Обзор МВА

В нашей стране распространен дорыночный подход к работе с персоналом и к менеджменту вообще. По опросам ВШЭ, 35% так называемых «красных директоров» и тех, кто пришел им на смену, считают, что основные активы их предприятия — дорогостоящее оборудование, порой простаивающее годами, а вовсе не люди, которые в состоянии заставить это оборудование работать.

Во всем мире давно признали, что без квалифицированного персонала, эффективного менеджмента не будет развиваться ни одно предприятие.

Уже в 20—30-е годы общество осознало необходимость в профессиональных менеджерах топ-класса. Именно тогда появилась степень МВА. Престиж этой программы постоянно растет. Ежегодное число выпускников курсов МВА — 150 тысяч человек по всему миру.

РЕЙТИНГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

— Какие причины заставили Вас пройти курс МВА?

— Диплом МВА был мне необходим для построения успешной карьеры. У меня за плечами — большой опыт ведения собственного бизнеса, работа в совместных предприятиях на весьма высоких должностях, вплоть до руководителя проекта. Но в какой-то момент я поняла: для того чтобы расти дальше, мне не хватает знаний.

— Как Вы выбирали школу?

— Я долгое время отслеживала рейтинги, смотрела, какие из школ находятся на лидирующих позициях. Кроме того мне посчастливилось общаться с выпускниками разных школ MBA, и я прислушивалась к их рекомендациям.

Когда школа была уже выбрана, я подробно проанализировала ее рейтинги, узнала, как трудоустроены ее выпускники, пообщалась с ними и получила от них интересную информацию. Решающую роль сыграло то, что ректор выбранной мною Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Леонид Евенко — президент Российской ассоциации бизнес-образования. Все западные методики, которые попадают в нашу страну, проходят через РАБО и, соответственно, первыми внедряются в школе ее руководителя…

Отечественным бизнес-школам пока далеко до классических западных. Ведь иностранным сотни лет, а нашим — не более десяти. И все же моим преподавателям удалось сохранить баланс между фундаментальными теоретическими знаниями и отечественной практикой. Они в полной мере использовали так называемые Гарвардские кейсы и сумели адаптировать их к российской действительности.

— Вы учились на дневном отделении?

— Да, я выбрала дневное отделение. По интенсивности оно гораздо насыщеннее, чем вечернее.

Вечерники, конечно, имеют возможность сразу применять услышанное на практике, но они получают меньший объем знаний и качество подготовки у них несколько слабее. Во время вечернего обучения практически нет времени на подготовку к занятиям. Кроме того, менеджер приходит на лекции вечером и с трудом воспринимает новую информацию после тяжелого рабочего дня. Наконец, гораздо меньше академических часов отведено на предметы.

RUSSIAN EDITION

— А почему Вы не стали учиться по программе МВА за рубежом?

— Для меня с самого начала было важно понять, что эта программа представляет собой «в русском варианте».

Но получив российский диплом, я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Думаю, что без новейших западных технологий сейчас невозможно.

Работа в «Арсенале» и сотрудничество с западными консалтинговыми агентствами подтверждают это. Поэтому сейчас в моих планах — получение западного МВА. Ведь программы, которые приходят к нам в Россию, подчас не самые свежие и не самые лучшие.

— В чем различие российских и западных программ МВА?

— Знаете, я довольно часто общаюсь с Михаилом Дубиком, издателем газеты «Ведомости». Он заканчивал курс МВА в INSEAD, во Франции. И вот какой вывод мы с ним сделали: российский диплом в сфере делового администрирования для российских предприятий гораздо лучше, чем западный. Слушатели западных бизнес-школ обучаются по программам, не учитывающим нашей специфики. Человек, получивший западное образование, не сможет правильно воспринять отечественную ситуацию и максимально полно работать в ее условиях.

А вот Михаил успешно работает в структуре с иностранными инвестициями и говорит, что западная степень МВА ему оказалась как нельзя кстати. Так что если специалист нацелен на работу в компаниях с иностранным менеджментом, то после российского курса МВА ему придется доучиваться за рубежом…

Должна предупредить: бывает так, что МВА не помогает, а мешает работать в российской фирме. Один мой однокурсник по ВШМБ поступил на руководящую должность в российскую компанию, но не прошел испытательного срока. Этой фирме не нужны были революционеры. И, я должна заметить, корпоративная культура многих отечественных компаний просто не рассчитана на людей с таким образованием.

— Это с одной стороны. А с другой — многие наши работодатели не верят в качество обучения в российских школах…

— Безусловно, есть и такие. Хотя их неверие в большинстве случаев необоснованно.

Диплом МВА является дипломом государственного образца. Министерством труда были приняты квалификационные требования к выпускникам курса МВА. Установлены и государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе «Мастер делового администрирования». Эти документы есть у каждого кадровика.

Сейчас многие уже понимают, что обучение по системе МВА — путь в бизнес, способ сделать карьеру. И начинается своего рода бум МВА—образования. Однако интерес к получению степени «Мастер делового администрирования» сдерживается недоверием руководителей, которые еще не осознали, как полезна эта программа.

К тому же школы практически не рекламируют себя, либо рекламируют по старинке, не применяя новых информационных и PR-технологий.

По статистике школы «Арсенал» только 20% работодателей слышали о том, что МВА — «это здорово». Однако они нечетко представляют себе, что конкретно принесет их сотрудникам получение подобной степени. Всего 2% российских руководителей действительно знают о преимуществах МВА и понимают, какую пользу их бизнесу принесет сотрудник, имеющий эту степень. Но, конечно, речь идет только о тех, кто добросовестно прошел курс обучения.

— А можно ли проходить его «недобросовестно»?

— Наш курс был достаточно «разношерстным». На дневном отделении, например, учились один из директоров «Сиданко», генеральный представитель одной из западных компаний… И в то же время у нас были однокурсники, которые поступили в школу бизнеса, воспользовавшись тем, что на руководящих должностях в тех или иных компаниях работают их родственники. Они использовали квоту предприятия на обучение и потратили, честно говоря, впустую и время, и деньги. Но, кстати, у них возникли проблемы с трудоустройством…

Должна сказать, что среди вечерников таких «отсиживающих» меньше. Дело в том, что вечером учатся люди, которые уже работают, и их обучение — стратегическая инвестиция компании, заинтересованной в положительном результате обучения. С другой стороны, вечерники меньше ощущают реальную конкуренцию открытого рынка труда и это некоторых расхолаживает.

На вечернее отделение сотрудников направляют компании, которые задумываются о развитии своих менеджеров, инвестируют в них, чтобы потом они принесли свои знания в компанию.

Несмотря на отдельные случаи «брака», программу МВА трудно «пройти мимо». Существуют достаточно жесткие требования, необходим серьезный уровень знаний еще до поступления.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСТЕТ

— Каковы требования к поступающим?

— Когда поступала я, то есть в докризисные времена, мы проходили тестирование по менеджерским навыкам и писали небольшую вступительную работу. Были, в частности, тесты на знание основ экономики и математики, управленческого и финансового учета. Например: «Амортизация может исчисляться следующими методами…» — и несколько вариантов ответа.

Подразумевается, что на курс МВА приходят люди с хорошим высшим образованием, у которых за плечами уже не менее двух лет управленческого стажа.

— Каково качество знаний и реальные профессиональные возможности обладателей сертификатов МВА?

— Существует статистика об эффективности тех людей, которые получили степень МВА в России. Если в компании работают специалисты с таким дипломом, в ней повышается управленческая эффективность, оптимизируются бизнес-процессы (в 57 процентах компаний), происходит развитие персонала (в 53 процентах), выявляются ее конкурентные преимущества (в 46 процентах), налаживается маркетинговая деятельность (в 42 процентах).

Эффективность программы во многом зависит от набора курсов и дисциплин. Программа первых двух семестров состояла из базовых дисциплин по подготовке «менеджеров широкого профиля», а на третьем началась специализация. Каждый слушатель мог выбрать интересующее его направление, лекции и преподавателей, которые его больше устраивали.

Обучение в ВШМБ было построено по четырем циклам. Первый — понимание бизнес-среды в ее международных аспектах, включающих экономические, правовые, институциональные условия хозяйственной деятельности. Второй — научные основы бизнеса, вопросы микро- и макроэкономики, финансы, организационное поведение. Третий — базовые профессиональные дисциплины: менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, управление человеческими ресурсами. Четвертый — специализированные дисциплины для каждого конкретного направления.

Помимо этого, в программе было много самостоятельных работ прикладного характера, психологических тренингов, обучающих по-строению эффективных взаимоотношений с коллегами и сотрудниками, и в целом дающих понимание того, что же есть на самом деле современный руководитель в фирме. Нам также преподавали основы этики, способы трансляции в коллектив новой корпоративной культуры.

— Что Вы получили от этого образования?

— Сейчас я понимаю, что, помимо знаний, программа МВА дает системность мышления, оценки проблем бизнеса, учит находить оптимальное решение поставленных задач. Плюс к этому полученные знания и навыки экономически целесообразны в условиях современного российского рынка.

Получив это образование, я чувствую себя увереннее, я могу предложить несколько вариантов решения поставленных задач с учетом всевозможных рисков, отвечать за эти решения. Видение бизнеса стало шире, объемнее, а сам бизнес — более эффективным…

В нашей стране многие предприниматели управляют производством, основываясь исключительно на своем чутье. Они, например, вдруг решают, что некое направление будет прибыльным в ближайшее время, и направляют в него все ресурсы. Когда же оказывается, что курс избран неправильно и проект приносит только убытки, то виноватыми в этом, как правило, оказываются все, кроме самого «ведущего».

Мы в процессе обучения постоянно рассматривали такие примеры. И это помогает мне сейчас избегать необдуманных действий в бизнесе, независимо и масштабно мыслить при принятии управленческих решений, работать в команде, управлять людьми и не бояться рисковать.

Беседу вела Юлия АНДРЕЕВА