“Мы не будем рассказывать о тульской бабушке”

СФЕРА ВЕЩАНИЯ

— Что побудило «Би-би-си» открыть круглосуточный информационный сайт на русском языке?

— Предоставление максимально оперативной информации — наша специализация на медиа-рынке. Радиостанция «Би-би-си» вещает на весь мир, на 43 языках. А Интернет дает нам новые возможности, новую аудиторию и новые способы общения с аудиторией старой.

Новости динамичны, они не считаются с временем суток. На радио круглосуточное вещание — вещь дорогостоящая, Интернет к этому лучше приспособлен. Вообще же Интернет стал для «Би-би-си» логическим продолжением 50-летней традиции вещания на Россию.

Еще один аспект — это доступ к информации. Задача «Би-би-си» — предоставлять слушателю, зрителю, пользователю Интернета доступ к достоверной, проверенной, объективной информации. Если на радио материал отзвучал и потерялся, то в Интернете информацию можно хранить очень долго, ставя наши новости в контекст, предоставляя полную картину событий в динамике. Скажем, на английском сервере сейчас лежит почти полтора миллиона страниц. Ведь у нас все, что производится, остается в архиве и доступно всем.

— Какой Вы видите аудиторию Вашего сайта? Предполагается ли, что новый ресурс «Би-би-си» заберет себе какую-то часть радиослушателей или задача прежде всего в том, чтобы расширить число потребителей Вашего информационного продукта?

— Речь скорее идет о втором. Целевая аудитория у радиопрограмм «Би-би-си» и у сайта одна и та же. Мы работаем на социально активных людей, которые обладают определенными жизненными устремлениями и интересуются тем, что происходит за пределами их «околотка».

Но основной блок радиовещания «Би-би-си» до сих пор идет на коротких волнах (хотя в Москве, Питере и Екатеринбурге мы вещаем и на средних волнах, а в целом ряде городов и на FM). Вряд ли можно рассчитывать, что люди, которые до сих пор слушают коротковолновый приемник, активно пользуются Интернетом. Поэтому, на мой взгляд, эти аудитории очень мало пересекаются.

Сейчас у русскоязычного сайта посещаемость составляет примерно 1,5 миллиона показов в месяц. Это означает, что ежедневно на наш сайт заходят 6—7 тысяч человек. Надеюсь, к концу года мы сумеем увеличить это число вдвое.

— Вероятно, смысл международной деятельности «Би-би-си» и данного проекта в частности в том, чтобы распространить свое влияние максимально широко?

— Я не согласен со словом «влияние». Мы не пытаемся влиять — мы информируем. Нужно рассматривать нашу деятельность с точки зрения процессов глобализации.

Британия считает себя одним из основных игроков на международной арене. Отсюда — потребность делиться знаниями и опытом с теми, кто готов слушать.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

— Как разрабатывался дизайн Вашего сайта?

— Сайты «Би-би-си» строились таким образом, чтобы их все объединял один корпоративный, «фирменный» дизайн. Делалось это ради узнаваемости и визуальной последовательности — идея состоит в том, что пользователь должен себя чувствовать «на «Би-би-си» на любом из многочисленных сайтов корпорации.

Все информационные порталы — одинаковой ширины, строятся по одному и тому же принципу, их объединяет одинаковая цветовая гамма, все элементы одного и того же размера.

Однако на контент правила корпоративной идентичности не распространяются. Содержание у всех разное, поскольку каждый портал — английский, русский, арабский, китайский или другой — ориентирован на собственный рынок и делается разными людьми. Если исходить из того, что самое главное в информационном сайте — это наполнение, то выходит, что они при внешнем сходстве радикальным образом отличаются друг от друга.

— Ставилась ли перед разработчиками некая сверхзадача — техническая или чисто творческая?

— Предполагалось, что сайт «Би-би-си» должен быть доступен как можно большему числу людей. Соответственно, он должен работать на разных платформах и быть максимально простым. Он должен читаться на большинстве мониторов — отсюда ширина в 600 пикселей. Он должен быть простым в использовании — у нас простая навигация.

Кроме того, мы считали, что дизайн информационного сайта «Би-би-си», известной своими принципами непредвзятости и оперативности, должен быть строгим — не игривым. Отсюда — белый фон, достаточно много «воздуха». Сюда же можно отнести и архитектуру: в центральной колонке — три главные истории минуты, под ними — остальные важные новости, а в правой колонке — истории не столь важные, фоторепортажи и некоторые аналитические материалы.

— Какие, с Вашей точки зрения, недостатки характерны для других информационных ресурсов? Удалось ли «Би-би-си» избежать повторения чужих ошибок?

— Главный недостаток, на мой взгляд, — обилие рекламы на некоторых сайтах. Сравните с BBCRussian.com — у нас нет рекламы, и насколько удобнее пользоваться сайтом! И это не только мое мнение: мы проводили исследование в России, и практически все опрашиваемые отметили отсутствие рекламы в качестве очень положительного момента.

— А какова политика Вашего портала относительно размещения собственной рекламы?

— Мы пытаемся привлечь социально активную аудиторию. Поэтому для своей рекламной кампании мы избрали только те сайты, которые, как нам кажется, и посещают такие люди. Кроме того, мы размещали свою рекламу и в печатных СМИ — по тому же принципу.

Нынешняя рекламная кампания уже подходит к концу. Но не исключено, что в течение года мы ее повторим.

— Почему «Би-би-си» решила ограничиться баннерами с логотипом (другие информационные сайты нередко размещают на своей рекламе анонсы новостей)?

— Ограничиться баннерами с логотипом мы решили исключительно из соображений финансовой целесообразности. Безусловно, анонсы дают большую отдачу, однако они дороже. А поскольку мы не занимаемся баннерным обменом, всю рекламу нам приходится проплачивать.

— А каковы затраты на создание сайта?

— Это очень дешевый проект — меньше 800 тысяч в год. По английским меркам это ничтожная сумма. Поскольку «Би-би-си» — некоммерческая структура, то мы не можем расширяться за счет рекламных поступлений. Зарплаты у нас не очень высокие, хотя достаточно привлекательные, чтобы люди из России переезжали жить в Лондон.

Мы не формировали свой бюджет исходя из глобальной цели завоевать информационный рынок. Наоборот, мы стараемся использовать имеющиеся у нас деньги с наибольшей отдачей.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ В ФОКУСЕ

— Какова структура Вашего сайта?

— Она очень простая. На главной странице идут основные новости. Есть разделы науки и техники. Есть раздел бизнеса с обновляемой в режиме реального времени финансовой информацией. Ежедневно мы публикуем три обзора СМИ — из России, из Британии и из континентальной Европы. Человек, не поленившийся прочитать все три, получит представление о том, как видятся одни и те же события из разных географических точек.

Безусловно, на сайте очень много британских событий. В России интересуются Британией, и кто как не «Би-би-си» должен о ней рассказывать.

— А как организована обратная связь? Отвечаете ли Вы на письма, предлагаете ли пользователям подписку на информационные рассылки? Как-никак все это — один из методов привлечения и удержания аудитории.

— Связь с пользователем для нас — дар небес. Те, кто когда-нибудь работал на радио, наверное, меня поймут. Но если отклик на радиопередачи приходит с большим опозданием, то Интернет это положение дел мгновенно перевернул.

Письма от читателей приходят моментально, реакция на хорошее и плохое — молниеносная.

Еще один постоянный элемент обратной связи — это наши форумы, которые обновляются еженедельно и которые позволяют получать отклики, в основном редакционного плана. Например, если кому-то не нравится наше освещение ближневосточного конфликта, он может воспользоваться форумом по Ближнему Востоку и высказать нам свое неудовольствие.

Принимаем ли мы эти письма к сведению? Безусловно, принимаем. Быть может, не всегда с ними соглашаемся, но они помогают нам лишний раз проанализировать наше освещение событий. Письма дают пищу для размышления, это бесспорно. И пищи этой, надо сказать, хоть отбавляй — наши сотрудники еле-еле справляются со всеми письмами.

Отвечаем ли мы на все? Да, стараемся отвечать на все письма, требующие ответа.

Что касается рассылок на заказ, то пока мы этого не делаем. Однако запросов на включение в рассылку новостей поступает очень много. Поэтому будем надеяться, что в скором времени она появится.

У БРИТАНЦЕВ СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ

— Открытию сайта «Би-би-си» предшествовал анализ российского рынка информационных интернет-ресурсов. Какие были сделаны выводы?

— Складывается впечатление, что рынок интернет-СМИ поделен между несколькими крупными игроками. Вместе с тем возникает ощущение некоторой хаотичности. Однако при этом рынок быстро развивается, и это самое главное.

В Сети представлено много позиций, взглядов, платформ. Появились как проправительственные ресурсы, так и явно выраженные оппозиционные.

Быть может, этот рынок уже близок к насыщению. Во всяком случае, конкуренция на нем сильная. Кстати, для нас она особенно ощутима, потому что мы находимся за пределами России.

— А в чем в Вашем случае заключается минус «заграничной дислокации» владельца портала?

— До сих пор сохраняются пережитки «холодной войны» среди аудитории. Нас некоторые до сих пор считают аутсайдерами. Не в нашу пользу сыграло и участие Британии в бомбардировках Югославии.

Однако Русская служба работает самостоятельно, исходя из собственного ощущения приоритетов и старается занимать взвешенную позицию. В «Би-би-си» никто никому не навязывает редакционной политики — это традиция. Поэтому наша точка зрения может отличаться от взгляда британской «Би-би-си» или правительства Соединенного Королевства.

Но, судя по электронной почте, посетители нашего сайта не всегда это понимают и воспринимают «Би-би-си» как некую пропагандистскую машину, являющуюся продолжением британского правительства. Например, упрекают нас в предвзятости, но при этом ссылаются на программы других служб.

На самом деле мы не зависим от правительства. Единственное требование, которое должно неукоснительно соблюдаться, — достоверность информации. Мы считаем, что лучше не сообщить о чем-то вообще, чем сообщить второпях, а потом извиняться перед аудиторией.

— Контент сайта делается в Англии?

— У нас есть корреспонденты в России, но компилируется все в Лондоне.

— Вы не боитесь, что удаленность от места события не лучшим образом скажется как на оперативности, так и на качестве Ваших новостей?

— Как я уже говорил, мы не готовы жертвовать объективностью ради скорости. Конечно, географическая удаленность влияет на восприятие. Но я считаю, что применительно к российским событиям она является не недостатком, а преимуществом. Это позволяет нам смотреть на происходящее со стороны. В ситуации, когда возникает эмоциональный накал и общественность раскалывается на два лагеря, «Би-би-си» остается посередине и сохраняет объективность.

— Каким образом, оставаясь по сути зарубежным СМИ, Вы собираетесь конкурировать с местными игроками информационного рынка?

— Конечно, это сложно, но реально. Несколько лет назад говорили о том, что россиян вообще не волнует то, что происходит за «калиткой». Это естественно, потому что внутренних проблем хоть отбавляй, и в ближайшей перспективе интерес к ним будет превалировать.

Но Россия хочет, чтобы с ней считались. И у аудитории СМИ появляется понимание того, что существует еще и глобальное пространство.

Мы не будем писать о том, как, например, какая-нибудь бабушка в Туле научилась приспосабливаться к регулярным задержкам пенсии. «Би-би-си» не собирается конкурировать с российскими СМИ и в освещении таких, например, проблем, как призыв на военную службу или выборы в местные органы власти. Наша служба занимается событиями общенационального и интернационального значения. И показывает их не так, как они видятся из России: дает взгляд со стороны.