с занятостью активно концертирующего солиста или коллектива. На инструментах, подаренных юным музыкантам — роялях, скрипках, виолончелях, кларнетах, гобоях, саксофонах, ударных, гитарах, — мог бы играть целый оркестр. Они представляли искусство своей страны перед Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, Папой Римским Иоанном Павлом II, их слушали специалисты Шведской королевской академии музыки в Стокгольме и участники Всемирного экономического форума в Давосе.

Амплитуда гастрольной деятельности фонда поразительна почти так же, как концертные турне самого маэстро Спивакова. В Вашингтоне и Нью-Йорке им аплодировали конгрессмены и представители деловой и политической элиты США. Концерты стипендиатов проходят в Австрии, Венгрии, Хорватии, Франции, Германии, Голландии, Швеции, Греции, Турции, Румынии, Бельгии и т.д. Не потерявшие головы от громкого международного успеха юные таланты с не меньшим энтузиазмом играют в российской провинции.

В рамках программы «Музыкальный класс» они выступают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Челябинске, Воркуте и других городах. Фонд проводил оригинальные концерты в Международном центре Рерихов, воспитанники фонда многократно выступали в Оружейной палате и других исторических залах музея-заповедника «Московский Кремль».

В Российской государственной библиотеке и в Оружейной палате Кремля молодые музыканты и певцы исполнили оригинальную версию камерной оперы Моцарта «Бастьен и Бастьенна». В прошлом сезоне в Оружейной палате Кремля прошла презентация нового компакт-диска юных музыкантов.

Однако музыка юных исполнителей — не только повод для приятного времяпрепровождения, но и способ привлечь внимание к проблемам современной жизни. В концертном зале «Россия» фонд проводил акцию в поддержку Российской детской больницы г. Москвы. Благотворительность на этом вечере обрела формы реальной деятельности и конкретной помощи. За годы существования фонда, как говорят его руководители Екатерина Ширман и Петр Гулько, спасено несколько десятков жизней. Не ограничиваясь просветительской и концертной деятельностью, фонд оказал финансовую поддержку в проведении 90 хирургических операций.

Кроме московского, центрального отделения, успешно действует и филиал фонда в Армении, с которой маэстро давно связывают теплые отношения. Организованные с его помощью выставки молодых армянских и грузинских художников вызывают серьезный интерес профессионалов.

И на летнем музыкальном фестивале во французском городе Кольмар, уже 13 лет проходящем под неизменным руководством Владимира Спивакова, участие стипендиатов его фонда — сложившаяся традиция. В прошлом году Владимир Спиваков представил европейской музыкальной элите и меломанам своих воспитанников Юлианну Авдееву, Фарида Махмудова, Луку Окросцваридзе, Георгия Анищенко, Анастасию Петанову и Марию Сурначеву. И их соседство в афише фестиваля с признанными авторитетами и бесспорными талантами мирового уровня было абсолютно заслуженно и естественно.

На закрытии прошлого сезона в залах Оружейной палаты юные музыканты сыграли полновесный, очаровательный концерт. Смелость десятилетней скрипачки Наташи Сигаевой, исполнившей «Чакону» Витали, вызвала небывалый энтузиазм слушателей. Это старинное произведение 1663 года прославили Яша Хейфец и Леонид Коган. Наташа, ученица Т. А. Полозовой, тронула сердца слушателей сочетанием детской серьезности с недетской силой исполнения. Поэтому совсем недавно она по праву получила в подарок от Владимира Спивакова скрипку 1773 года школы Страдивари.

Пианист Дмитрий Шишкин (класс М. С. Хохлова), рядом с которым рояль казался неправдоподобно огромным, порадовал публику непринужденностью и свободой. Артистично и легко играл на ксилофоне «Испанский танец» Мануэля де Фальи Владимир Терехов. И буквально потряс публику юный скрипач Юрий Ревич (класс Г. С. Турчаниновой). В его исполнении «Баскского каприччио» Сарасате звучал драматизм, страсть и мужественная строгость. Блестящая игра молодого исполнителя, ученика 3-го класса ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, лишний раз доказала, что в мире музыки зрелость приходит не с возрастом, а отзывается на глубину чувств.

А прошедшим летом на фестивале в Кольмаре публика рукоплескала юным музыкантам из Армянского и Московского отделений фонда. Их выступления вызывали не умиление публики, а искренний восторг. Особенно понравились кларнетист Сергей Елецкий, виолончелист Федор Амосов, скрипачка Марианна Васильева, Андрей Розендент, невозмутимый чудо-ребенок с бесценной скрипкой — тоже подарком патрона, и студентка престижного американского колледжа пианистка Катя Сонина.

В каждом своем выступлении молодые музыканты демонстрируют зрелость и мастерство. Очевидно, что именно за ними будущее в XXI веке, когда благотворительность вновь обретет свое первоначальное значение.

4 октября 2001 года в Международном центре Рерихов состоялся показ программы фонда Спивакова, которая затем была представлена 9 октября 2001 г. в Женеве во Дворце наций Европейской штаб-квартиры ООН. На этом концерте присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарии в России, представители посольств Японии, Непала, Индии, Индонезии, а также другие почетные гости. Представитель Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II — отец Антоний благословил детей на столь трудную и ответственную поездку. Было зачитано обращение в связи с предстоящей акцией министра иностранных дел России Игоря Иванова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Снимали концерт телевизионные группы REN TV и телеканала «Столица».

Сейчас фонд начинает подготовку к таким акциям, как фестиваль в Карфагене (Тунис), благотворительные концерты в городах Швеции, поездка по городам Германии, а главное — подготовка к фестивалю Владимира Спивакова во Франции (г. Кольмар), в котором примет участие большая группа стипендиатов фонда — юных музыкантов и художников.

В настоящий момент целый ряд совместных мероприятий наметили фонд Спивакова и DANON. Этот проект наверняка станет важной вехой в жизнедеятельности фонда.

В фонде Спивакова будут рады откликам и других истинных меценатов, которые действительно думают о будущем России.